Дороже, чем «Игра престолов» и «Карточный домик», первый сезон «Ведьмака» вышел в 2019 году, став хитом среди фанатов игр и книг об охотнике на монстров. Только за первые четыре недели фэнтези-сериал просмотрели 76 млн человек. Второй сезон, один эпизод которого может стоить $25 млн, зрители ждали больше двух лет. Как разработчики игр и студии фильмов зарабатывают на франшизе, которой уже более 35 лет
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
$9500 за франшизу
Netflix 17 декабря выпустил второй сезон «Ведьмака». Но настоящий создатель франшизы, польский писатель Анджей Сапковский возмущается, когда его книги сравнивают с этим сериалом или видеоиграми. «Это не игра сделала меня популярным, это я сделал ее известной своим именем и героями», – сказал Сапковский в одном из интервью. Однако именно благодаря играм и сериалу франшиза «Ведьмак» стала одной из самых популярных в мире.
Сапковский не участвовал в их разработке – не любит компьютерные игры и не знает, как создавать фильмы. «Когда я пишу, я не вижу никаких картинок – это для меня не визуальный процесс. Я вижу только буквы и работаю с ними», – говорит он.
Впервые Сапковский продал лицензию на использование созданных им персонажей польской Metropolis в 1997-м неизвестно за какие деньги. Игру так и не закончили – не имели соответствующих технологий, а издатели убеждали, что славянская мифология не интересна иностранной аудитории.
Вторую попытку запустить игру о ведьмаке сделала другая польская компания – CD Projekt Red в 2007 году, выпустив «Ведьмака» для Windows. За права на мир Сапковский получил всего $9500 – большие деньги для писателя в то время. Чего я ожидал от адаптации? Кучу денег – вот и все», – говорит писатель.
Во время работы над второй частью игры, в 2009 году, CD Projekt купил Metropolis, чтобы не было проблем с правами на франшизу.
Обама, «Ведьмак» и сумасшедшие прибыли
Когда в 2011 году Польшу посетил экс-президент США Барак Обама, бывший премьер-министр Дональд Туск вручил ему в подарок вторую часть игры «Ведьмак 2: Убийцы Королей» от студии CD Projekt.
Никто не ожидал, что создание игры по книгам Сапковского будет иметь успех. «Когда мы показывали издателям первого «Ведьмака», они говорили, что лучшим персонажем ролевой игры должна быть женщина-эльф», – рассказывал соучредитель студии CD Projekt Марчин Ивински.
Над первым «Ведьмаком» сначала работали четыре человека, и никто из них не понимал, как создавать ролевые игры. На разработку ушло четыре года и около $10 млн. За первые три месяца после выхода «Ведьмака» компания продала 600 000 копий игры, а за год – около 1 млн.
Вторую часть сделали за такие же сроки и с аналогичным бюджетом. Еще до официального релиза фанаты купили 111 000 копий игры, а за весь 2011 год студия продала более 1 млн копий.
Сложность разработки «Ведьмака» состоит в жанре open world – открытый мир. Тогда на рынке не было дешевого игрового движителя, который подошел бы для реализации задумки, поэтому для «Ведьмак 3: Дикая Охота» студия создала собственный двигатель – REDengine.
Третью часть игры разрабатывали 3,5 года и выпустили в 2013 году. На разработку и маркетинг израсходовали $81 млн. Чтобы привлечь аудиторию по всему миру, разработчики провели более 50 маркетинговых компаний и локализовали игру на 15 языков.
Соучредитель CD Projekt Адам Кичинский говорит, что многомиллионные инвестиции оправдали себя: из $62,5 млн чистой прибыли студии в 2020 году большую часть принес именно третий «Ведьмак».
Через шесть недель после релиза игру купили 6 млн игроков. В 2020 году тираж всех частей «Ведьмака» превысил 50 млн копий – из них 28 млн пришлось на третью часть.
Сейчас студия работает над разработкой четвертой части, в которой главной героиней будет назван ребенок ведьмака Цири. Никто не ожидал, что CD Projekt приступит к разработке новой игры так быстро, ведь последние восемь лет в студии пошло на то, чтобы выпустить (а потом исправить) игру Cyberpunk 2077, которая принесла разработчикам $300 млн.
История Геральта – самый популярный сериал на Netflix
После выхода в 2019 году первого сезона сериала «Ведьмак» на Netflix продажи третьей части игры выросли на 554%. Сочинение Сапковского также ожидал коммерческий успех: через 27 лет после выхода книга «Последнее желание» попала в список бестселлеров New York Times в категории художественной литературы разных жанров.
Книжные магазины не успевали удовлетворять спрос читателей, поэтому американское издательство Orbit Books переиздало 500 000 книг.
На Netflix сериал стал хитом – за первые четыре недели его просмотрели 76 миллионов человек. Netflix убеждал, что это рекордная цифра, хотя критики подвергали сомнению его расчеты. Раньше среди количества просмотров учитывали людей, которые посмотрели, по крайней мере, 70% одного эпизода, а в случае с «Ведьмаком» – кто посмотрел хотя бы две минуты серии.
Netflix был готов агрессивно инвестировать в развитие «Ведьмака». «Это большая новая франшиза, которую мы будем развивать сезон за сезоном», — сказал генеральный директор компании Рид Гастингс.
Сколько Netflix заплатил за франшизу, неизвестно. По неофициальным данным, съемка первого сезона обошлась компании в $70–80 млн, то есть около $10 млн на эпизод. Это больше, чем стоимость первых сезонов сериала «Игра престолов», где один эпизод стоил около $6 млн.
Стоимость разработки одного эпизода сериалов на Netflix
- «Корона» – $13 млн
- «Очень странные дела» – $12 млн
- «Ведьмак» – $10 млн
- «Карточный домик» – $5 млн
- «Оранжевый – хит сезона» – $4 млн
Источник: The Tab
На второй сезон «Ведьмака», вышедший 17 декабря, Netflix не пожалел инвестиций: возможная стоимость одного эпизода выросла до $25 млн. Пользователи IMDB поставили оценку 8,2 из 10 за два сезона сериала.
Самые популярные по просмотрам сериалы на Netflix (на 17 декабря)
- «Игра в кальмара» – 1,65 млрд часов
- «Бриджертоны», сезон 1 – 625 млн часов
- «Бумажный дом», часть 4 – 619 млн часов
- «Очень странные дела», 3-й сезон – 582 млн часов
- «Ведьмак», 1-й сезон – 541 млн часов
Источник: Netflix.
Станет ли второй сезон «Ведьмака» №1 на Netflix? У критиков нет уверенности, ведь за последние два года у него появились сильные конкуренты – «Бриджертоны», «Бумажный дом» и «Игра в кальмара», которые имеют более высокие просмотры.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.