Сергій Деркач: Польські перевізники вбачають загрозу в українських, тому намагаються таким чином вибити для себе преференції /предоставлено пресс-службой Министерства развития общин и территорий Украины
Категория
Деньги
Дата

«Большинство требований в принципе невыполнимы». Польские водители грозятся заблокировать границы до конца года. Почему они восстали? Блиц-интервью с замминистра инфраструктуры Деркачом

5 хв читання

Сергей Деркач: Польские перевозчики видят угрозу в украинских, поэтому пытаются таким образом выбить для себя преференции Фото предоставлено пресс-службой Министерства развития общин и территорий Украины

Польские грузоперевозчики угрожают заблокировать границу с Украиной с 3 ноября и до конца года. Почему для Украины важно не допустить блокады, чего хотят поляки и как будет действовать Украина? Объясняет заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Сергей Деркач.

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Украина на пороге очередной напряженности в отношениях с Польшей. С 3 ноября польские перевозчики грозятся начать двухмесячную блокаду пунктов пропуска между странами, сообщила 30 октября ассоциация «Укравтопром». Это не первая попытка – в мае блокада крупнейшего пункта пропуска «Ягодин – Дорогуск» длилась больше двух недель.

Причина – польские перевозчики, имеющие самый большой автопарк в ЕС, опасаются конкуренции с украинскими перевозчиками. Поэтому пытаются выбить для себя преференции, говорит Forbes замминистра развития общин, территорий и инфраструктуры Сергей Деркач.

Для Украины польские границы – ключевые врата для экспорта на Запад: через Польшу Украина вывозит столько же товаров, сколько через все остальные страны-соседки, вместе взятые, говорит Деркач. Сейчас, в разгар сезона вывоза экспорта, очереди на польских границах растянулись на 10–14 дней.

Что происходит и может ли Украина найти компромиссы с польскими перевозчиками? Блиц-интервью с заместителем министра развития общин, территорий и инфраструктуры Сергеем Деркачом. В сфере его ответственности – автомобильный транспорт, дорожное хозяйство и работа пунктов пропуска через границу.

Какие пункты пропуска, когда и на какой период грозятся заблокировать польские перевозчики?

Официальной информации о перекрытии границ со стороны польского правительства не поступало. Мы получили информацию от посольства Украины в Польше с перечнем требований от польских перевозчиков. В том сообщении речь шла о «Раве-Русской», сейчас же мы получаем неофициальную информацию от перевозчиков о «Краковце» и «Ягодине». Поэтому какие именно пункты и на сколько они собираются блокировать – пока не ясно. Мы обратились в министерство инфраструктуры Польши, чтобы они прояснили ситуацию. Пока четкого ответа от них не получили.

Понятно хотя бы, кого угрожают не пускать – только фуры или разные типы машин?

Официальной информации у нас нет, из тех требований, которые мы видим, речь идет о блокировке движения именно для грузового транспорта. Это не первая попытка блокировать границы. К примеру, когда в мае они блокировали пункт пропуска «Ягодин – Дорогуск», то не пропускали только грузовики, пассажирский транспорт шел без ограничений.

Каковы причины этих страйков? Сколько тянется эта история?

Требования польских перевозчиков нереалистичны – складывается впечатление, что у них нет желания решить проблему. Но и реальной проблемы на самом деле нет. Их блокада – это просто возможность перекрыть границу для украинских перевозчиков-конкурентов: именно украинцы – это 85% тех, кто пересекает украинско-польскую границу, чтобы завезти в Украину товары или вывезти экспорт.

Чего требуют от Украины польские перевозчики?

Первое требование – вернуть украинским перевозчикам разрешения, то есть отменить «транспортный безвиз», согласованный на уровне соглашения между Украиной и ЕС.

До войны это был сложный вопрос. К примеру, в 2021 году Польша должна была предоставить нам 200 000 разрешений на пересечение границы в год, но выдала всего 160 000. Этого было мало и без заблокированных портов: такое количество не давало нашим перевозчикам возможности расти и заходить на рынок грузовых перевозок в страны Европы. Но они отлично понимают, что не смогут вернуть эту систему в единоличном порядке.

Также они хотят ужесточить для иностранных перевозчиков правила перевозок по ЕКМТ – жесткие требования конкурса и к транспорту, и к перевозчику. Польский бизнес сейчас видит проблему, вероятно, в том, что наши перевозчики якобы «обваливают» рынок грузовых тарифов в Европе. Однако это не соответствует действительности: держат рынок Европы именно польские перевозчики. Польские компании имеют самый большой грузовой автопарк в ЕС – совокупно около половины всего блока. Сфера автоперевозок приносит Польше существенный процент ВВП, и правительство часто к ней прислушивается.

Еще в числе требований – чтобы украинские перевозчики не регистрировали компании в Польше, ввести отдельную очередь в системе «єЧерга» для автомобилей на номерах ЕС. Сразу скажу, что последнее – нереалистично, поскольку ни в одной стране ЕС не существует отдельной очереди для украинских водителей, как и у нас. Сейчас мы видим в системе «єЧерга» транспорт не менее чем из 40 стран, и это, очевидно, не только ЕС.

Кроме того, они хотят иметь отдельную очередь на всех границах для пустых фур, чтобы не ждать несколько дней «пустыми» и получить доступ к системе «Шлях», хотя базово это система для украинских перевозчиков и украинских водителей.

пресс-службы Zammler Group

Деркач: «Требования польских перевозчиков нереалистичны – складывается впечатление, что у них нет желания решить проблему». Фото пресс-службы Zammler Group

В июне 2022 года Еврокомиссия разрешила украинским грузовикам в течение года пересекать границы в ЕС без разрешений. Как это изменило динамику пересечения границы?

В этом году мы уже продлили транспортный безвиз на год, то есть до конца июня 2024 года. В настоящее время ведутся переговоры, чтобы продлить разрешение еще на год. Сейчас в среднем границу с Польшей пересекают 40 000–50 000 грузовиков в месяц, то есть в годовом измерении в два раза больше, чем до войны. Польские коллеги усматривают в этом опасность. Но стоит понимать объективные причины такой динамики: из-за войны, закрытого неба и ограниченных портов автомобильный транспорт и железная дорога – единственное, что у нас осталось.

Мы подчеркиваем, что блокировка границы как проявление протеста – это, в принципе, угроза национальной безопасности обеих стран. Ведь протестовать можно по-разному: например, привести фуру к польскому министерству или заблокировать одну из дорог.

Какая часть украинского экспорта идет через Польшу?

Самые крупные импорт и экспорт – через Польшу. Показатели экспортного грузооборота через Польшу равны всем остальным странам-соседкам, вместе взятым. Сейчас разгар высокого сезона, и без войны очереди на границах в это время всегда достигали максимумов. А добавьте к этому закрытое море и то, что наши коллеги из других стран, особенно Польши, сокращают количество транспортных средств, которые они пропускают за день.

А что происходит в польских пунктах пропуска?

Польша – единственная страна, которая обязала нас создать отдельную дополнительную очередь для перевозки 1-24 группы товаров, проходящих фитосанитарный и/или ветеринарный контроль. Это значительно сдерживает проход границы. К примеру, в пункте «Ягодин – Дорогуск» более чем из 400 авто в этой очереди они пропускают всего 30–40 машин в день.

Украина и Польша подписали меморандумы, определяющие, сколько авто должен пропускать каждый пункт на границе в день. По итогам октября исполнение меморандумов составляет около 50%. Если говорить о самом большом пункте пропуска «Ягодин – Дорогуск», то там за день должно проезжать 680 грузовиков, а едет в среднем на 250 машин меньше, чем условлено. По всей границе это примерно 35 000 автомобилей, которые не проехали только за последний месяц, – для страны в состоянии войны это огромные потери экспортных мощностей.

«Большинство требований в принципе невыполнимы». Польские водители грозятся заблокировать границы до конца года. Почему они восстали? Блиц-интервью с замминистра инфраструктуры Деркачом /Фото 1

В октябре Польша выполнила подписанные с Украиной меморандумы о пропуске грузовиков на границе всего на 50%.

Такие проблемы есть и с другими странами? Можно ли заменить Польшу, если границу заблокируют на два месяца?

Вывезти экспорт мы сможем, просто это займет больше времени. С другими странами бывает лучше, бывает хуже, но мы не видим там политической составляющей, только физические возможности. Лучше всего мы сейчас сотрудничаем с румынскими коллегами. Однако, к примеру, перевозки через крупнейший пункт пропуска в Румынию «Порубное – Сирет» упали на треть, потому что его реконструируют.

Активно ведем переговоры о расширении открытых в прошлом году пунктов пропуска «Красноильск» и «Дяковцы». Сейчас там проезжают только легковые автомобили и автобусы, но потенциально могут и грузовики. Также разрабатываем зеленый коридор через Молдову: чтобы если грузовик проезжал пункт пропуска «Рени – Джурджулешты», мог без остановок в Молдове двигаться сразу в порт Галац в Румынии.

Украина готова идти на компромисс в каком-либо из требований польских перевозчиков?

Я не слишком верю в угрозы заблокировать границы на два месяца. Это абсолютно неправомерные действия, блокировка путей солидарности Евросоюза. Мы уже обратились в Еврокомиссию.

Что касается требований – большинство из них кажутся странными и в принципе невыполнимыми, поскольку их единственная цель – создать преференции для польских перевозчиков, которые переживают из-за потери собственной доли на рынке.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд