Сериал «Первые дни» производства Film.ua Group выйдет 1 ноября на Netflix в Украине и ряде европейских государств. Впервые премьера украинского проекта состоится на американском стриминге. Как продюсеры сериала выстраивали сотрудничество и о каких деньгах идет речь
Весной 2022-го шоураннер Film.ua Group Анастасия Лодкина собрала шестерых режиссеров, чтобы каждый выбрал или придумал историю для эпизода в новом сериале. Условие одно: их должна была объединять тема первых месяцев вторжения России в Украину. На встречу пришли режиссеры: Алексей Есаков и Тала Пристаецкая, Артем Литвиненко, Валентин Шпаков, Павел Остриков и Катя Царик. Результат их работы – сериал «Первые дни» еще во время съемочного процесса приобрел Netflix.
Netflix уже покупал у Film.ua Group контент на этапе производства, например, полнометражный фильм «Большая прогулка», рассказывал соучредитель Film.ua Group Сергей Созановский на медиафоруме Kyiv Media Week. «Большую прогулку» продали вместе с большим пакетом фильмов, о чем Forbes стало известно в начале осени 2022-го.
Однако сериал «Первые дни» станет первым проектом, премьера которого состоится на Netflix. Он дополнит подборку украинских фильмов и сериалов, которых на Netflix уже около 50%.
Трейлер сериала «Первые дни» производства Film.ua Group, который выйдет 1 ноября на Netflix
Кроме Украины, Netflix покажет «Первые дни» в Польше, Чехии, Словакии, Румынии, Венгрии, Молдове, балтийских и балканских странах. Немного позже сериал выйдет на национальных каналах более 12 стран, среди которых Исландия, Австралия и Франция. На украинском телевидении «Первые дни» можно будет посмотреть в 2024 году на канале «1+1».
Как команда Film.ua Group шла к продаже сериала американскому стримингу и строила сотрудничество с европейскими партнерами.
Партнеры Film.ua Group. Кто профинансировал создание сериала «Первые дни»
Одна из продюсеров сериала Екатерина Вишневская называет «Первые дни» самым масштабным совместным производством с другими странами времен большой войны. В конце весны 2022 года, еще до написания сценария, первым зарубежным партнером проекта стала немецкая студия и дистрибьютор Red Arrow Studios International. «Они поверили, что взгляд на войну глазами обычных людей будет интересен зрителям мира, как заинтересовал их», – говорит Вишневская.
Red Arrow Studios International профинансировала написание всех сценариев сериала. «Это стало важным кирпичом для построения дальнейшей стратегии, потому что было с чем идти к другим потенциальным партнерам», – говорит продюсер.
«Эти истории – о любви, доброте и отчаянной вере, что мы выстоим и победим, – добавляет продюсер проекта Анна Елисеева. – Это о днях, когда мы пережили самый большой страх, но и самый большой подъем». Эта интонация подкупает и завораживает иностранных бродкастеров и дистрибьюторов, считает она.
Продюсер Екатерина Вишневская называет «Первые дни» самым масштабным совместным производством с другими странами времен большой войны
Red Arrow стала мировым дистрибьютором проекта и помогла с предварительной продажей вещателям в Европе и Австралии. «Это уменьшало риски, потому что из-за войны мы нуждались в деньгах на финансирование съемочного процесса», – говорит Вишневская.
Первым на сотрудничество согласился национальный вещатель Финляндии – YLE. Между скандинавскими вещателями существует давняя история партнерства, поэтому после этого было немного легче убедить Швецию (SVT) и Норвегию (NRK), рассказывает Вишневская. Часть средств в бюджет предоставил фонд USAID.
Каналы-сопродюсеры не только профинансировали часть проекта, но и приобщены к разработке проекта: читали сценарии, смотрели черновые нарезки и финальный монтаж.
Бюджет сериала не раскрывают. «Выше среднего для Украины и очень низкий для Европы», – говорит Вишневская. Средний бюджет украинского сериала игроки рынка оценивают ориентировочно в $25 000–35 000 в час.
Как Film.ua Group работает с Netflix
В Netflix команда обратилась на этапе съемок. «Нам нужно было убедиться, что Netflix не сможет отказаться от предложения», – говорит Вишневская. На тот момент команда проекта выстроила отношения с вещателями, сериалом интересовались на ключевых европейских территориях, о нем знали на профессиональных ивентах и фестивалях. «О нас говорила индустрия», – резюмирует Вишневская.
Из первых отснятых материалов для Netflix смонтировали тизер, и уже через два месяца стриминг купил сериал. «Это было возможно благодаря большому опыту нашей дистрибуции, – говорит Вишневская. – Мы понимаем внутренние процессы Netflix». Стоимость сделки и порядок цифр она не раскрывает. Netflix покупает сериалы по стоимости их производства и прибавляет еще 30% от этой суммы, хотя большим студиям удалось договориться о больших процентах, писало в 2018 году CNBC.
Netflix инвестировал в украинский контент большую сумму – миллионы долларов, говорил Созановский на Kyiv Media Week. Более точные цифры – коммерческая тайна. «Национальный контент достиг уровня, когда он хорошо работает на разных площадках, – отмечает он. – Это коммерчески привлекательно». По его словам, количество просмотров национального контента на платформе впечатляет. Хотя стриминг не позволяет раскрывать их публично.
Премьеру сериала «Первые дни» на Netflix увидят 19 стран – Украина и страны Центральной и Восточной Европы. Затем фильм покажут национальные телеканалы еще более 12 стран. Не возникает ли здесь конфликта между диджиталом и телевидением? Нет, потому что Netflix приобрел только VOD-права.
«Это win-win, – убеждена Вишневская. – Netflix имеет эксклюзивное окно в течение определенного периода, и за это время контент можно будет посмотреть только на сервисе в странах, где произошли продажи. А позже мы свободны использовать эти права на телевидении».
1 ноября сериал выйдет на стриминге, и уже в январе «Первые дни» покажут на чешском телевидении, говорит Вишневская. «Потом наш контент выйдет в Эстонии и, надеемся, на телевидении в других странах Восточной и Западной Европы», – добавляет продюсер.
Как снимали сериал во время большой войны
Все сюжеты сериала вдохновлены реальными событиями, произошедшими в первые два месяца войны, рассказывает продюсер Елисеева. Например, в одной из серий показана история частного зоопарка, который 34 дня был под оккупацией, но люди не бросили животных. Елисеева вспоминает историю артиста Андрея Данилко, который остался на Крещатике в своей квартире «один на один с опасностью».
Сериал снимали в Киеве и области с марта по май 2023 года. «Старались подбирать локации, которые передают дух и «европейскость» города – центр, Подол, – рассказывает Елисеева. – Также снимали места, где чувствуется военный дух – улицы, перекрытые «ежами», блокпосты». Один из съемочных дней провели в Берлине.
Что делали, чтобы сделать контент понятным жителям других стран? «У нас один прием – максимальная искренность, собственный эмоциональный опыт первых дней [большой войны] и профессиональный опыт создания контента», – говорит Елисеева.


Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.