Когда в семье рестораторов Дмитрия и Елены Борисовых готовят блюда из курятины, то покупают целую курицу, а не только ее часть. Почему важен такой подход? Он учит сознательному потреблению. «В результате получаем много блюд: из корсета – бульоны, из крылышек – lollipops, которые можно есть, держа за косточку, как конфеты», – говорит Дмитрий Борисов. Так в семье следуют принципам методики Марии Монтессори, где дети учатся во время выполнении собственных действий.
Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за ціною чотирьох номерів. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас.
К воспитанию семерых детей – Даниила, Демида, Бориса, Иосифа, Ильи, Екатерины и Лидии – предприниматели прилагают значительные усилия. К чему они стремятся? Предоставить условия для развития сильных сторон детей, не навязав собственных травм и комплексов.
Борисов рассказал Forbes, на какие принципы в воспитании детей он опирается.
- Категория
- Рейтинги
- Дата
– Отношения в нашей семье построены по принципу пирамиды. На вершине – каждый из нас как отдельная личность. На ступеньку ниже – взаимодействие в семье. Здесь на первом плане наши отношения с Еленой, а далее – общение с детьми.
В семье лидерскую позицию занимает Елена, а в бизнесе я – визионер и стратег. Елена, как мой бизнес-партнер, организует все процессы на уровне микроменеджмента. Я отвечаю на вопрос «куда?», а она на вопрос «как?». В семье наоборот.
Наш инструмент воспитания – личный пример. Важно, что образ жизни, принципы построения отношений и бизнеса показываем не только мы: дети тоже демонстрируют свой пример. Мы учимся у них взаимодействию в цифровом пространстве. Если сравнивать с моделью менеджмента, мы горизонтальная структура, а не вертикально интегрированная бизнес-модель с лидером, который говорит, что делать.
Правила нашей семьи, ценности и цели прописаны в базовом документе. Периодически мы что-то добавляем и вычеркиваем, но это красные линии, которые стараемся не пересекать. Они касаются базового взаимодействия в семье. Не навреди, не укради, не применяй физическую силу и манипуляцию. Спокойно объясни свою позицию и прислушивайся к обратной связи, которую дают близкие.
В воспитании детей мы используем принципы методики Марии Монтессори. Они построены на свободе, взаимоуважении, равных возможностях, но с общепринятыми рамками. Речь идет о том, что моя свобода кончается там, где начинается свобода другого члена семьи.
Для формирования наших детей как личностей мы создаем максимально комфортную среду. Дома у каждого есть своя собственная зона – комната или ее часть. Отдельно – пространство для развлечений с игрушками и гаджетами, которыми дети пользуются в запланированное время. Мы строим простор, где дети могут физически играть развивающими вещами. Если они потребляют цифровой контент, то edutainment (объединение образования (education) и развлечений (entertainment). – Forbes), а не просто мультики.
С помощью учебных заведений мы хотим развить сильные стороны наших детей. К примеру, Катя может учиться в Киевской детской академии искусств: она с детства проявляла много творческой энергии. Старший сын Даниил увлекается урбанистикой и дизайном просторов. Он выбрал Национальный транспортный университет в Киеве. Здесь родительская роль – поддержать детей в том, что они считают интересным. Мы стараемся не насаждать детские травмы и нереализованные родительские амбиции, а поддержать наиболее сильные стороны наших детей. В разном возрасте они хотят попробовать то, чем занимаемся мы с Еленой. Мы даем им возможность побыть официантом, постоять на кухне или смешать лимонад на баре.
Старшие сыновья прошли этот путь и помогают в других сферах – ведении моего ютуб-канала или соцсетей. Данилу интересен маркетинг, кино, видео, и он помогает с монтажом, идеями рекламных кампаний в TikTok. Катя, Демид и Даня тоже могут нам подсказать, потому что они в этом разбираются. Но все происходит органично – мы демонстрируем, как этим живем и чем занимаемся, а они приобщаются, потому что им этого тоже хочется.
Иногда я ловлю себя на чувстве вины: может, мы не так много времени уделяем детям, как принято. Но потом думаю: кем принято и почему? Мы – за качество общения, а не количество. Лучше провести утром с каждым ребенком по 15 минут, побыть в важной для него теме, поговорить, позавтракать, что-нибудь запланировать. Эти 15 минут будут лучше, чем полдня с ребенком, но когда все сидят в гаджетах.
Мы качественно проводим наши выходные. У нас есть бус, в котором помещается почти вся семья, до 10 человек. Бывает, что решаем отпраздновать на выходных юбилей дедушку и организовываем семейную встречу в Одессе. Три дня проводим вместе. Пока едем, общаемся с детьми, поем песни, обсуждаем планы, погоду. Приезжаем и классно проводим время в отеле. Затем ужинаем вместе, готовя приветствие дедушке – от стихов до мини-концертов. Я считаю, это лучшее, что мы можем сделать за короткий уик-энд.
Отдых у нас тоже строится по принципу пирамиды, то есть сначала – собственный. В такой день я могу даже с женой не видеться, потому что каждый занимается своими делами. Когда планируем общий отдых, на первом месте мы с Еленой. Стараемся ездить куда-нибудь вместе как можно чаще. Переключение с обыденности на отдых – часть нашего развития в бизнесе, в частности, потому что в других странах мы вдохновляемся.
Планируя семейный отдых, стараемся, чтобы ценности совпадали с возрастом и предпочтениями членов семьи. Например, с самыми маленькими и родителями едем в Турцию или Египет, где есть семейные отели. А со старшими едем в более экзотические спортивные путешествия: прокатиться на кайте, вейке, сноуборде.
Устраиваем семейные путешествия, формирующие ценности и традиции. Например, мы уже лет 20 ездим в «Буковель» на рождественские праздники. Там изучаем очередные колядки и щедривки, катаемся на лыжах, сноуборде и учим этому самых младших. Вечером проводим время в заведениях, с кумовьями, ходим друг к другу колядовать. Дети весь год ждут этот период, потому что тогда формируется серьезный запас их карманных денег.
Мы с Еленой считаем воспитание бизнес-процессом, потому им занимаются эксперты. Если это няни, у них есть профессиональные навыки, они также разбираются в принципах Монтессори. Нашим школьникам помогают репетиторы, взаимодействующие с детьми через игру и эффективно строящие учебный процесс. Каждый должен заниматься тем, в чем он профессионал. Иногда все, что мы зарабатываем, идет в поддержку этой организации, потому что для нас это приоритет. В нашем маленьком инвестиционном портфеле до 80% может занимать вклад в семейную инфраструктуру и обучение детей.
Легко ли детям у меня что-нибудь выпросить? Бывает. Но Елена контролирует этот вопрос и дает мне правильные советы, чтобы этого не происходило. Мы не даем деньги просто так. Даже карманные нужно заработать. Таким образом, мы стимулируем получать лучшие оценки, посещать спортивные и другие дополнительные занятия. У каждого из детей есть своя карточка, на которой мы регулируем лимиты. Таким образом, учим их финансовой грамотности и ценности денег как одной из важных энергий в жизни.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.