Главная драма конца 2021-го «Власть пса» принесла создателям урожай наград: «Серебряного льва» за режиссуру на Венецианском кинофестивале и премии «Золотой Глобус» за лучшую режиссуру, актерскую игру второго плана и драматический фильм. Портал Metacritic подсчитал: «Власть пса» чаще всего входила в списки лучших фильмов 2021 года. Что особенного в этой ленте
«Власть пса» – первый полнометражный фильм режиссера Джейн Кэмпион за 12 лет. Его съемки начались в январе 2020 года и не прошли безоблачно: в апреле их на несколько месяцев остановили из-за пандемии. «Нам оставалось доснять еще три-четыре недели. Мы не понимали, сможем ли продолжить проект после остановки», – вспоминает Кэмпион. Обезопасить фильм финансово помогла Netflix, которая приобрела на него права в 2019 году.
Кэмпион признается, что сначала не думала о сотрудничестве с Netflix. Режиссер сравнивает стриминг с семьей Медичи нашего времени и говорит: топ-менеджеры платформы действительно любят кино. Кроме любви сотрудничество принесло Netflix первую премию «Золотой глобус» за лучшую драму.
Этот год стал триумфальным для стриминговых платформ на «Золотом глобусе». За свои проекты Netflix получила 44 номинации, впрочем, уступив HBO в фактических наградах – последняя получила шесть премий, а Netflix забрала пять. Из них тремя премиями платформа обязана именно «Власти пса». Стриминги и домашний просмотр в удобное зрителю время отвоевывает территорию кинотеатров.
«Власть пса» – история о мужской хрупкости с неожиданным финалом. Главный герой Фил Бербэнк, которого сыграл Бенедикт Камбербэтч, – владелец ранчо, которое он делит с младшим братом Джорджем. Фил – интеллектуал, воплощение жестокости, непримиримости и токсичной маскулинности, который прикуривает от сделанных вручную бумажных цветов.
События разворачиваются между квартетом главных героев: Филом, Джорджем, его новой женой – недавно овдовевшей Роуз Гордон – и ее сыном Филиппом. На двух последних Фил обрушивается с садистской жестокостью, продолжая травлю и не давая ни малейшего шанса сочувствию. С помощью каких приемов Кэмпион рассказывает эту историю?
Пастельные цвета и съемки в глуши в Новой Зеландии
«Власть пса» – медитативное кино с гипнотической картинкой. Красноречивый пример – кадры, в которых на ветру неспешно покачиваются залитые кровью колоски пшеницы. Отказавшись от идеи снимать черно-белый фильм, Кэмпион остановилась на приглушенных оттенках. В каждой сцене их не более пяти. Оператор Эри Вегнер описывает фильм как «радугу коричневого цвета».
Кэмпион планировала снимать фильм в Монтане, где жил автор романа «Сила пса» Томас Сэвидж. Затею пришлось оставить: локация выглядела слишком современно и недико для того, чтобы оживить там события 1925 года. В результате съемки проходили в регионе Отаго в Новой Зеландии. «Это 360 градусов абсолютной пустоты», – описывает Кэмпион. Чистое полотно позволило режиссеру и команде установить необходимую связь между персонажами и пейзажами. Кэмпион стремилась поместить историю в масштабный ландшафт.
Роман «Сила пса»
Книгу «Сила пса», написанную в 1967 году американцем Томасом Сэвиджем, Кэмпион подарила мачеха. Роман пылился на полке режиссера два года. Открыв его, она начала читать со сцены, в которой Фил кастрирует скот, и поняла: это особенная история.
К экранизации «Силы пса» разные фильммейкеры присматривались уже около пяти раз. Каждый безуспешно. «Что я могу? Кто я такая, чтобы предположить, что справлюсь?» – вспоминает Кэмпион свои опасения перед началом работы. Ответов на эти вопросы режиссер так и не нашла, но чувствовала, что она – правильный человек для этой экранизации.
Изучая пейзажи Монтаны, Кэмпион отправилась на ранчо, где вырос Сэвидж и где, вероятнее всего, видел гору в форме собаки – один из центральных образов в романе. «Семья Сэвиджа сказала, что ни разу ее не замечала, – вспоминает Кэмпион. – Но когда мы уезжали, я заметила гору, которая и впрямь выглядит как прыгающая собака».
Актерский состав
Бенедикт Камбербэтч и Джейн Кэмпион договорились, что актер не будет выходить из образа Фила Бербэнка на протяжении всего периода съемок. «Это – Фил. Бенедикта вы встретите позже. Он хороший, но вы познакомитесь после», – так Кэмпион представила команде исполнителя главной роли.
Готовясь к роли, Камбербэтч поработал на ранчо в Монтане, учился делать подковы и играть на банджо, писал письма к Бронко Генри – ментору и кумиру Фила Бербэнка – от его имени. Кэмпион просила Камбербэтча и Джесси Племонса, который сыграл младшего Бербэнка, вальсировать вместе. Этот прием познакомил актеров с телами, запахами и движениями друг друга, то есть с вещами, которые должны знать друг о друге выросшие вместе мальчики.
Саундтрек от Джонни Гринвуда
В этом году мелодии авторства мультиинструменталиста Джонни Гринвуда появились в фильмах «Спенсер» Пабло Ларраина, «Лакричная пицца» Пола Томаса Андерсона и во «Власти пса». Здесь приоритетом композитора было показать внутренний мир персонажей – он сделал это с помощью французского горна, который символизировал сдерживаемые эмоции главного героя.
В одной из кульминационных сцен фильма Бербэнк остается один на затерянной лесной поляне и может расслабиться вдали от семьи и работников ранчо. Для этого сюжета Гринвуд хотел записать оркестровую композицию, но из-за пандемии это не удалось. Поэтому музыкант днями сам записывал разные мелодии на виолончели и альте. «Вышел красочный и сложный звук, но если слушать отдельные партии, становится понятно, что это новичок играет на виолончели за $100», – вспоминает Гринвуд.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.