2 года Зеленского | Бюджетная политика /Фото Getty Images
Категория
Деньги
Дата

2 года Зеленского | Бюджетная политика

Владимир Зеленский, президент Украины. Фото Getty Images

Бюджетную политику президента Владимира Зеленского сложно назвать взвешенной и последовательной, в основном это ряд ситуативных действий

Фискальную и бюджетную политику первых двух лет президентста вряд ли можно уместить в одну сюжетную линию. Это как история о слепых мудрецах, у которых отличалось описание слона: большой и толстый (о ноге), мокрый и скользкий (хоботе), тонкий и длинный (хвост). Выделю три самые интересные серии бюджетно-фискального сериала последних лет.

Нерезиденты

Избрание президентом Владимира Зеленского в 2019 году вызвало настоящую эйфорию среди иностранцев, которые держали Украину в радаре. Внесистемный, с бешеным уровнем поддержки. Даже использовали особый эпитет – shine of new president, т.е. сияние или блеск нового президента.

После масштабных реформ 2014–2019 годов макроэкономический фундамент выглядел крепким, и сотни фондов в ожидании прорывного роста страны с бешеным аппетитом набросились на украинские долги в гривне. Однако неслыханный приток нерезидентов в украинские ОВГЗ не принес особых позитивов никому, кроме банкиров, которые с ностальгией вспоминают те «золотые времена». Прорывного роста экономики так и не произошло. В связи с укреплением гривны бюджетные поступления резко похудели и стали серьезной проблемой. Многие из политических игроков начали манипулировать на тему «пирамиды ОВГЗ». В итоге из-за этой истории, среди всего прочего, лишились должности и тогдашняя министр финансов Оксана Маркарова (проблемы с доходами и «пирамида ОВГЗ» были среди претензий, которые часто ей предъявляли), и глава Нацбанка Яков Смолий (претензия – укрепление гривны как препятствие для роста экономики).

Это развитие событий вряд ли можно отнести к разряду политики. Президент Зеленский спровоцировал этот тренд даже не осознавая его сути. В то же время нерезиденты и массовый спрос на ОВГЗ в 2019 году – это визитная карточка раннего президентства Зеленского.

«Ковидный» фонд и «Большая стройка»

Эпическое перебрасывание средств из так называемого COVID-фонда на строительство дорог, наверное, войдет в учебники классических fuck-up мирового уровня. Аргумент, что таким образом стимулируется экономика, активно продвигался в поддержку «Большого строительства». Однако, пережив три волны эпидемии, можно с высокой степенью уверенности сказать, что каждая гривна COVID-фонда, которая была бы инвестирована в противодействие эпидемии, дала бы в разы больший эффект для экономики, чем залитая в асфальт. В мае 2021-го, когда весь развитый мир ударными темпами проводит массовые вакцинации, мы можем только фантазировать на тему «что было бы, если бы».

Мобилизация «внутренних резервов» на «Большую стройку» – это отдельная история креативного бюджетирования. Для любимого «детища» президента тянули средства изо всех возможных источников. Присоединился не только «ковидный» фонд. На строительство сбрасывались госпредприятия, предоставлялись госгарантии под многомиллиардные кредиты, даже Укрнафта ради такой благородной цели погасила свои старые налоговые долги (перед тем предусмотрительно получив деньги от НАК «Нафтогаз Украины»).

Хотя сама идея и ее реализация вызывают много сомнений и вопросов, например, в отношении эффективности расходования средств, «Большая стройка» – это то, что будут вспоминать о президентстве Зеленского.

Интересно, что «ковидный» фонд, согласно меморандуму с МВФ, должен был пройти независимый аудит до конца марта 2021 года. Однако даже сейчас, в середине мая, мы точно не знаем, насколько правдивыми были публикации СМИ о расточительстве средств налогоплательщиков из этого фонда.

Lucky chance 2020 и инфляционный бонус 2021

2020 год выдался сложным для бюджета. Доходную часть натягивали правдами и неправдами, в основном благодаря самопожертвованию государственных предприятий. Однако во весь рост стояла проблема финансирования дефицита в размере 298,4 млрд грн, или 7,5% ВВП (ожидаемого на тот период). Это безумная сумма – свыше $10 млрд. Из-за коронакризиса инвесторы оставили развивающиеся рынки, нерезиденты активно выходили из украинских ОВГЗ, сотрудничество с МВФ было де-факто разрушено грубой заменой руководства НБУ. Министерство финансов откровенно не справлялось с привлечением заимствований для покрытия фискальной дыры. Украина фактически готовилась к жесткой посадке примерно на декабрь 2020 года.

Однако если фортуна тебя любит, то нужно просто довериться ей и не задумываться о мелочах.

Ситуацию спас неожиданный разворот в настроениях глобальных инвесторов. Уже в ноябре те, кто активно бежал из Украины последние восемь месяцев, снова набрались храбрости и оптимизма. Аппетит к рискам и хорошей доходности оказался настолько сильным, что инвесторы полностью проигнорировали замороженное сотрудничество с МВФ, а уже в декабре снова начали активно скупать украинские ОВГЗ и даже охотно подписались на наши еврооблигации.

Еще несколько недель назад критическая ситуация теперь превратилась в триумфальное завершение бюджетного года с публичным высмеиванием всех скептиков. Интересно, что фискальный кризис 2020-го был решен без всякого усилия украинского руководства. Просто кто-то вытащил счастливую карту.

В качестве бонуса к возвращению нерезидентов Минфин получил от мировых монетаристов дополнительные инфляционные доходы на 2021 год. Как видим, по результатам первого квартала 2021-го, с ростом экономики пока не складывается, и все чаще в обзорах аналитиков проскакивает слово «стагфляция». Однако реальный рост – это не забота Минфина, «инфляционный налог» угощает всех.

Вместо послесловия: налоговая реформа, которой не было

Предвыборная кампания Зеленского пестрела яркими обещаниями либеральной налоговой реформы. Предпринимателям – налог на выведенный капитал. Автомобилистам – отмена акцизов на импортные автомобили. Два года спустя ничего либерального в налоговой сфере так и не произошло (проблему «евроблях» закрыли примитивной амнистией). Зато новоиспеченные фискалы получили широкий мандат на наведение порядка. Как и все его предшественники, президент Зеленский, когда встал вопрос «больше свобод предпринимателям или больше в бюджет», сделал выбор в пользу «больше в бюджет».

За счет чего Зеленский планирует получить прорывной рост экономики, остается загадкой.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Рейтинг зарплат | 15 самых комфортных банков