Дмитрий Борисов. /из личного архива
Категория
Жизнь
Дата

У Дмитрия Борисова семеро детей. Он сравнивает воспитание с бизнес-процессом. Какие принципы использует ресторатор

5 хв читання

Дмитрий Борисов. Фото из личного архива

Когда в семье рестораторов Дмитрия и Елены Борисовых готовят блюда из курятины, то покупают целую курицу, а не только ее часть. Почему важен такой подход? Он учит сознательному потреблению. «В результате получаем много блюд: из корсета – бульоны, из крылышек – lollipops, которые можно есть, держа за косточку, как конфеты», – говорит Дмитрий Борисов. Так в семье следуют принципам методики Марии Монтессори, где дети учатся во время выполнении собственных действий.

К воспитанию семерых детей – Даниила, Демида, Бориса, Иосифа, Ильи, Екатерины и Лидии – предприниматели прилагают значительные усилия. К чему они стремятся? Предоставить условия для развития сильных сторон детей, не навязав собственных травм и комплексов.

Борисов рассказал Forbes, на какие принципы в воспитании детей он опирается.

– Отношения в нашей семье построены по принципу пирамиды. На вершине – каждый из нас как отдельная личность. На ступеньку ниже – взаимодействие в семье. Здесь на первом плане наши отношения с Еленой, а далее – общение с детьми.

В семье лидерскую позицию занимает Елена, а в бизнесе я – визионер и стратег. Елена, как мой бизнес-партнер, организует все процессы на уровне микроменеджмента. Я отвечаю на вопрос «куда?», а она на вопрос «как?». В семье наоборот.

Наш инструмент воспитания – личный пример. Важно, что образ жизни, принципы построения отношений и бизнеса показываем не только мы: дети тоже демонстрируют свой пример. Мы учимся у них взаимодействию в цифровом пространстве. Если сравнивать с моделью менеджмента, мы горизонтальная структура, а не вертикально интегрированная бизнес-модель с лидером, который говорит, что делать.

Правила нашей семьи, ценности и цели прописаны в базовом документе. Периодически мы что-то добавляем и вычеркиваем, но это красные линии, которые стараемся не пересекать. Они касаются базового взаимодействия в семье. Не навреди, не укради, не применяй физическую силу и манипуляцию. Спокойно объясни свою позицию и прислушивайся к обратной связи, которую дают близкие.

В воспитании детей мы используем принципы методики Марии Монтессори. Они построены на свободе, взаимоуважении, равных возможностях, но с общепринятыми рамками. Речь идет о том, что моя свобода кончается там, где начинается свобода другого члена семьи.

из личного архива

Дмитрий и Елена Борисовы с детьми. Фото из личного архива

Для формирования наших детей как личностей мы создаем максимально комфортную среду. Дома у каждого есть своя собственная зона – комната или ее часть. Отдельно – пространство для развлечений с игрушками и гаджетами, которыми дети пользуются в запланированное время. Мы строим простор, где дети могут физически играть развивающими вещами. Если они потребляют цифровой контент, то edutainment (объединение образования (education) и развлечений (entertainment). – Forbes), а не просто мультики.

С помощью учебных заведений мы хотим развить сильные стороны наших детей. К примеру, Катя может учиться в Киевской детской академии искусств: она с детства проявляла много творческой энергии. Старший сын Даниил увлекается урбанистикой и дизайном просторов. Он выбрал Национальный транспортный университет в Киеве. Здесь родительская роль – поддержать детей в том, что они считают интересным. Мы стараемся не насаждать детские травмы и нереализованные родительские амбиции, а поддержать наиболее сильные стороны наших детей. В разном возрасте они хотят попробовать то, чем занимаемся мы с Еленой. Мы даем им возможность побыть официантом, постоять на кухне или смешать лимонад на баре.

Старшие сыновья прошли этот путь и помогают в других сферах – ведении моего ютуб-канала или соцсетей. Данилу интересен маркетинг, кино, видео, и он помогает с монтажом, идеями рекламных кампаний в TikTok. Катя, Демид и Даня тоже могут нам подсказать, потому что они в этом разбираются. Но все происходит органично – мы демонстрируем, как этим живем и чем занимаемся, а они приобщаются, потому что им этого тоже хочется.

Иногда я ловлю себя на чувстве вины: может, мы не так много времени уделяем детям, как принято. Но потом думаю: кем принято и почему? Мы – за качество общения, а не количество. Лучше провести утром с каждым ребенком по 15 минут, побыть в важной для него теме, поговорить, позавтракать, что-нибудь запланировать. Эти 15 минут будут лучше, чем полдня с ребенком, но когда все сидят в гаджетах.

Мы качественно проводим наши выходные. У нас есть бус, в котором помещается почти вся семья, до 10 человек. Бывает, что решаем отпраздновать на выходных юбилей дедушку и организовываем семейную встречу в Одессе. Три дня проводим вместе. Пока едем, общаемся с детьми, поем песни, обсуждаем планы, погоду. Приезжаем и классно проводим время в отеле. Затем ужинаем вместе, готовя приветствие дедушке – от стихов до мини-концертов. Я считаю, это лучшее, что мы можем сделать за короткий уик-энд.

Отдых у нас тоже строится по принципу пирамиды, то есть сначала – собственный. В такой день я могу даже с женой не видеться, потому что каждый занимается своими делами. Когда планируем общий отдых, на первом месте мы с Еленой. Стараемся ездить куда-нибудь вместе как можно чаще. Переключение с обыденности на отдых – часть нашего развития в бизнесе, в частности, потому что в других странах мы вдохновляемся.

Планируя семейный отдых, стараемся, чтобы ценности совпадали с возрастом и предпочтениями членов семьи. Например, с самыми маленькими и родителями едем в Турцию или Египет, где есть семейные отели. А со старшими едем в более экзотические спортивные путешествия: прокатиться на кайте, вейке, сноуборде.

Устраиваем семейные путешествия, формирующие ценности и традиции. Например, мы уже лет 20 ездим в «Буковель» на рождественские праздники. Там изучаем очередные колядки и щедривки, катаемся на лыжах, сноуборде и учим этому самых младших. Вечером проводим время в заведениях, с кумовьями, ходим друг к другу колядовать. Дети весь год ждут этот период, потому что тогда формируется серьезный запас их карманных денег.

из личного архива

Дмитрий и Елена Борисовы с детьми. Фото из личного архива

Мы с Еленой считаем воспитание бизнес-процессом, потому им занимаются эксперты. Если это няни, у них есть профессиональные навыки, они также разбираются в принципах Монтессори. Нашим школьникам помогают репетиторы, взаимодействующие с детьми через игру и эффективно строящие учебный процесс. Каждый должен заниматься тем, в чем он профессионал. Иногда все, что мы зарабатываем, идет в поддержку этой организации, потому что для нас это приоритет. В нашем маленьком инвестиционном портфеле до 80% может занимать вклад в семейную инфраструктуру и обучение детей.

Легко ли детям у меня что-нибудь выпросить? Бывает. Но Елена контролирует этот вопрос и дает мне правильные советы, чтобы этого не происходило. Мы не даем деньги просто так. Даже карманные нужно заработать. Таким образом, мы стимулируем получать лучшие оценки, посещать спортивные и другие дополнительные занятия. У каждого из детей есть своя карточка, на которой мы регулируем лимиты. Таким образом, учим их финансовой грамотности и ценности денег как одной из важных энергий в жизни.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд