Категория
Деньги
Дата

Тренд на простоту. Богатые люди вместе с капиталами бегут туда, где их не порицают за дорогой костюм

Иллюстрация Getty Images.

Иллюстрация Getty Images.

Как общемировой призыв к скромности и равенству заставляет обеспеченных людей покидать свои страны и к чему это может привести

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Я много лет был уверен, что обеспеченные люди уезжают в Монако или Дубай ради минимизации налогообложения. Так оно и есть – подоходный налог в этих местах 0%. Но оказалось, это далеко не единственная причина. Любопытный для меня инсайт произошел в Дубае.

Было много встреч. Разговаривал с ребятами из Германии, Франции, США. Все мои собеседники – обеспеченные люди, успешные бизнесмены. Некоторые из них уже переехали в Дубай. Во-первых, из-за того, что во всем мире налоговое давление на богатых усиливается. Пандемия коронавируса подлила масла в огонь – бюджетные дыры латаются за счет ужесточения фискальной политики.

В некоторых штатах США люди с годовым доходом более $400 000 могут столкнуться с совокупными ставками подоходного налога свыше 60%.

Вторая неожиданная причина, которая подпитывает любовь богатых людей к Дубаю или Монако, – возможность наслаждаться заработанными деньгами без чувства вины. Ездить в дорогом авто без необходимости прятать его подальше от глаз – не столько воров, сколько порицателей и моралистов.

«Как тебе не стыдно быть богатым и демонстрировать свое богатство? Будь как все! Равенство – ценность!», – все громче звучит порицающий голос современного общества, одетого в кеды, джинсы и футболки, не обремененного дорогим имуществом и счетами в банках.

В идеологии простоты и равенства нет ничего плохого, как и в кедах с джинсами. Личное дело каждого: надеть костюм Kiton или приобретенную на распродаже футболку и спортивные штаны. Но подчеркну: личный выбор, а не навязанная парадигма с безальтернативным требованием ей следовать. 

Желание дорого и со вкусом одеваться, ездить в дорогом авто, жить в красивом доме, обладать люксовыми предметами обихода далеко не всегда продиктовано стремлением человека продемонстрировать свое превосходство или кому-то что-то доказать. Иногда речь идет о любви к эстетике, искусству и гармонии.

Когда-то к богатым людям прислушивались, подражали им, тянулись до их уровня. Теперь богатство и его атрибуты не только выходят из моды, но даже становятся чем-то постыдным. Этот тренд заставляет обеспеченных людей, тяготеющих к красивой жизни и роскоши, чувствовать себя белыми воронами, маскироваться и убегать туда, где быть богатым и ездить на дорогом авто все еще… прилично. Там же тратить деньги, инвестировать, развивать бизнес, создавать рабочие места и платить налоги.  

«Возвращаясь в Бельгию, я пересаживаюсь в малолитражку. Дорогой автомобиль в нашей стране – моветон, – рассказал мне один из моих собеседников, мультимиллионер. – Я уплатил все налоги в своей стране, но не могу там свободно пользоваться своими честно заработанными деньгами и вести близкий мне образ жизни, к которому тяготею и ради которого, собственно, стремился сколотить состояние». Франция, Германия, Испания – в том же тренде.

«Признаться, мы уже скрываемся, как бы странно это не звучало, – рассказывал другой предприниматель из Германии. – Мало того, что я не могу свободно купить дорогой дом, чтобы об этом не написали в газете, я не могу спокойно пройти со свежей стрижкой по улице: парикмахерские полгода закрыты. На меня посмотрят, как на преступника».

Показательно бедная Ангела Меркель, подчеркнуто непритязательный стиль европейских, американских политиков, бизнесменов, звезд-лидеров общественного мнения – это все пропаганда моды на тотальный casual в стиле одежды и в стиле жизни.

Сейчас подобная риторика набирает обороты и в украинском информационном пространстве. Лидеры мнений с сотнями тысяч подписчиков призывают переехать из дорогого офиса в коворкинг, поменять «неправильные» ценности, связанные с роскошью и жизнью класса люкс, на правильные – основанные на простоте, равенстве и минимализме.

По данным исследования, проведенного в прошлом году консалтинговой компанией Bain&Co совместно с итальянской ассоциацией производителей предметов роскоши Fondazione Altagamma, в 2020-м рынок люксовых товаров упал на 23%. Учитывая обозначенный тренд, можно предположить, что не только пандемия послужила причиной этого падения.

И ничего плохого в этом не было бы, если бы не открытое порицание адептов «старой школы», таких себе миллионеров-консерваторов в костюме-тройке. Противопоставление, которое ни к чему хорошему не приведет. Вам не хочется брендовой одежды – это ваше право. Никто не будет относиться с меньшим уважением к вам и вашим достижениям, если вам ближе джинсы и футболка. Но и богатый, дорого и со вкусом одетый человек не должен чувствовать себя изгоем в обществе, которое развивается, в том числе за счет уплаченных им налогов и зарплат.

Какие последствия такой риторики? Во-первых, талантливые люди бегут из стран, в которых им не комфортно. А с ними уезжают и их деньги. Во-вторых, новая мода на скромность сказывается на мотивации и стимулах нового поколения. Да, несоответствие глянцевой обложке в прежние времена многих удручало и даже вгоняло в депрессию. Но, точно так же, для многих эта картинка становилась стимулом и драйвером развития. Желание быть похожим на человека, олицетворяющего успех, подстегивало амбициозных людей к росту над собой, выходу из зоны комфорта, обучению, риску. 

Шаблоны – это зло во всех отношениях. Но и отсутствие права выбора, уравниловка и порицание стиля жизни тех, кто мыслит иначе, – не меньшее зло. Увы, где деньги – там развитие, это закономерность. Один известный предприниматель написал в своем Facebook: «Нью-Йорк умирает». Не потому ли, что капитал оттуда перетекает в Дубай?

Материалы по теме

 

Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд