Фото постер к фильму «Французский вестник» / Иллюстрация Shutterstock
Категория
Жизнь
Дата

Уэс Андерсон снял очередной отличный фильм —«Французский вестник». Критики советуют смотреть его дважды. Вот, почему

5 хв читання

Фото постер к фильму «Французский вестник» / Иллюстрация Shutterstock

Работая над лентой «Французский вестник», режиссер Уэс Андерсон держал в уме три составляющие. Он хотел сделать антологию, рассказать о журнале The New Yorker и снять французский фильм. Вот, что у него получилось

«Французский вестник» — десятый фильм Андерсона. Его события начинаются с известия о смерти главного редактора журнала «Французский вестник» — Артура Ховитцера-младшего. Фильм представляет собой сборник статей, вышедших в последнем номере при жизни Ховицера. Рассказчиками в каждой истории становятся журналисты, написавшие материалы. 

Первая новелла — гид по городу Эннуи-сюр-Блазе, где происходят действия фильма. Вторая — история об осужденном за убийство художнике, чьи креативные силы пробуждает строгая тюремная надзирательница. Третий репортаж описывает студенческий протест, вылившийся в революцию. Четвертая статья рассказывает о похищении сына комиссара преступниками, найти которого помогает талантливый шеф-повар. 

Рекорд по сборам среди фильмов Андерсона удерживает «Отель «Гранд Будапешт», который собрал в прокате $172,9 миллионов. «Французский вестник» к 3 ноября собрал $12,5 миллионов, став, впрочем, самым успешным инди-фильмом эпохи пандемии. Из чего состоит фильм и как он устроен?

Образец эстетики и стиля Андерсона

В 2020 году основатель Инстаграм-аккаунта Accidentally Wes Anderson Уолли Коваль выпустил одноименный тревел-гид. В него вошли снимки локаций по всему миру, которые напоминают кадры фильмов Андерсона: симметричные, красочные, полные деталей и ретро-эстетики. Среди 200 фотографий в книге оказался и снимок из Украины – вестибюль Национального художественного музея.

Гид стал трибьютом узнаваемому стилю фильмов Андерсона — яркому, живому, крайне детализированному, по крупицам созданному из мелочей и артефактов. Актер Джеффри Райт, сыгравший в последней новелле «Французского вестника» журналиста Робака Райта, описывает стиль Андерсона как «бродячий цирк». «Его фильмы – это шоу, а кадр — авансцена, — добавляет Райт в интервью для The New York Times. — И мне это нравится. Приятно оторваться от гиперреализма, в который часто втягивается кино». 

«Французский вестник» — квинтэссенция авторского стиля Андерсона. Это становится ясно с первого кадра, где на серебряном вращающемся подносе сервируют кофе и коктейли для редакции журнала. Фильм полон деталей — в костюмах, интерьерах, диалогах и актерском составе. Автор The New Yorker и кинокритик Ричард Броди рекомендует увидеть «Французский вестник» минимум дважды — и тогда вы можете быть уверенным в том, что посмотрели его полностью один раз. 

Андерсон не дает зрителю привыкнуть к кадру или формату ни на секунду. Режиссер переключается между цветными и черно-белыми кадрами, добавляет заголовки и новых рассказчиков. Воспоминания героя превращаются в театральную постановку или в лекцию от арт-критика в исполнении Тильды Суинтон. Главный герой первой новеллы, художник Моузес Розенталер, сидит в тюрьме. Чтобы показать, как изменяется герой за время заключения, Андерсон меняет прямо в кадре юного Розенталера в исполнении Тони Револори на взрослого художника, которого сыграл Бенисио Дель Торо. Револори передает дель Торо номер заключенного и выходит из кадра. 

Фильмы Андерсона очень точны и детализированы. Но он оставляет актерам пространство для творчества, говорит актер Боб Балабан. Во «Французском вестнике» он появляется в первом сюжете в роли Ника, делового партнера в фирме Кадацио. «Многие его кадры сделаны движущейся камерой; иногда обе камеры движутся одновременно с движением актеров. Это балет с хореографией, — объясняет Балабан. — Должна произойти невероятная синхронность, потому что [Андерсон] ищет идеальный вариант». 

Пример такого балета с хореографией во «Французском вестнике» — финальные сцены первой новеллы, где происходит драка между заключенными и арт-сообществом. Многие сцены в фильме приходится снимать снова и снова, но это не утомляет, говорит Балабан — напротив, в этом есть что-то гипнотическое и расслабляющее. 

Как создаются локации миров Андерсона? С помощью сет-дизайнера Адама Штокхаузена, который работал с режиссером над созданием четырех фильмов. Стиль Андерсона формируют не только симметричные кадры, оттенки и расположение объектов, но и особенные линзы и движения камеры, говорит Штокхаузен. Город Эннуи-сюр-Блазе, где расположена редакция газеты «Французский вестник» — вымышленная локация. Съемки проходили в Ангулеме. Чтобы придать кадрам нужную ностальгичность и фантазийность, декоратор Рена ДеАнджело искала реквизит в подвалах Ангулема и на барахолках французских городов. 

Уэс Андерсон снял очередной отличный фильм —«Французский вестник». Критики советуют смотреть его дважды. Вот, почему /Фото 1

Фильм «Французский вестник» — эталон стиля и эстетики Уэса Андерсона.

