Как в условиях войны работодателям в Украине оставаться привлекательными для кандидатов? Какие отрасли, кроме IT – в топе для трудоустройства? И каковы требования соискателей к современным компаниям. EY в Украине с октября по декабрь 2023 года провела опрос, каким был 2023-й для работодателей и соискателей работы. Вот что они узнали
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Каким был 2023 год для работодателей
Даже в условиях войны украинский бизнес не теряет оптимизма и уверенности в своем будущем – в этом году на 5% больше компаний избрали прогрессивный курс и планируют увеличить бюджет на развитие бренда работодателя. В 2023-м среди актуальных инициатив, проводимых работодателями, были, в частности, забота о физическом и ментальном благосостоянии сотрудников (88% компаний), повышение уровня вовлеченности/лояльности сотрудников (62%). Подавляющее большинство компаний не забывали о помощи ВСУ/волонтерской деятельности/благотворительности (60%).
Более половины компаний определяют релокацию сотрудников в разные страны и регионы Украины (56%) и изменение приоритетов соискателей работы (54%) среди основных вызовов в направлении работы с брендом работодателя в течение 2023 года.
Каким был 2023-й для соискателей работы
В 2023 году значительно меньше опрошенных респондентов испытывали трудности при поиске работы: 62% студентов (по сравнению с 79% в 2022-м) и 33% профессионалов (по сравнению с 45% в 2022 году), что связано с изменениями динамики рынка труда – все больше работодателей ощущают нехватку квалифицированного персонала. Впрочем, перечень трудностей остается неизменным из года в год. Среди основных восемь из 10 молодых специалистов отмечают недостаточный опыт работы, а половина опытных кандидатов все чаще сталкивается с ограниченным количеством вакансий по специальности.
Количество респондентов, отмечающих, что война негативно повлияла на возможности трудоустройства, сокращается: 48% студентов и 44% профессионалов против 61% и 52% соответственно.
Привлекательность работодателя
Есть значительные разрывы в восприятии факторов привлекательности между работодателями и кандидатами. Работодатели указывают своими ключевыми преимуществами официальные трудовые отношения, имидж компании на рынке и корпоративную культуру.
Профессионалы же выбирают работодателей за конкурентный размер базовой заработной платы, возможности для развития и корпоративную культуру, а студенты – за возможности карьерного развития, привлекательную зарплату и гибкий график работы.
Поисковые источники
Также наблюдаются отличия в источниках информации о работодателях – соискатели работы все реже просматривают корпоративные сайты, в то время как компании делают на них наибольший акцент.
Для поиска информации о работодателях кандидаты чаще всего используют социальные сети и сайты по трудоустройству. Интересно, что профессионалы также собирают информацию о работодателях через личные знакомства. В последние годы также снижается популярность онлайн-СМИ среди обеих групп кандидатов.
IТ – в топе отраслей для трудоустройства
IТ остается самой популярной отраслью, где хотят работать как студенты, так и профессионалы с существенным отрывом от других отраслей, таких как FMCG и производство (детали ниже). В то же время сфера маркетинга и коммуникаций ежегодно становится все более популярной среди соискателей работы. В 2023 году она выросла на 11 позиций среди студентов и на пять позиций среди профессионалов (заняв 12-ю строчку).
Ожидание соискателей работы
Молодые специалисты в первую очередь ищут в работодателях возможности для интересной и динамичной карьеры. При этом фактор личного и профессионального развития значительно утратил привлекательность для студентов.
Кроме карьерных возможностей, они обращают особое внимание на размер базовой заработной платы и гибкость рабочего графика. В 2023 году значительно возросла приоритетность таких факторов, как имидж компании на рынке и корпоративная культура. Это свидетельствует о желании студентов работать в компаниях с хорошей репутацией (как извне, так и изнутри).
Профессионалы больше ожидают от работы справедливого денежного вознаграждения за свой опыт, а также ищут место, где могут максимально раскрыть свой потенциал.
В пятерку важнейших факторов также входит корпоративная культура (атмосфера в коллективе) и имидж компании на рынке (похожая тенденция среди студентов). Относительно меньшая приоритетность удаленной и релоцированной работы для опытных кандидатов, чем для молодых специалистов, что может объясняться важностью для последних совмещать работу и обучение.
Как работодателям оставаться привлекательными для кандидатов?
- Признать, что существуют разрывы в восприятии EVP (ценностного предложения работодателя) кандидатами и самими работодателями.
- Сформировать портрет целевой аудитории кандидатов (например, студенты четвертого курса, изучающие технические науки в КНЭУ, или руководители среднего звена, имеющие опыт работы более пяти лет в IТ-разработке и хорошо владеющие английским).
- Понять: что для них важно при выборе места работы; по каким причинам они готовы его изменить; где хотят работать и почему.
- Проанализировать конкурентов относительно талантов и их ценностного предложения, ключевых сообщений и уровня информационного присутствия.
- Транслировать уникальность вашего EVP целевым талантам через информационные каналы, где они проводят больше времени, а также через сотрудников (реферальные программы, амбасадорство, проявление заботы и т.п.). Тестировать нестандартные подходы к рекрутингу (подумайте с коллегами, кандидатами во время фокус-групп).
- Отслеживать эффективность восприятия вашей компании как работодателя (как для внутренней, так и внешней аудитории).
- Активно развивать силу бренда работодателя. Кандидаты и конкуренты не ждут.
Методология
Опрос «Лучший работодатель» проводился в период с октября по декабрь 2023 года через собственную базу контактов, партнеров и социальные сети EY в Украине (Ernst & Young). База респондентов: около 550 студентов и более 1800 кандидатов с опытом работы. Наиболее представленные регионы: Киев и область, Львов и область.
EY в Украине (Ernst & Young) проводит исследование «Лучший работодатель» с 2005-го. С началом полномасштабной войны исследования адаптировали к современным реалиям в Украине: содержит вопрос о потенциальных планах респондентов в Украине уехать за границу и находящихся за рубежом респондентов о возвращении в Украину. Добавлены новые факторы привлекательности работодателей и причины изменения места работы.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.