Историческая драма «Цена правды» (в международном прокате — Mr. Jones) оскаровской номинантки Агнешки Холланд, снятая в копродукции Украины, Польши и Великобритании (2019; FILM.UA, Film Produkcja и Crab Apple Films). фото FILM.UA
Категория
Компании
Дата

Украинские фильмы и сериалы – на Netflix, Amazon, HBO Europe. Как креативные индустрии в Украине привлекают инвестиции и развивают другие бизнесы

Историческая драма «Цена правды» (в международном прокате — Mr. Jones) оскаровской номинантки Агнешки Холланд, снятая в копродукции Украины, Польши и Великобритании (2019; FILM.UA, Film Produkcja и Crab Apple Films). фото FILM.UA

Отечественная полнометражная анимация еще до премьеры продана более чем в 30 стран мира. Снежное шоу made in Ukraine прошло под Новый год в центре Дубая. Это лишь несколько из многих примеров успешного экспорта продуктов украинских креативных индустрий. Почему включенность в КИ – это не благотворительность, а инвестиция.

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

1 грн капиталовложений в креативные индустрии (КИ) генерирует 1,9–3,2 грн в ВВП – такую статистику приводит исследование, проведенное Центром аналитики внешней торговли Trade+ Киевской школы экономики. «Этот показатель очень высокий. Например: сельское хозяйство, строительство – около 2 грн», – акцентировала руководитель KSE Institute Наталья Шаповал, представляя исследование.

Еще одна важная цифра из того же исследования: КИ обеспечивают 30% украинского экспорта всех услуг. А теперь о том, что же стоит за этими цифрами и почему включенность в КИ – это не благотворительность, а инвестиция.

Рост, несмотря на кризисы

ТОП-5 крупнейших видов экономической деятельности креативных индустрий Украины, которые вместе составляют 95% ВДС (валовая добавленная стоимость) отрасли и 88% занятости в ней, – это IT (54% ВДС), реклама, маркетинг и PR (17%), аудиовизуальное искусство (17%), архитектура (3%), литература и издательское дело (3%).

КИ Украины оказались устойчивыми к кризисам. Валовая добавленная стоимость КИ постоянно растет. Например, в 2013 году ВДС составляла лишь 30,8 млрд грн (3% общей добавленной стоимости), в 2018-м – уже 97 млрд грн (3,9%), а в 2019-м – 117,2 млрд грн (3,95%) .

Украинские фильмы и сериалы – на Netflix, Amazon, HBO Europe. Как креативные индустрии в Украине привлекают инвестиции и развивают другие бизнесы /Фото 1

Кадр из фильма «Захар Беркут». фото FILM.UA

Несмотря на положительную динамику отрасли, перед креативными индустриями стоят большие вызовы. По состоянию на 2019 год, КИ Украины насчитывали 205 500 субъектов хозяйствования и 351 892 занятых человека. Если разделить первое на второе, получается примерно по полтора человека. То есть в КИ в целом (за исключением нескольких направлений) преобладают малые предприятия, которым значительных инвестиций просто не привлечь. Значит, надо научиться масштабироваться. Лидеры этого процесса среди КИ – это, конечно, IT, а еще аудиовизуальная индустрия.

Реализованы экспортные кейсы по различным направлениям AV-индустрии, которые наглядно показывают востребованность в мире украинского контента и его бизнес-потенциал.

Готовые игровые фильмы

Кино в контексте культурной дипломатии работает по двум направлениям: качественные авторские фестивальные ленты поднимают международный престиж государства в индустриальных кругах, а качественные зрительские – знакомят со страной широкие массы. У Украины за последние годы есть немало показательных кейсов.

Что касается авторского кино, то это, в первую очередь, «Атлантида» Валентина Васяновича (2019; Garmata Film Production и Limelite Hungary) – фильм, получивший много престижных кинонаград, включая приз Венецианского кинофестиваля в программе «Горизонты». Лента «Плохие дороги» (2020; Kristi Films) Натальи Ворожбит, премьера которой состоялась Венецианском кинофестивале в программе «Неделя критики», получила премию Verona Film Club Award. До того как стать полнометражным фильмом, «Плохие дороги» с успехом шли в лондонском Royal Court – театре, для которого Ворожбит специально написала одноименную пьесу.

Украинские фильмы и сериалы – на Netflix, Amazon, HBO Europe. Как креативные индустрии в Украине привлекают инвестиции и развивают другие бизнесы /Фото 2

Съемки исторической драмы «Цена правды» (в международном прокате — Mr. Jones). фото FILM.UA

Еще два интересных и совершенно разных по жанру проекта находятся на стыке авторского и зрительского кино. Это историческая драма «Цена правды» (в международном прокате – Mr. Jones) оскаровской номинантки Агнешки Холланд, снятая в копродукции Украины, Польши и Великобритании (2019; FILM.UA, Film Produkcja и Crab Apple Films). Фильм попал в основной конкурс Берлинского кинофестиваля и одновременно имел зрительский успех: вышел в прокат в более 10 странах. А еще – комедия молодого украинского режиссера Антонио Лукича «Мої думки тихі» (2019; Toy Cinema), получившая специальную премию жюри Карловых Вар. Лента была приобретена для показа во многих странах мира, появилась в каталогах стриминговых сервисов Amazon Prime, Apple TV+, а в прошлом стала первой украинской картиной, которую приобрел HBO Europe.

Что касается зрительского кино, даже несмотря на пандемию украинские фильмы сумели подобраться к международной аудитории. В 2020 году состоялись международные показы фильмов «Бешеная свадьба – 2» (Польша, США, Канада), «Преданная» (Польша), «Захар Беркут» (Литва, Латвия, Эстония, Испания, США, Канада, Германия, ОАЭ, Большая Великобритания, Ирландия).  

Готовые сериалы

Это направление отмечается жанровым разнообразием. Так, с 2019 года «Крепостная» – костюмированная драма, снятая компаниями FILM.UA и StarLight Films, вышла в Украине на канале СТБ и стала настоящим международным хитом. Сериал демонстрировали в Польше, Литве, Казахстане, Беларуси, РФ, Японии, Испании, Южной Корее, он продан в Чехию, а также доступен на Amazon Prime в США и Канаде.

Украинские фильмы и сериалы – на Netflix, Amazon, HBO Europe. Как креативные индустрии в Украине привлекают инвестиции и развивают другие бизнесы /Фото 3

«Прятки», первый украинский нуарний сериал. фото FILM.UA

«Прятки» (2019; FILM.UA Group; премьера в Украине – канал ICTV) – напряженная социальная детективная история, позиционируется как первый украинский нуарный сериал, приобрела успех еще до премьеры. Самая большая немецкая медиакомпания ZDF Enterprises приобрела права на дистрибуцию сериала за пределами Украины, России и СНГ еще на этапе производства. И впоследствии проект был продан на территории США и Канады, в Италию, Эстонию, Германию, страны Бенилюкса, Польшу и Чехию.

Интересно, что во времена, когда весь мир смотрит южнокорейские мелодрамы (дорамы), Южная Корея смотрит украинские мелодрамы. А именно – целую линейку мелодраматических сериалов «Медиа Группы Украина», которая весной этого года была продана корейской компании Magic Image CO., LTD (MICO) для телеканала Тamunhwa.

Украинские фильмы и сериалы – на Netflix, Amazon, HBO Europe. Как креативные индустрии в Украине привлекают инвестиции и развивают другие бизнесы /Фото 4

Кадр со съемок сериала «Крепостная». фото FILM.UA

А проложил путь отечественным сериалам на глобальном рынке детективный проект «Нюхач» (украинская премьера состоялась в 2013 году на канале ICTV), который через несколько лет принес славу производителю – FILM.UA – и вывел компанию на международный уровень. Сериал был продан более чем в 60 стран (в частности, стал первым украинским проектом на испанском ТВ), а также стал первым украинским тайтлом в каталоге Netflix. Успех проекта продолжается: весной этого года его приобрел немецкий телеканал SKY KRIMI, специализирующийся на детективных сериалах, – «Нюхач» стал первым восточноевропейским проектом на платформе.

Форматы

По сути формат – подробная инструкция, как создавать конкретное телешоу, сериал или фильм, по которому другие производители контента могут воспроизвести его в себя. К примеру, почти все популярные телевизионные талант-шоу – это международные форматы: «Маска» (канал «Украина») – адаптация формата Masked Singer дистрибьютора Fremantle, «Голос страны» («1+1») – адаптация The Voice компании ITV Studios .

Форматы путешествуют по миру едва ли не лучше, чем готовые проекты. И Украина уже заявила о себе как производитель форматов разных жанров.

В частности, «Нюхач», о котором говорилось выше, стал первым украинским сериалом, адаптированным за рубежом как формат: его японская версия вышла на крупнейшем канале страны NHK. А в прошлом году о планах снять своего «Нюхача» объявил великий индийский продакшен AK Entertainments.

Украинские фильмы и сериалы – на Netflix, Amazon, HBO Europe. Как креативные индустрии в Украине привлекают инвестиции и развивают другие бизнесы /Фото 5

Украинский сериал «Нюхач». фото FILM.UA

Украинские телепрограммы также не отстают в этом контексте. Тревел-шоу «Орел и Решка» (международное название — Heads & Tails; автор формата – Teenspirit Ventures LTD) адаптировали в Польше. Или же шоу «Рассмеши комика» (Crack Them Up, «Студия Квартал 95»), которое продано как формат во Францию, Бельгию, Италию, Вьетнам, Австралию, Германию, Китай и Литву.