Уэс Андерсон снял очередной отличный фильм —«Французский вестник». Критики советуют смотреть его дважды. Вот, почему /Фото 2

Фильм «Французский вестник» — эталон стиля и эстетики Уэса Андерсона.

Уэс Андерсон снял очередной отличный фильм —«Французский вестник». Критики советуют смотреть его дважды. Вот, почему /Фото 3

Фильм «Французский вестник» — эталон стиля и эстетики Уэса Андерсона.

Уэс Андерсон снял очередной отличный фильм —«Французский вестник». Критики советуют смотреть его дважды. Вот, почему /Фото 4

Фильм «Французский вестник» — эталон стиля и эстетики Уэса Андерсона.

Уэс Андерсон снял очередной отличный фильм —«Французский вестник». Критики советуют смотреть его дважды. Вот, почему /Фото 5

Фильм «Французский вестник» — эталон стиля и эстетики Уэса Андерсона.

Уэс Андерсон снял очередной отличный фильм —«Французский вестник». Критики советуют смотреть его дважды. Вот, почему /Фото 6

Фильм «Французский вестник» — эталон стиля и эстетики Уэса Андерсона.

Уэс Андерсон снял очередной отличный фильм —«Французский вестник». Критики советуют смотреть его дважды. Вот, почему /Фото 7

Фильм «Французский вестник» — эталон стиля и эстетики Уэса Андерсона.

Уэс Андерсон снял очередной отличный фильм —«Французский вестник». Критики советуют смотреть его дважды. Вот, почему /Фото 8

Фильм «Французский вестник» — эталон стиля и эстетики Уэса Андерсона.

Уэс Андерсон снял очередной отличный фильм —«Французский вестник». Критики советуют смотреть его дважды. Вот, почему /Фото 9

Фильм «Французский вестник» — эталон стиля и эстетики Уэса Андерсона.

Уэс Андерсон снял очередной отличный фильм —«Французский вестник». Критики советуют смотреть его дважды. Вот, почему /Фото 10

Фильм «Французский вестник» — эталон стиля и эстетики Уэса Андерсона.

Уэс Андерсон снял очередной отличный фильм —«Французский вестник». Критики советуют смотреть его дважды. Вот, почему /Фото 11

Фильм «Французский вестник» — эталон стиля и эстетики Уэса Андерсона.

Уэс Андерсон снял очередной отличный фильм —«Французский вестник». Критики советуют смотреть его дважды. Вот, почему /Фото 12

Фильм «Французский вестник» — эталон стиля и эстетики Уэса Андерсона.

Уэс Андерсон снял очередной отличный фильм —«Французский вестник». Критики советуют смотреть его дважды. Вот, почему /Фото 13

Фильм «Французский вестник» — эталон стиля и эстетики Уэса Андерсона.

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Работая над дизайном фильма, команда по заданию Андерсона пересмотрела несколько французских лент — «Красный шар» Альбера Ламориса, «Четыреста ударов» Франсуа Трюффо, «Посторонние» Жан-Люка Годара. Дизайнеры изучили коллекцию винтажных снимков Парижа, чтобы создать настроение красивого, но грязного и несовершенного города. Для каждой новеллы был создан отдельный набор референсов — команда сет-дизайнеров будто работала не над одним, а над четырьмя фильмами, говорит ДеАнджело. 

Трибьют газетам и ностальгия 

Уэс Андерсон был поклонником The New Yorker с подросткового возраста, и «Французский вестник» стал признанием в любви этому журналу. В 2003 году режиссер хотел приобрести полный архив издания, но в The New Yorker ему отказали — архив не продавался. Вместо этого Андерсон купил набор томов журнала у Калифорнийского университета и стал хранителем коллекции, принадлежавшей автору The New Yorker Лилиан Росс, которая умерла в 2017 году. Режиссер увлечен The New Yorker, его авторами и рутиной. «Французский вестник» — не точная копия журнала, но он во многом им вдохновлен.

Образ главного редактора «Вестника» Артура Ховитцера-младшего — сплетение характеров первого редактора The New Yorker Гарольда Росса и его преемника, Уильяма Шоуна. Персонаж Джеффри Райта, журналист Робак Райт, вдохновлен образом спортивного журналиста и автора The New Yorker Эй Джея Либлинга и драматурга Теннесси Уильямса. 

Фрэнсис МакДорманд, сыгравшая журналистку Люсинду Кременц, которая описывает студенческие протесты, получила от Андерсона задание изучить работы писательницы ​​Мейвис Галлант. «Образ Кременц построен на фотографиях Мэйвис Галлант, которые мне дал Уэс, на ее снимках, где она одновременно курит и печатает, и на воспоминаниях о Лилиан Росс, с которой я провела время несколько лет назад», — говорит МакДорманд.   

Увлечение Андерсона прессой повлияло и на дизайн пространства. Рисунки на стенах в редакции вдохновлены иллюстрациями Джеймса Тербера, автора комиксов и сатирических рисунков, которыми был украшен офис The New Yorker. Ньюсрум создавался по фотографиям кабинетов и рабочих столов прототипов персонажей. 

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд