Стрес, страх, невизначеність /Getty Images
Категория
Жизнь
Дата

Вирус страха и неопределенности. Должны ли руководители поддерживать своих сотрудников и как снизить тревогу в коллективе? Рассказывает психолог Дэн Дубравин

4 хв читання

Getty Images

Война в Украине влияет на всех, даже если человек не находится на линии фронта. Руководители компаний, которые продолжают работать, чувствуют, как на фоне постоянного стресса у работников развивается эмоциональная усталость. Как помогать сотрудникам преодолевать тревоги и страхи, рассказывает организационный психолог и тренер по эмоциональному интеллекту Дэн Дубравин

Война – это уже данность, которую приняли украинцы: адаптировались к ее реалиям. Но это не значит, что исчезли «тяжелые» эмоции. Она создала многие неопределенности и угрозы, поэтому сотрудники испытывают постоянную тревогу и страх. Страх за свою жизнь и безопасность, здоровье и благополучие близких; страх потерять работу; страх перед возможной мобилизацией; страх за финансовое состояние.

Страх – это естественная реакция человека на опасность. Кроме того, что страх и тревога влияют на частную жизнь человека, они оказывают влияние и на отношение к работе.

39% опрошенных людей в ходе исследования «Эмоционально-психологическое состояние украинцев» испытывают чувство вялости или усталости. Быстрая утомляемость – 39% опрошенных, озабоченный или отрывочный сон – 36%, чувство тревоги или страха – 35%. Плохое настроение, чрезмерное беспокойство по разным поводам, чувство напряженности или неспособность расслабиться, отдых не способствует восстановлению сил, чрезмерно раннее пробуждение – по 31%, быстрая раздражительность или гнев и трудности с засыпанием – по 30%.

Воздействие стресса от войны на работу

Человек привносит в коллектив свое эмоциональное наполнение. Эмоции обладают свойством распространяться благодаря зеркальным нейронам. Подобно вирусу, который может распространяться разными способами, тревога создает токсическую атмосферу и отрицательно влияет на работу.

Среди основных последствий чрезмерного страха в коллективе:

  • Снижение производительности. Страх может привести к демотивации, неуверенности и снижению концентрации.
  • Ухудшение коммуникации. Сотрудники, находящиеся в постоянной тревоге, могут избегать общения или боятся выражать свои мысли из-за страха осуждения.
  • Увеличение количества конфликтных ситуаций. Страх может привести к повышению раздражительности, агрессивности и недоразумений в коллективе.
  • Токсическая атмосфера. Страх может создать атмосферу недоверия, паранойи и враждебности в коллективе.

Хотя тревога может иметь много негативных последствий, в некоторых ситуациях имеет определенную пользу для коллектива. Например, повышает бдительность, стимулирует к действию или сплачивает группы людей вокруг внешней угрозы.

Но чаще всего чрезмерная тревога в коллективе способствует снижению эффективности работы. И это не может оставаться незамеченным, в первую очередь, для руководителя.

Эффективный управляющий выполняет функцию эмоционального лидера. Он хорошо чувствует эмоциональный климат команды, а также осознает свое психологическое влияние на сотрудников.

Эмоциональное состояние самого руководителя как камертон. Его настроение может влиять на коллектив как в «+», так и в «-». Если руководитель сам находится в тревоге, коллектив быстро «считает» это и умножит на 10.

Как руководитель может управлять собственным уровнем тревоги и страха

Эффективное руководство предполагает не только принятие решений и делегирование полномочий, но и способность управлять своими эмоциями, в том числе страхом. Руководитель, не умеющий этого делать, может принимать нерациональные решения. Страх руководителя может привести к тому, что он будет избегать риска, упускать возможности или принимать решения, основанные на эмоциях, а не на логике.

Коллектив испытывает эмоции своего лидера. Поэтому неуверенный в себе руководитель может лишиться уважения и доверия подчиненных. Таким образом страх руководителя может распространяться на его команду, создавая атмосферу тревоги и стресса.

Конечно, работа руководителя связана с гораздо большей ответственностью. А она создает дополнительную нагрузку на психику. Если руководитель испытывает постоянный страх, это может привести к выгоранию, проблемам со сном и другим проблемам со здоровьем.

Пообщавшись с несколькими руководителями украинских компаний для этой статьи, увидел, что каждый по-своему относится к тревоге и стрессу и к тому, как работать с этими состояниями психики.

Например, Евгений Донец, CEO Helsi.pro, считает, что тревога – это нормальное состояние для руководителя. Он принимает ее и готовит себя к различным вариантам будущего, прогнозируя возможное развитие событий.

Должен ли руководитель помогать сотрудникам преодолевать тревоги и страхи?

В настоящее время 74% компаний в Украине столкнулись с дефицитом кадров. Этот показатель значительно повысился по сравнению с предыдущей оценкой – 55% осенью 2023-го, свидетельствуют данные исследования рынка труда Европейской Бизнес Ассоциации.

Поэтому очень важно, чтобы руководители хорошо понимали это и пытались создавать в своем коллективе конкурентные преимущества для людей. И обеспечивали не только конкурентные условия труда, но и комфортную и эмоционально стабильную атмосферу в коллективе.

Помогая подчиненным преодолевать свои тревоги и страхи, руководители вносят значительный вклад в улучшение производительности труда и атмосферы в команде. С этим согласны и HR. Например, Юлия Заболотная, руководитель HR в компании Nestle отмечает, что сейчас лидеры как никогда должны помогать своим командам преодолевать тревоги и страхи, быть эмпатичными.

Поэтому важно, чтобы лидеры осознавали свои задачи и понимали, как это правильно делать, сохраняя собственный ресурс и психическое здоровье.

Важно постоянно контактировать с сотрудниками, показывает опыт Nestle. Человека нужно разговорить, чтобы он открылся и рассказал свою историю и поделился проблемой. В идеале это работа коуча и психолога. Но и руководитель должен это делать, чтобы как минимум знать, что происходит в жизни работника и предложить помощь. Как максимум – вывести его на более высокий уровень осознания и понимания собственной жизни и ее смыслов.

Это все важная инвестиция не только в действующие отношения, но и в будущее сотрудничество. Война окончится, а опыт и воспоминания останутся. Кто и как себя повел в этой ситуации? Было ли подставлено плечо?

Шесть шагов для руководителя

Вот главные направления, на которые полезно обратить внимание руководителю, чтобы снизить тревогу в коллективе:

1. Организовать безопасную среду для сотрудников. Соблюдать правила безопасности, предоставлять доступ к бомбоубежищам, организовать эвакуацию в случае необходимости.

2. Давать надежду и оптимизм. Эмоциональный лидер задает вектор, формирует настроения в коллективе. Он может подпитывать эмоциональные ресурсы своей команды.

3. Оказывать поддержку и эмпатию сотрудникам. Хорошо, если сотрудники чувствуют, что их понимают и поддерживают.

4. Сохранить рабочие места и заработную плату, предложить гибкий график работы или удаленный доступ. Это, конечно, по возможности.

5. Помогать в решении бытовых проблем. Например, с поиском жилья, транспорта, продовольствия, медицинских услуг.

6. Обеспечить психологическую поддержку. Организовать консультации с психологами, провести тренинги по управлению стрессом или эмоциональным интеллектом.

Для того чтобы быть другим источником вдохновения, руководитель должен сначала позаботиться о своем психоэмоциональном состоянии. Если страх и тревога уменьшают ваш ресурс, обратитесь к психологу или найдите другие опоры для своей уверенности и внутренней силы.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд