Школа «Боривитер». /Getty Images/Коллаж Александра Карасева
Категория
Компании
Дата

Менеджмент войны. В противоположность «советщине» украинских военных обучают современному управлению и лидерству. Как это происходит

5 хв читання

Школа «Боривитер». Фото Getty Images/Коллаж Александра Карасева

После 24 февраля численность украинской армии выросла втрое. Учить новичков планировать боевые задания времени не было, да и иностранные инструкторы уехали из страны. Где военные приобретают менеджерские навыки и почему это критически важно на войне?

«Разбить 13-ю и 14-ю тактические группы дивизии; охранять ключевые населенные пункты и охранять объекты жизнеобеспечения населения», – так звучит пример боевой задачи, которую батальон получает от высшего командного штаба.

Военные не бросаются его выполнять. Пройдет от нескольких часов до нескольких недель, прежде чем приказ спустится на поле боя к сержантам, управляющим отделениями по 10–40 человек. Время требуется штабу батальона на планировку. От него зависит, выполнит ли подразделение боевое задание и какой ценой.

До полномасштабного вторжения планированию обучали иностранные военные инструкторы. «После 24 февраля вместе с посольствами из Украины выезжали военнослужащие разных стран», – говорит собеседник в дипломатических кругах, попросивший не называть его имя.

Вооруженные силы выросли более чем в три раза – до 700 000 человек, а квалифицированных сержантов и взводных командиров не хватало. «Угроза ракетных ударов ограничивает возможности мест подготовки. А за счет части преподавателей и инструкторов сформированы боевые подразделения», – говорит офицер из Минобороны на условиях анонимности.

Со временем пробел начали закрывать обучением за границей. Свою лепту вносят и волонтерские школы. Одна из них – ОО «Военная школа «Боривитер» – запустила два курса: по планированию и по лидерству для сержантов.

«Наша армия сейчас – марафонец, который бежит длинную дистанцию и которому одновременно делают операцию на сердце», – рассказывает о необходимости соучредитель школы Орест Билоус. Как военные приобретают управленческие навыки и почему это критически важно на войне?

Менеджмент войны. В противоположность «советщине» украинских военных обучают современному управлению и лидерству. Как это происходит /Фото 1

Школа «Боривитер»

Менеджмент войны. В противоположность «советщине» украинских военных обучают современному управлению и лидерству. Как это происходит /Фото 2

Школа «Боривитер»

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Подходы НАТО вместо «советщины»

Студенты курса «Военный процесс планирования и принятия решений» (MDMP) школы «Боривитер» на первом занятии сразу получают боевую задачу. Чтобы спланировать ее выполнение, у них есть до 14 дней – именно столько сейчас длится курс. «Это окно, которое у нас есть, когда подразделение прибывает на восстановление, доукомплектование или переподготовку», – говорит Билоус. До февраля такие курсы продолжались один– два месяца.

Обучение проходит до 30 человек – штаб батальона, который полностью занимается планированием боевой задачи. Батальон делится на семь секций: отдел персонала, разведка, логистическое обеспечение, связь и т.д.

Как военные планируют операции

В «Боривитере» учат планировать и принимать решения так, как делают армии стран НАТО. Подход состоит из семи шагов:

  • получение боевой задачи;
  • анализ условий, сил и средств своих и противника, потенциальных угроз;
  • разработка минимум трех вариантов действий;
  • розыгрыш вариантов на макете местности с учетом разных условий;
  • рассмотрение наиболее вероятных, опасных и эффективных вариантов действий;
  • заслушивание результатов командой с командиром;
  • принятие решения, подготовка и выдача приказов к исполнению.

Каждая секция имеет свой штат и наработки по направлениям. «У них происходит что-то вроде бизнес-meet-up – отчитываются коллегам из других отделов и командиру. В результате коллективной работы принимают решения», – говорит Билоус.

Отсылка к бизнесу не случайна. С мобилизацией в войска попали профессиональные менеджеры, чьи навыки из мирной жизни помогают руководить и в армии. У продакт-менеджера Uklon Олега Берестового сейчас в подчинении три отделения – всего 15 военных. «Каждый из них имеет свою конкретную работу, но должен подхватить работу побратима, если с тем что-либо произойдет, и завершить миссию», – говорит Берестовой.

«Мирные» практики на службе военных менеджеров

  • Брейншторм. «Перед заданием каждый высказывает свое мнение, как он это видит. Я на основе идей команды принимаю решение», – рассказывает Берестовой.
  • One-to-one встречи. «В течение недели военный может подойти ко мне и высказать любые предложения, рекомендации и т.д. Но только one-to-one. Это не должно быть при всех, чтобы не подрывать мой авторитет перед другими»
  • SMART-задачи. «Очень важно ставить четко описанные задачи. Если солдат знает конкретно, что он должен сделать, в котором часу прийти, когда завершить миссию, то больше вероятность того, что приказ будет выполнен эффективно».
  • Fuckup Nights. «Ежедневно я даю простор военным высказаться, что было в течение недели не так, что выбесило, с чем не соглашаются. Это позволяет выпустить пар друг к другу и ко мне тоже – покритиковать меня, потому что я этого прошу».
  • Анализ выполненного задания. «В армии есть жизненно необходимая практика – разбирать проделанную работу: кто какую ошибку допустил, почему, как не сделать ее в следующий раз».
  • Off Day. «Здесь нет проблем с мотивацией, но есть другая проблема – усталость быть вне дома, не с семьей, видеть каждый день одних людей, делать одно и то же, не видеть четкого результата работы, ждать следующей задачи. Поэтому даю возможность бойцу один день ничего не делать».

Такие подходы не похожи на наследство советской армии. «Во всех боевых уставах советской армии были слова об «единологических» принятиях решения командиром», – вспоминает свою службу собеседник из Минобороны. И добавляет еще один ключевой лозунг «советщины» – «ради победы… мы за ценой не постоим».

Школа получила запросы на курс по планированию от 20 подразделений разного уровня. Отобрали семь батальонов и планируют обучить их до конца года. «Хотим, чтобы Украина могла самостоятельно обеспечивать военную подготовку», – говорит о глобальном замысле Билоус.

Почему государство не масштабирует модель сверху? Не всем подразделениям хватает средств: программное обеспечение АСУВ, защищенная система связи, средства разведки и т.д. «Этого у нас, к сожалению, в достаточном количестве нет, – говорит военный из Минобороны. – В то же время ВСУ постепенно получают необходимые средства, учатся «с колес».

Выполнить план

«Задача может быть идеально спланирована, но без качественного лидера на месте становится оторванной от реальности», – говорит Билоус. Исполнители на местах – отделения до 40 человек во главе с сержантами. Они находятся прямо на поле боя и ведут за собой солдат.

«Миссия военного лидера Вооруженных Сил Украины любого уровня военного управления – «Быть. Знать. Вести», – говорится в Доктрине развития военного лидерства в ВС Украины за 2020 год. Государство пыталось реформировать это на высшем уровне.

Эффективные изменения начались только в 2014–2015 годах. Ввели лидерские курсы для офицеров и сержантов, дополнили программы в университетах, создали центры подготовки сержантского состава. Но устаревшие уставы ВСУ связывают руки. «Командирам трудно принять ответственное решение, если контрольные органы могут законно спросить, почему оно идет вопреки действующему законодательству», – объясняет полковник.

Впрочем, решение на месте все равно нужно принимать и поддерживать солдат. Сержант должен быть своего рода психологом, понимать своих подчиненных и способствовать их развитию. Подтягивать их по тем темам, в которых они слабее, говорит Билоус. Этому также нужно учить. Курс «Боривитра» по лидерству для сержантского и старшинского состава за неполный день получил более 300 заявок.

В школе проводят лекции и практические занятия о том, как объяснять подчиненным боевую задачу, мотивировать, разрешать конфликты. Не менее важное направление – учить подчиненных быть лидерами. «Мне точно нужно, чтобы все 10 человек прошли курс», – пишет в запросе командир взвода с позывным «Скрин».

Мощности школы позволяют обучить 300–400 сержантов до конца года. Так что обучение армии необходимо расширять. «Нужно добавить еще четкое распределение полномочий по принятию решений, определенный уровень доверия между командирами и подчиненными, ответственное отношение к будущему результату – и получим несомненное преимущество над врагом», – отмечает собеседник из оборонного ведомства.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд