Украинские фильмы и сериалы – на Netflix, Amazon, HBO Europe. Как креативные индустрии в Украине привлекают инвестиции и развивают другие бизнесы
Категория
Компании
Дата

Украинские фильмы и сериалы – на Netflix, Amazon, HBO Europe. Как креативные индустрии в Украине привлекают инвестиции и развивают другие бизнесы

Историческая драма «Цена правды» (в международном прокате — Mr. Jones) оскаровской номинантки Агнешки Холланд, снятая в копродукции Украины, Польши и Великобритании (2019; FILM.UA, Film Produkcja и Crab Apple Films). фото FILM.UA

Отечественная полнометражная анимация еще до премьеры продана более чем в 30 стран мира. Снежное шоу made in Ukraine прошло под Новый год в центре Дубая. Это лишь несколько из многих примеров успешного экспорта продуктов украинских креативных индустрий. Почему включенность в КИ – это не благотворительность, а инвестиция.

1 грн капиталовложений в креативные индустрии (КИ) генерирует 1,9–3,2 грн в ВВП – такую статистику приводит исследование, проведенное Центром аналитики внешней торговли Trade+ Киевской школы экономики. «Этот показатель очень высокий. Например: сельское хозяйство, строительство – около 2 грн», – акцентировала руководитель KSE Institute Наталья Шаповал, представляя исследование.

Еще одна важная цифра из того же исследования: КИ обеспечивают 30% украинского экспорта всех услуг. А теперь о том, что же стоит за этими цифрами и почему включенность в КИ – это не благотворительность, а инвестиция.

Рост, несмотря на кризисы

ТОП-5 крупнейших видов экономической деятельности креативных индустрий Украины, которые вместе составляют 95% ВДС (валовая добавленная стоимость) отрасли и 88% занятости в ней, – это IT (54% ВДС), реклама, маркетинг и PR (17%), аудиовизуальное искусство (17%), архитектура (3%), литература и издательское дело (3%).

КИ Украины оказались устойчивыми к кризисам. Валовая добавленная стоимость КИ постоянно растет. Например, в 2013 году ВДС составляла лишь 30,8 млрд грн (3% общей добавленной стоимости), в 2018-м – уже 97 млрд грн (3,9%), а в 2019-м – 117,2 млрд грн (3,95%) .

Кадр из фильма «Захар Беркут». фото FILM.UA

Кадр из фильма «Захар Беркут». фото FILM.UA

Несмотря на положительную динамику отрасли, перед креативными индустриями стоят большие вызовы. По состоянию на 2019 год, КИ Украины насчитывали 205 500 субъектов хозяйствования и 351 892 занятых человека. Если разделить первое на второе, получается примерно по полтора человека. То есть в КИ в целом (за исключением нескольких направлений) преобладают малые предприятия, которым значительных инвестиций просто не привлечь. Значит, надо научиться масштабироваться. Лидеры этого процесса среди КИ – это, конечно, IT, а еще аудиовизуальная индустрия.

Реализованы экспортные кейсы по различным направлениям AV-индустрии, которые наглядно показывают востребованность в мире украинского контента и его бизнес-потенциал.

Готовые игровые фильмы

Кино в контексте культурной дипломатии работает по двум направлениям: качественные авторские фестивальные ленты поднимают международный престиж государства в индустриальных кругах, а качественные зрительские – знакомят со страной широкие массы. У Украины за последние годы есть немало показательных кейсов.

Что касается авторского кино, то это, в первую очередь, «Атлантида» Валентина Васяновича (2019; Garmata Film Production и Limelite Hungary) – фильм, получивший много престижных кинонаград, включая приз Венецианского кинофестиваля в программе «Горизонты». Лента «Плохие дороги» (2020; Kristi Films) Натальи Ворожбит, премьера которой состоялась Венецианском кинофестивале в программе «Неделя критики», получила премию Verona Film Club Award. До того как стать полнометражным фильмом, «Плохие дороги» с успехом шли в лондонском Royal Court – театре, для которого Ворожбит специально написала одноименную пьесу.

Съемки исторической драмы «Цена правды» (в международном прокате — Mr. Jones). фото FILM.UA

Съемки исторической драмы «Цена правды» (в международном прокате — Mr. Jones). фото FILM.UA

Еще два интересных и совершенно разных по жанру проекта находятся на стыке авторского и зрительского кино. Это историческая драма «Цена правды» (в международном прокате – Mr. Jones) оскаровской номинантки Агнешки Холланд, снятая в копродукции Украины, Польши и Великобритании (2019; FILM.UA, Film Produkcja и Crab Apple Films). Фильм попал в основной конкурс Берлинского кинофестиваля и одновременно имел зрительский успех: вышел в прокат в более 10 странах. А еще – комедия молодого украинского режиссера Антонио Лукича «Мої думки тихі» (2019; Toy Cinema), получившая специальную премию жюри Карловых Вар. Лента была приобретена для показа во многих странах мира, появилась в каталогах стриминговых сервисов Amazon Prime, Apple TV+, а в прошлом стала первой украинской картиной, которую приобрел HBO Europe.