Первым украинским кинотеатральным форматом, который был адаптирован за рубежом, стала громкая отечественная комедия «Бешеная свадьба» (2018) производства FILM.UA. 31 января 2020 года в Литве состоялась премьера ее адаптации, которая получила название Importinisjaunikis («Импортный жених»): фильм возглавлял локальный бокс-офис три недели подряд.

Анимация

Международный путь полнометражной украинской 3D-анимации проложила лента «Похищенная принцесса. Руслан и Людмила»(2018; Animagrad (FILM.UA Group), международный бокс-офис которой составил почти $7 млн. Мультфильм приобрели для показа страны Латинской Америки, Ближнего Востока и Северной Африки, Турции, Монголии, Южной Кореи, Болгарии, Литвы, Латвии, Эстонии, Франции и др. Кроме того, «Похищенная принцесса» вышла в Китае – и это первый случай коммерческого проката фильма украинского производства в этой стране; попала в каталоги Amazon Prime, iTunes, Google Play.

Еще два проекта только готовятся к выходу, но уже являются успешными. Это «Гулливер возвращается» (Gulliver Films и 95 Animation Studio), договоры на дистрибуцию которого подписаны с 35 странами мира (в частности, Германией, Бразилией, Великобританией, Аргентиной, Мексикой). А еще наиболее ожидаем украинский мультфильм «Мавка. Лесова пісня» (Animagrad (FILM.UA Group), который уже имеет продажи в Польшу, Чехию, Словакию, Португалию, Румынию, Венгрию, Болгарию, Австрию, Германию, Швейцарию, Люксембург, Францию, Израиль, страны Балтии, Балкан, Ближнего Востока, Северной Африки и т.п.

Украинские фильмы и сериалы – на Netflix, Amazon, HBO Europe. Как креативные индустрии в Украине привлекают инвестиции и развивают другие бизнесы /Фото 6

Украинский мультфильм «М. Лесная песня». Иллюстрация FILM.UA

Стоит вспомнить международный межсекторальный кейс, который соединил украинскую анимацию и VFX и китайскую индустрию компьютерных игр, – синематик (короткометражный фильм) Warpath: Showdown. Украинская студия Postmodern Digital (FILM.UA Group) и ведущий китайский продакшен мобильных игр Lilith Games создали его для игры Warpath. К работе над синематиком, кроме мощной VFX-команды Postmodern Digital, привлекли известных украинских художников – режиссера Ахтема Сеитаблаева и композитора Евгения Филатова. Первый миллион просмотров на двух основных коммуникационных каналах игры (Warpath i IGN) ролик набрал всего за пять дней от премьеры, состоявшейся 16 марта этого года. А на сегодня на YouTube насчитывается почти 70 млн просмотров синематика.

Шоу-программы

Новый 2020-й год эмират Дубай встречал засыпанным украинским снегом. Это стало возможным благодаря проекту компании StageShow Company (FILM.UA Group) в партнерстве с Magic Innovation, который был представлен на новогоднем фестивале Winter Wonderland. Гости фестиваля могли посетить мультимедийный павильон с интерактивной сказкой «Путешествие на Северный Полюс» (в Украине проект демонстрировали под названием «Лапландия 360»). С помощью современных визуальных и звуковых технологий гости перформанса оказывались в самом центре заснеженного царства, раскинувшегося на 360° вокруг зрителей.

Потенциальный флагман экономики

Согласно данным CISAC (международного союза организаций по управлению авторскими правами), сейчас в креативных индустриях мира задействовано более 30 млн работников. КИ производят 4,5% мирового валового внутреннего продукта с прогнозируемым приростом 10% ежегодно. Они поддерживают стартапы, предпринимательство, инновации и обеспечивают работой больше молодежи, чем любой другой сектор. Недаром в 2019 году Генассамблея ООН объявила 2021-й Международным годом креативной экономики для устойчивого развития.

Создание в Украине Совета по развитию креативной экономики – совещательного органа при правительстве – является логическим шагом, который предусматривает поддержку креативных индустрий и создание правовых условий для их развития. Радует, что государство начинает видеть в КИ не лишнюю нагрузку, а ресурс, способный содействовать развитию экспортного потенциала страны и ее международной репутации.

Украинские фильмы и сериалы – на Netflix, Amazon, HBO Europe. Как креативные индустрии в Украине привлекают инвестиции и развивают другие бизнесы /Фото 7

Кадр из фильма «Преданная». фото FILM.UA

И речь идет не только о государстве, но и о бизнесе. КИ усиливают креативность и инновационность всех отраслей и предоставляют им положительную динамику. Если смотреть на креативные индустрии в контексте инвестиций, то это едва ли не самая привлекательная отрасль с очень высоким потенциалом return on investment. Если преодолеть проблемы, которые есть в области, креативная экономика может стать флагманским проектом всей экономики Украины.

 

Материалы по теме

 

 

Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине