Исторический центр Одессы был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Украина шла к этому 14 лет. Что городу даст защита международной организации и почему этот статус важен, объясняет менеджер проекта, предприниматель Николай Викнянский.
Внесение Одессы во Всемирное наследие ЮНЕСКО прошло сложный путь. Россияне затягивали голосование комитета, пытались перенести его и пели «У Черного моря» Утесова, говорит министр культуры Александр Ткаченко.
Важное для Украины решение удалось принять благодаря украинским дипломатам и представителям Болгарии, Бельгии, Греции, Италии и Японии. Эти страны внесли в повестку дня вопрос об Одессе.
За последний год в списки ЮНЕСКО попали украинский борщ и центр Одессы. Минкульт начал работу над внесением в список Чернигова. Что означает защита ЮНЕСКО? «Это своеобразный щит безопасности над Одессой, – объясняет Ткаченко. – Также это большая работа по сохранению города от застройщиков и разрушений».
Проектом по внесению Одессы в список Всемирного наследия ЮНЕСКО руководил Николай Викнянский. С 24 февраля – менеджер местного волонтерского центра «Гостинна хата», а затем советник городского головы Геннадия Труханова. К вторжению – предприниматель с мебельным бизнесом.
Что для Одессы означает попадание в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и почему оно важно, Викнянский рассказал Forbes в блиц-интервью.
Почему важно попадание в список Всемирного наследия ЮНЕСКО?
Во-первых, список Всемирного наследия ЮНЕСКО – это культурное наследие. Сейчас идет война именно за украинскую культуру и идентичность. Попадание в список ЮНЕСКО – признание одесской украинской культуры. И никто уже не может сказать, что нас как народа нет.
Во-вторых, россияне пытаются доказывать миру, что они цивилизованные и никогда не разрушают объекты, защищаемые ЮНЕСКО. Мы рассуждали так: если они говорят, что не разрушают объекты всемирного наследия, это может оградить центр нашего города. Если же разрушат – это дополнительные аргументы для наших дипломатов, почему нам нужно предоставлять оружие и ПВО, и демонстрация того, что у нас война с варварами, разрушающими всемирное наследие.
В-третьих, мы мечтаем жить в экономически удачном государстве. Бренд ЮНЕСКО способен привлечь туристов со всего мира и способствовать развитию.
И последнее. Пребывание в списке ЮНЕСКО налагает большие обязательства. Мы обязались не строить ничего в центре города и многое демонтировать. Ожидаем мониторинговую миссию, где мы будем принимать решения, как это делать. Это на 10-20-30 лет вперед задает вектор развития нашему городу.
Если здание исторического центра будет разрушено в результате атаки россиян, ЮНЕСКО будет финансировать восстановление?
На это будут давать деньги россияне, потому что ЮНЕСКО поможет нам выиграть суды. Возмещать средства будет очень просто, этому поспособствует международное законодательство.
То есть если нужно будет что-то усовершенствовать, это станет возможным за деньги ЮНЕСКО, а если что-то будет разрушено Россией, то нести за это ответственность будет она?
Да.
Какие достопримечательности теперь обезопасены?
Наша номинация называется «Исторический центр города-порта Одессы», поэтому номинировали не конкретные объекты. Речь идет о центре города, спланированном Францом де Воланом в конце ХVIII века. Если посмотреть на планы и карты, то планирование нашего города не изменилось. Именно планировка города и все, что внутри исторического центра – это и есть памятник архитектуры, признанный ЮНЕСКО.
Что означает формулировка «под защитой ЮНЕСКО»? О какой именно защите идет речь?
Существует декларация, согласно которой все страны, являющиеся членами ЮНЕСКО, стоят на защите того, что определено организацией как объект всемирного значения. Но мы понимаем, что сейчас нам стопроцентную безопасность могут дать только ВСУ и ПВО. Это несколько иное. Танк может повредить здание, но не может повредить смыслы. Те смыслы, которые мы дали этой номинацией, уже никогда не разрушить. Наша культура признана объектом всемирного значения. Это значит, что она важна как интегральная часть всемирной культуры.
То есть о физических вещах, таких как защита сооружений, речь не идет?
Идет речь. У нас были маленькие гранты, с которыми помогало ЮНЕСКО. Из-за ракетных обстрелов пострадали Одесский художественный музей и Воронцовский дворец. Сотрудники музея, основавшие благотворительную организацию Museum for Change, получили грант на реставрацию и защиту. Этим занималась Александра Ковальчук, я ей помогал. ЮНЕСКО способствовала восстановлению и установила защиту, например мешки с песком. Это – грантовые программы, не финансирование.
Работа над материалами номинирования продолжалась с 2009 года. Почему это заняло столько времени и почему мы получили статус именно сейчас?
Действительно, процедура началась в 2009 году, но это не очень удачно. Мы попали в предварительный список мирового наследия, в котором и висели. В начале полномасштабного вторжения нам пришла в голову идея, что статус может быть нам полезен. Мы обратились к предыдущему руководству ЮНЕСКО, мои друзья познакомили меня с директором. Я позвонил и сказал: «Здравствуйте, я из Одессы, и мы должны попасть в список».
Над проектом работала большая команда. Это и команда Одесского городского совета, и одесские историки, филологи, краеведы, команда МКИП и дипломаты. Все работали по полной.
Мы получили огромную поддержку со стороны Италии. С нами работали десять экспертов Туринского политехнического университета, у которых это уже 15-е досье. Работали три человека из Минкульта Италии и двое из номинационного ЮНЕСКО. Я все менеджерил.
Какими были самые большие вызовы для вас как для менеджера?
В начале все говорили, что это нереально. Чем чаще я это слышал, тем интереснее было. То, что мы сделали за семь-восемь месяцев, в обычной ситуации длилось бы три-пять лет.
Какие обязанности на городские власти налагают новый статус города?
Сохранность. Имеются две зоны: центральная и буферная. В центральной запрещено строить что-либо, можно только ремонтировать и консервировать. У буферной также очень много запретов. В частности, высотность новых домов не должна разрушать пейзаж, плотность населения и дороги. Правил, которые мы должны соблюдать, очень много.
ЮНЕСКО может и отозвать статус. Что нужно делать, чтобы этого не произошло?
Следует соблюдать международное законодательство, которое мы обязались выполнять. В последний раз из списка «вылетел» Ливерпуль, когда они перестроили центр города и их со скандалом «попросили».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.