Работая над лентой «Французский вестник», режиссер Уэс Андерсон держал в уме три составляющие. Он хотел сделать антологию, рассказать о журнале The New Yorker и снять французский фильм. Вот, что у него получилось
🎬 YouTube-проєкт Forbes Next про майбутніх зірок українського бізнесу. Новий випуск про школу програмування GoIT. Як вона будує мільярдну компанію на світчерах 👉 Дивіться за цим лінком
«Французский вестник» — десятый фильм Андерсона. Его события начинаются с известия о смерти главного редактора журнала «Французский вестник» — Артура Ховитцера-младшего. Фильм представляет собой сборник статей, вышедших в последнем номере при жизни Ховицера. Рассказчиками в каждой истории становятся журналисты, написавшие материалы.
Первая новелла — гид по городу Эннуи-сюр-Блазе, где происходят действия фильма. Вторая — история об осужденном за убийство художнике, чьи креативные силы пробуждает строгая тюремная надзирательница. Третий репортаж описывает студенческий протест, вылившийся в революцию. Четвертая статья рассказывает о похищении сына комиссара преступниками, найти которого помогает талантливый шеф-повар.
Рекорд по сборам среди фильмов Андерсона удерживает «Отель «Гранд Будапешт», который собрал в прокате $172,9 миллионов. «Французский вестник» к 3 ноября собрал $12,5 миллионов, став, впрочем, самым успешным инди-фильмом эпохи пандемии. Из чего состоит фильм и как он устроен?
Образец эстетики и стиля Андерсона
В 2020 году основатель Инстаграм-аккаунта Accidentally Wes Anderson Уолли Коваль выпустил одноименный тревел-гид. В него вошли снимки локаций по всему миру, которые напоминают кадры фильмов Андерсона: симметричные, красочные, полные деталей и ретро-эстетики. Среди 200 фотографий в книге оказался и снимок из Украины – вестибюль Национального художественного музея.
Гид стал трибьютом узнаваемому стилю фильмов Андерсона — яркому, живому, крайне детализированному, по крупицам созданному из мелочей и артефактов. Актер Джеффри Райт, сыгравший в последней новелле «Французского вестника» журналиста Робака Райта, описывает стиль Андерсона как «бродячий цирк». «Его фильмы – это шоу, а кадр — авансцена, — добавляет Райт в интервью для The New York Times. — И мне это нравится. Приятно оторваться от гиперреализма, в который часто втягивается кино».
«Французский вестник» — квинтэссенция авторского стиля Андерсона. Это становится ясно с первого кадра, где на серебряном вращающемся подносе сервируют кофе и коктейли для редакции журнала. Фильм полон деталей — в костюмах, интерьерах, диалогах и актерском составе. Автор The New Yorker и кинокритик Ричард Броди рекомендует увидеть «Французский вестник» минимум дважды — и тогда вы можете быть уверенным в том, что посмотрели его полностью один раз.
Андерсон не дает зрителю привыкнуть к кадру или формату ни на секунду. Режиссер переключается между цветными и черно-белыми кадрами, добавляет заголовки и новых рассказчиков. Воспоминания героя превращаются в театральную постановку или в лекцию от арт-критика в исполнении Тильды Суинтон. Главный герой первой новеллы, художник Моузес Розенталер, сидит в тюрьме. Чтобы показать, как изменяется герой за время заключения, Андерсон меняет прямо в кадре юного Розенталера в исполнении Тони Револори на взрослого художника, которого сыграл Бенисио Дель Торо. Револори передает дель Торо номер заключенного и выходит из кадра.
Фильмы Андерсона очень точны и детализированы. Но он оставляет актерам пространство для творчества, говорит актер Боб Балабан. Во «Французском вестнике» он появляется в первом сюжете в роли Ника, делового партнера в фирме Кадацио. «Многие его кадры сделаны движущейся камерой; иногда обе камеры движутся одновременно с движением актеров. Это балет с хореографией, — объясняет Балабан. — Должна произойти невероятная синхронность, потому что [Андерсон] ищет идеальный вариант».
Пример такого балета с хореографией во «Французском вестнике» — финальные сцены первой новеллы, где происходит драка между заключенными и арт-сообществом. Многие сцены в фильме приходится снимать снова и снова, но это не утомляет, говорит Балабан — напротив, в этом есть что-то гипнотическое и расслабляющее.
Как создаются локации миров Андерсона? С помощью сет-дизайнера Адама Штокхаузена, который работал с режиссером над созданием четырех фильмов. Стиль Андерсона формируют не только симметричные кадры, оттенки и расположение объектов, но и особенные линзы и движения камеры, говорит Штокхаузен. Город Эннуи-сюр-Блазе, где расположена редакция газеты «Французский вестник» — вымышленная локация. Съемки проходили в Ангулеме. Чтобы придать кадрам нужную ностальгичность и фантазийность, декоратор Рена ДеАнджело искала реквизит в подвалах Ангулема и на барахолках французских городов.
Работая над дизайном фильма, команда по заданию Андерсона пересмотрела несколько французских лент — «Красный шар» Альбера Ламориса, «Четыреста ударов» Франсуа Трюффо, «Посторонние» Жан-Люка Годара. Дизайнеры изучили коллекцию винтажных снимков Парижа, чтобы создать настроение красивого, но грязного и несовершенного города. Для каждой новеллы был создан отдельный набор референсов — команда сет-дизайнеров будто работала не над одним, а над четырьмя фильмами, говорит ДеАнджело.
Трибьют газетам и ностальгия
Уэс Андерсон был поклонником The New Yorker с подросткового возраста, и «Французский вестник» стал признанием в любви этому журналу. В 2003 году режиссер хотел приобрести полный архив издания, но в The New Yorker ему отказали — архив не продавался. Вместо этого Андерсон купил набор томов журнала у Калифорнийского университета и стал хранителем коллекции, принадлежавшей автору The New Yorker Лилиан Росс, которая умерла в 2017 году. Режиссер увлечен The New Yorker, его авторами и рутиной. «Французский вестник» — не точная копия журнала, но он во многом им вдохновлен.
Образ главного редактора «Вестника» Артура Ховитцера-младшего — сплетение характеров первого редактора The New Yorker Гарольда Росса и его преемника, Уильяма Шоуна. Персонаж Джеффри Райта, журналист Робак Райт, вдохновлен образом спортивного журналиста и автора The New Yorker Эй Джея Либлинга и драматурга Теннесси Уильямса.
Фрэнсис МакДорманд, сыгравшая журналистку Люсинду Кременц, которая описывает студенческие протесты, получила от Андерсона задание изучить работы писательницы Мейвис Галлант. «Образ Кременц построен на фотографиях Мэйвис Галлант, которые мне дал Уэс, на ее снимках, где она одновременно курит и печатает, и на воспоминаниях о Лилиан Росс, с которой я провела время несколько лет назад», — говорит МакДорманд.
Увлечение Андерсона прессой повлияло и на дизайн пространства. Рисунки на стенах в редакции вдохновлены иллюстрациями Джеймса Тербера, автора комиксов и сатирических рисунков, которыми был украшен офис The New Yorker. Ньюсрум создавался по фотографиям кабинетов и рабочих столов прототипов персонажей.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.