Категория
Жизнь
Дата

Прошлое как проблема. Можно ли отказаться от собственного этоса? Объясняет философ Вахтанг Кебуладзе

Какое наследие нужно сохранить, какое адаптировать, от какого отказаться для развития успешной Украины? /ілюстрація згенерована Олександром Скоріченко за допомогою ШІ DALL-E

Какое наследие нужно сохранить, какое адаптировать, от какого отказаться для развития успешной Украины? Фото ілюстрація згенерована Олександром Скоріченко за допомогою ШІ DALL-E

Какое наследие нужно сохранить, какое адаптировать, от какого отказаться для развития успешной Украины?

Можно ли вообще отказаться от наследия? Если это материальное наследие, то, по желанию, пожалуй, да. А если речь идет о наследовании культурного достояния, политической традиции, религиозных верований, нравственных убеждений или опасных аморальных предрассудков, если уж на то пошло триба жизни, что выражает древнегреческое слово «этос»? Можно ли отказаться от собственного этоса?

Всегда ли этос – положительное понятие, с которого Аристотель и формирует понятие «этика», то есть учение о правильном образе жизни, или унаследованный этос может содержать негативные и деструктивные элементы?

С одной стороны, ни одно политическое и культурное образование никогда не возникает на пустом фоне – унаследованная традиция питает культуру и обуславливает социально-политические формы жизни. С другой стороны, мы можем наследовать из прошлого губительные социально-политические практики, иногда даже не осознавая их подлинной опасности.

Война разрушает привычный мир и обнаруживает скрытые исторические тенденции, изменяя наше отношение к историческому наследию. Задумываясь о причинах войны, мы должны пересматривать наше понимание истории, искать в собственном прошлом то, положительное значение чего недооценили, и то, опасность чего предпочитали не замечать и поэтому не осознавали его разрушительного влияния и на наше настоящее.

Ни одно культурное наследие нельзя сохранить в неприкосновенном, законсервированном виде. Консервация не обязательно означает сохранение. Консервация без творческого переосмысления скорее ведет к примитивизации традиции, превращению ее в бездумное воспроизведение лишенных смысла ритуалов.

Что касается современной Украины, то это означает освобождение от унаследованных стереотипов восприятия украинской культуры и истории, модернизацию нашего отношения к собственному наследию.

Скажем, нельзя воспринимать Шевченко только как деда с усами, ведь это лишь один из образов украинского гения, настоящего представителя европейского романтизма – повесы и страдальца, противоречивого и провокационного, поверхностно игривого и в то же время пронзительно глубокого художника с грустной улыбкой.

Модернизация и означает адаптацию. А адаптировать значит хранить. Кстати, именно такой адаптации через модернизацию препятствует навязанный нам российский имперский взгляд на украинскую культуру, то есть взгляд нашего врага, который испокон веков оставлял украинское как нечто архаичное и недоразвитое на маргинесе собственной культуры, которая тянулась и стремится быть «великой».

Поэтому для развития успешной Украины мы должны освободиться от разрушительного влияния российского имперского наследия. Процесс декоммунизации, с большим опозданием начавшийся в нашей стране, – это лишь один из этапов этой эмансипации. И он не должен завершиться только переименованием улиц и сносом памятников коммунистическим преступникам.

Нам нужен суд над преступлениями российского коммунизма. А наша настоящая победа над врагом будет означать не только освобождение от российских окупантов всей территории Украины, но и дерусификацию сознания граждан и гражданок нашего государства, что зависит от очищения нашей политики памяти и историко-культурных нарративов от ядовитых миазм российского мира смерти.

Этот процесс уже начался. Но для его удачной реализации не стоит забывать, что просто отказаться от исторического прошлого невозможно, а в конце концов и опасно. Неосознанные и незалеченные травмы прошлого унаследуют наше будущее. К тому же, врага надо знать.

Поэтому российскую историю, политику и «культуру» нужно изучать, но вместе с тем позаботиться о том, чтобы этот опасный объект исследования уже никогда не превратился в субъект нашей политики, культуры и истории.

Нам также следует признать, что некоторые наши предки участвовали в российских преступлениях на протяжении всей истории существования России, а некоторые из них даже присоединились к ее созданию и укреплению. Также мы должны честно осознать и другие непростые моменты нашей истории и сложные отношения с другими народами.

Мы сами должны создать не только пантеон наших героев, но и бестиарий наших негодяев. Ведь история любой политической нации – это сложное сплетение побед и преступлений.

Впрочем, только те нации, которые способны рассмотреть собственную правдивую историю в тусклом зеркале прошлого, достойны успешного будущего.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине