Что такое первая психологическая помощь и кому она может потребоваться? Это схема действий, разработанная для того, чтобы уменьшить первичный стресс, вызванный травматическими событиями. Эта помощь предоставляется лицам, пострадавшим от катастрофы
Предоставлять ее могут профессиональные психологи, но в чрезвычайных условиях этими навыками полезно владеть каждому. Главное – быть гибким и поддерживать спокойствие.
В партнерстве с Украинским институтом когнитивно-поведенческой терапии и комиссии УГКЦ по делу пастырства здравоохранения был опубликован справочник по первой психологической помощи. Forbes публикует основные тезисы из него.
Основные действия при оказании первой психологической помощи:
Контакт и привлечение
Задача на этом этапе – ответить на контакт со стороны потерпевшего или самостоятельно инициировать его ненавязчивым и сочувствующим способом. Если вы будете делать это аккуратно и с эмпатией, сможете установить эффективные поддерживающие отношения и повысить благоприятный настрой для дальнейшей помощи.
В первую очередь отзовитесь на существующий запрос. Но иногда потерпевшие могут не искать помощи, которая, впрочем, будет им полезна. Не ожидайте, что люди сразу будут положительно реагировать на то, что вы говорите, ведь иногда людям нужно время. Если от помощи отказываются, уважайте это.
Представьтесь и объясните свою роль, спросите разрешения на разговор и скажите, что хотите понять, можете ли вы оказать помощь. Заверьте собеседника в том, что ваш разговор приватный, спросите, как дела, чем вы можете помочь и чего он хочет именно сейчас.
Безопасность и комфорт
Важно обеспечить непосредственную постоянную безопасность и обеспечить комфорт: эмоциональный и физический.
Комфорт и безопасность можно поддерживать несколькими способами. Например, помочь пострадавшим делать что-то активное, вместо того, чтобы пассивно ожидать что-то практичное или что-то известное, опираясь на прошлый опыт. Или помочь им контактировать с другими, которые могут поделиться подобным опытом, или же рассказать, как работники, которые борются с бедствием, работники делают ситуацию безопаснее.
Далее – немедленно создайте физическую безопасность. К примеру, уберите разбитые стекла, острые предметы, предметы, за которые можно споткнуться и упасть. Расспросите о конкретных запросах — очках, костылях, палках, медикаментах и т.д. Если сможете, привлеките пострадавших к участию в получении необходимых вещей для физического комфорта: пройтись вместе к месту поставок пищи, а не просто дайте им еду.
При необходимости способствуйте групповым взаимодействиям. Пребывание возле людей, адекватно справляющихся с ситуацией, успокаивает. Поэтому, возможно, стоит попросить людей, которые адекватно справляются с проблемой, поговорить с другими, кто не справляется так хорошо.
Стабилизация
Если потерпевший дезориентирован и эмоционально перегружен, нужно его успокоить. Большинство пострадавших от катастрофы не будут требовать стабилизации. Однако следует обратить внимание на людей, чьи реакции настолько сильны, что препятствуют способности функционировать. Скажем, они не реагируют на вербальные обращения или выражают сильные эмоциональные реакции.
Вот шаги, которые помогут стабилизировать большинство людей в дистрессе:
- Уважайте частную жизнь человека и дайте ему несколько минут, прежде чем вмешаться;
- Оставайтесь тихим, спокойным и присутствующим, а не старайтесь говорить непосредственно с человеком – это может способствовать когнитивно-эмоциональной перегрузке.
- Стойте рядом, разговаривая с другими пострадавшими, будучи доступными, если вы будете нужны человеку;
- Предложите поддержку и помогайте фокусироваться на мыслях, чувствах и целях, с которыми можно справиться;
- Предоставьте информацию, которая поможет сориентироваться на местности;
Сбор информации: текущие проблемы и потребности
Цель этого этапа – определить неотложные проблемы и собрать дополнительную информацию. Вы можете задать примерно следующие вопросы – впрочем, помните, что не стоит давить в раскрытии деталей травмы или потери.
Ориентировочные вопросы
Могу ли я спросить, через что вам пришлось пройти?