Что касается зрительского кино, даже несмотря на пандемию украинские фильмы сумели подобраться к международной аудитории. В 2020 году состоялись международные показы фильмов «Бешеная свадьба – 2» (Польша, США, Канада), «Преданная» (Польша), «Захар Беркут» (Литва, Латвия, Эстония, Испания, США, Канада, Германия, ОАЭ, Большая Великобритания, Ирландия).  

Готовые сериалы

Это направление отмечается жанровым разнообразием. Так, с 2019 года «Крепостная» – костюмированная драма, снятая компаниями FILM.UA и StarLight Films, вышла в Украине на канале СТБ и стала настоящим международным хитом. Сериал демонстрировали в Польше, Литве, Казахстане, Беларуси, РФ, Японии, Испании, Южной Корее, он продан в Чехию, а также доступен на Amazon Prime в США и Канаде.

«Прятки», первый украинский нуарний сериал. фото FILM.UA

«Прятки», первый украинский нуарний сериал. фото FILM.UA

«Прятки» (2019; FILM.UA Group; премьера в Украине – канал ICTV) – напряженная социальная детективная история, позиционируется как первый украинский нуарный сериал, приобрела успех еще до премьеры. Самая большая немецкая медиакомпания ZDF Enterprises приобрела права на дистрибуцию сериала за пределами Украины, России и СНГ еще на этапе производства. И впоследствии проект был продан на территории США и Канады, в Италию, Эстонию, Германию, страны Бенилюкса, Польшу и Чехию.

Интересно, что во времена, когда весь мир смотрит южнокорейские мелодрамы (дорамы), Южная Корея смотрит украинские мелодрамы. А именно – целую линейку мелодраматических сериалов «Медиа Группы Украина», которая весной этого года была продана корейской компании Magic Image CO., LTD (MICO) для телеканала Тamunhwa.

Кадр со съемок сериала «Крепостная». фото FILM.UA

Кадр со съемок сериала «Крепостная». фото FILM.UA

А проложил путь отечественным сериалам на глобальном рынке детективный проект «Нюхач» (украинская премьера состоялась в 2013 году на канале ICTV), который через несколько лет принес славу производителю – FILM.UA – и вывел компанию на международный уровень. Сериал был продан более чем в 60 стран (в частности, стал первым украинским проектом на испанском ТВ), а также стал первым украинским тайтлом в каталоге Netflix. Успех проекта продолжается: весной этого года его приобрел немецкий телеканал SKY KRIMI, специализирующийся на детективных сериалах, – «Нюхач» стал первым восточноевропейским проектом на платформе.

Форматы

По сути формат – подробная инструкция, как создавать конкретное телешоу, сериал или фильм, по которому другие производители контента могут воспроизвести его в себя. К примеру, почти все популярные телевизионные талант-шоу – это международные форматы: «Маска» (канал «Украина») – адаптация формата Masked Singer дистрибьютора Fremantle, «Голос страны» («1+1») – адаптация The Voice компании ITV Studios .

Форматы путешествуют по миру едва ли не лучше, чем готовые проекты. И Украина уже заявила о себе как производитель форматов разных жанров.

В частности, «Нюхач», о котором говорилось выше, стал первым украинским сериалом, адаптированным за рубежом как формат: его японская версия вышла на крупнейшем канале страны NHK. А в прошлом году о планах снять своего «Нюхача» объявил великий индийский продакшен AK Entertainments.

Украинский сериал «Нюхач». фото FILM.UA

Украинский сериал «Нюхач». фото FILM.UA

Украинские телепрограммы также не отстают в этом контексте. Тревел-шоу «Орел и Решка» (международное название — Heads & Tails; автор формата – Teenspirit Ventures LTD) адаптировали в Польше. Или же шоу «Рассмеши комика» (Crack Them Up, «Студия Квартал 95»), которое продано как формат во Францию, Бельгию, Италию, Вьетнам, Австралию, Германию, Китай и Литву.

Первым украинским кинотеатральным форматом, который был адаптирован за рубежом, стала громкая отечественная комедия «Бешеная свадьба» (2018) производства FILM.UA. 31 января 2020 года в Литве состоялась премьера ее адаптации, которая получила название Importinisjaunikis («Импортный жених»): фильм возглавлял локальный бокс-офис три недели подряд.

Анимация

Международный путь полнометражной украинской 3D-анимации проложила лента «Похищенная принцесса. Руслан и Людмила»(2018; Animagrad (FILM.UA Group), международный бокс-офис которой составил почти $7 млн. Мультфильм приобрели для показа страны Латинской Америки, Ближнего Востока и Северной Африки, Турции, Монголии, Южной Кореи, Болгарии, Литвы, Латвии, Эстонии, Франции и др. Кроме того, «Похищенная принцесса» вышла в Китае – и это первый случай коммерческого проката фильма украинского производства в этой стране; попала в каталоги Amazon Prime, iTunes, Google Play.

Еще два проекта только готовятся к выходу, но уже являются успешными. Это «Гулливер возвращается» (Gulliver Films и 95 Animation Studio), договоры на дистрибуцию которого подписаны с 35 странами мира (в частности, Германией, Бразилией, Великобританией, Аргентиной, Мексикой). А еще наиболее ожидаем украинский мультфильм «Мавка. Лесова пісня» (Animagrad (FILM.UA Group), который уже имеет продажи в Польшу, Чехию, Словакию, Португалию, Румынию, Венгрию, Болгарию, Австрию, Германию, Швейцарию, Люксембург, Францию, Израиль, страны Балтии, Балкан, Ближнего Востока, Северной Африки и т.п.

Украинский мультфильм «М. Лесная песня». Иллюстрация FILM.UA

Украинский мультфильм «М. Лесная песня». Иллюстрация FILM.UA

Стоит вспомнить международный межсекторальный кейс, который соединил украинскую анимацию и VFX и китайскую индустрию компьютерных игр, – синематик (короткометражный фильм) Warpath: Showdown. Украинская студия Postmodern Digital (FILM.UA Group) и ведущий китайский продакшен мобильных игр Lilith Games создали его для игры Warpath. К работе над синематиком, кроме мощной VFX-команды Postmodern Digital, привлекли известных украинских художников – режиссера Ахтема Сеитаблаева и композитора Евгения Филатова. Первый миллион просмотров на двух основных коммуникационных каналах игры (Warpath i IGN) ролик набрал всего за пять дней от премьеры, состоявшейся 16 марта этого года. А на сегодня на YouTube насчитывается почти 70 млн просмотров синематика.

Шоу-программы

Новый 2020-й год эмират Дубай встречал засыпанным украинским снегом. Это стало возможным благодаря проекту компании StageShow Company (FILM.UA Group) в партнерстве с Magic Innovation, который был представлен на новогоднем фестивале Winter Wonderland. Гости фестиваля могли посетить мультимедийный павильон с интерактивной сказкой «Путешествие на Северный Полюс» (в Украине проект демонстрировали под названием «Лапландия 360»). С помощью современных визуальных и звуковых технологий гости перформанса оказывались в самом центре заснеженного царства, раскинувшегося на 360° вокруг зрителей.

Потенциальный флагман экономики

Согласно данным CISAC (международного союза организаций по управлению авторскими правами), сейчас в креативных индустриях мира задействовано более 30 млн работников. КИ производят 4,5% мирового валового внутреннего продукта с прогнозируемым приростом 10% ежегодно. Они поддерживают стартапы, предпринимательство, инновации и обеспечивают работой больше молодежи, чем любой другой сектор. Недаром в 2019 году Генассамблея ООН объявила 2021-й Международным годом креативной экономики для устойчивого развития.

Создание в Украине Совета по развитию креативной экономики – совещательного органа при правительстве – является логическим шагом, который предусматривает поддержку креативных индустрий и создание правовых условий для их развития. Радует, что государство начинает видеть в КИ не лишнюю нагрузку, а ресурс, способный содействовать развитию экспортного потенциала страны и ее международной репутации.

Кадр из фильма «Преданная». фото FILM.UA

Кадр из фильма «Преданная». фото FILM.UA

И речь идет не только о государстве, но и о бизнесе. КИ усиливают креативность и инновационность всех отраслей и предоставляют им положительную динамику. Если смотреть на креативные индустрии в контексте инвестиций, то это едва ли не самая привлекательная отрасль с очень высоким потенциалом return on investment. Если преодолеть проблемы, которые есть в области, креативная экономика может стать флагманским проектом всей экономики Украины.

 

Материалы по теме

 

 

Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Топ-100 частных компаний | Лучшие города для бизнеса