Насколько вам было страшно?
Кто-то близкий травмировался или умер в результате катастрофы?
Нужна ли вам какая-нибудь информация, которая поможет лучше понять, что произошло, или обезопасить себя и близких?
Переживаете ли вы за кого-то из близких? Знаете, где они находятся?
Есть ли у вас психические или физические состояния, которые требуют внимания?
Нужны ли вам медикаменты, которых у вас нет?
Пострадал ли ваш дом? Вы потеряли имущество? Или ваш домашний любимец в порядке?
Возникали ли у вас мысли нанести вред себе или кому-нибудь?
Есть ли у вас родные или друзья, которые помогут вам решить проблемы, с которыми вы столкнулись после катастрофы?
Употребляете ли вы больше алкоголя, лекарства или наркотиков после катастрофы?
Бывали ли когда-нибудь с вами другие проблемы?
Должны были произойти какие-нибудь особые события, которым помешала катастрофа?
Практическая помощь
На предыдущем этапе вы могли узнать, какие текущие проблемы имеет собеседник. Следующие шаги – уточнить потребности, обсудить план действий и удовлетворить эти потребности, поспособствовав пострадавшему эффективно. Например, помогите договориться о службе, которая поможет заполнить необходимые документы и т.д.
Связь с социальной поддержкой
На этом этапе важно установить контакты с центрами поддержки, членами семьи, друзьями и сообществами. Социальная поддержка связана с эмоциональным комфортом. Люди, больше контактирующие с другими, скорее вовлечены в поддерживающую деятельность.
Социальная поддержка предполагает:
- Эмоциональную поддержку: объятия, эмпатийное слушание, понимание, принятие;
- Социальные связи: сотрудничество с другими людьми;
- Ощущение потребности: вы важны для других, вас ценят;
- Свидетельство собственного достоинства. Вы можете справиться с проблемами, с которыми столкнулись;
- Надежную поддержку;
- Советы и информацию;
- Физическую и моральную помощь;
Большинство беспокоится из-за связи с близкими. Помогите им пообщаться с этими людьми — лично, по телефону, по электронной почте и т.д. Другие источники социальной поддержки – сотрудники, хобби и члены клубов.
Проводить время с близкими, не обсуждая катастрофу, очень полезно для пострадавших. Напомните им об этом.
Информация о стратегиях преодоления стресса
Методы, которые помогают справиться со сложной ситуацией:
- Разговоры с другими;
- Получение необходимой информации;
- Получение адекватного отдыха, питания и тренировок;
- Вовлечение в положительные отвлекающие активности – спорт, хобби, чтение;
- Попытки соблюдать нормальный режим дня.
- Сказать себе, что определенное время быть грустным – нормально;
- График положительных активностей;
- Здоровая пища;
- Завтраки;
- Время с другими;
- Методы релаксации;
- Тренировки умеренности;
- Обращение по консультации;
- Ведение дневника;
- Сосредоточение на практических вещах, которые можно сделать прямо сейчас, чтобы улучшить ситуацию;
Что точно не поможет:
- Употребление наркотиков и алкоголя;
- Абстрагирование от деятельности;
- Абстрагирование от семьи и друзей;
- Работа в течение долгого времени;
- Чрезмерная сердитость;
- Чрезмерное обвинение себя и других;
- Переедание или недоедание;
- Неуважение к себе.
Можно обсудить с пострадавшим дыхательные техники, техники прогрессивной мышечной релаксации и управление гневом; объяснить, что частично гнев – это нормально и полезно, но слишком много гнева может подорвать все.
Чтобы преодолеть гнев:
- Отойдите, успокойтесь, некоторое время сделайте что-то другое;
- Поговорите с другом о том, что вызывает у вас гнев;
- Прогуляйтесь, сделайте физические упражнения;
- Заведите журнал, в котором будете писать, как чувствуете себя и как можно изменить ситуацию;
- Напомните себе, что в гневе вы не добьетесь важных целей.
Напомните о том, как важно наладить проблемы со сном; трудности с ним – это распространенное явление после катастрофы.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.