Сергій Деркач: Польські перевізники вбачають загрозу в українських, тому намагаються таким чином вибити для себе преференції /предоставлено пресс-службой Министерства развития общин и территорий Украины
Категория
Деньги
Дата

«Большинство требований в принципе невыполнимы». Польские водители грозятся заблокировать границы до конца года. Почему они восстали? Блиц-интервью с замминистра инфраструктуры Деркачом

Сергей Деркач: Польские перевозчики видят угрозу в украинских, поэтому пытаются таким образом выбить для себя преференции Фото предоставлено пресс-службой Министерства развития общин и территорий Украины

Польские грузоперевозчики угрожают заблокировать границу с Украиной с 3 ноября и до конца года. Почему для Украины важно не допустить блокады, чего хотят поляки и как будет действовать Украина? Объясняет заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Сергей Деркач.

Інвестувати? Почекати? Продавати? Війна змінює все, крім обов’язку лідера приймати виважені рішення. Вже 30 травня 40+ спікерів поділяться досвідом на Першій щорічній конференції про фінанси, інвестиції та економічне зростання. Купуйте квиток за посиланням.

Украина на пороге очередной напряженности в отношениях с Польшей. С 3 ноября польские перевозчики грозятся начать двухмесячную блокаду пунктов пропуска между странами, сообщила 30 октября ассоциация «Укравтопром». Это не первая попытка – в мае блокада крупнейшего пункта пропуска «Ягодин – Дорогуск» длилась больше двух недель.

Причина – польские перевозчики, имеющие самый большой автопарк в ЕС, опасаются конкуренции с украинскими перевозчиками. Поэтому пытаются выбить для себя преференции, говорит Forbes замминистра развития общин, территорий и инфраструктуры Сергей Деркач.

Для Украины польские границы – ключевые врата для экспорта на Запад: через Польшу Украина вывозит столько же товаров, сколько через все остальные страны-соседки, вместе взятые, говорит Деркач. Сейчас, в разгар сезона вывоза экспорта, очереди на польских границах растянулись на 10–14 дней.

Что происходит и может ли Украина найти компромиссы с польскими перевозчиками? Блиц-интервью с заместителем министра развития общин, территорий и инфраструктуры Сергеем Деркачом. В сфере его ответственности – автомобильный транспорт, дорожное хозяйство и работа пунктов пропуска через границу.

Какие пункты пропуска, когда и на какой период грозятся заблокировать польские перевозчики?

Официальной информации о перекрытии границ со стороны польского правительства не поступало. Мы получили информацию от посольства Украины в Польше с перечнем требований от польских перевозчиков. В том сообщении речь шла о «Раве-Русской», сейчас же мы получаем неофициальную информацию от перевозчиков о «Краковце» и «Ягодине». Поэтому какие именно пункты и на сколько они собираются блокировать – пока не ясно. Мы обратились в министерство инфраструктуры Польши, чтобы они прояснили ситуацию. Пока четкого ответа от них не получили.

Понятно хотя бы, кого угрожают не пускать – только фуры или разные типы машин?

Официальной информации у нас нет, из тех требований, которые мы видим, речь идет о блокировке движения именно для грузового транспорта. Это не первая попытка блокировать границы. К примеру, когда в мае они блокировали пункт пропуска «Ягодин – Дорогуск», то не пропускали только грузовики, пассажирский транспорт шел без ограничений.

Каковы причины этих страйков? Сколько тянется эта история?

Требования польских перевозчиков нереалистичны – складывается впечатление, что у них нет желания решить проблему. Но и реальной проблемы на самом деле нет. Их блокада – это просто возможность перекрыть границу для украинских перевозчиков-конкурентов: именно украинцы – это 85% тех, кто пересекает украинско-польскую границу, чтобы завезти в Украину товары или вывезти экспорт.

Чего требуют от Украины польские перевозчики?

Первое требование – вернуть украинским перевозчикам разрешения, то есть отменить «транспортный безвиз», согласованный на уровне соглашения между Украиной и ЕС.

До войны это был сложный вопрос. К примеру, в 2021 году Польша должна была предоставить нам 200 000 разрешений на пересечение границы в год, но выдала всего 160 000. Этого было мало и без заблокированных портов: такое количество не давало нашим перевозчикам возможности расти и заходить на рынок грузовых перевозок в страны Европы. Но они отлично понимают, что не смогут вернуть эту систему в единоличном порядке.

Также они хотят ужесточить для иностранных перевозчиков правила перевозок по ЕКМТ – жесткие требования конкурса и к транспорту, и к перевозчику. Польский бизнес сейчас видит проблему, вероятно, в том, что наши перевозчики якобы «обваливают» рынок грузовых тарифов в Европе. Однако это не соответствует действительности: держат рынок Европы именно польские перевозчики. Польские компании имеют самый большой грузовой автопарк в ЕС – совокупно около половины всего блока. Сфера автоперевозок приносит Польше существенный процент ВВП, и правительство часто к ней прислушивается.

Еще в числе требований – чтобы украинские перевозчики не регистрировали компании в Польше, ввести отдельную очередь в системе «єЧерга» для автомобилей на номерах ЕС. Сразу скажу, что последнее – нереалистично, поскольку ни в одной стране ЕС не существует отдельной очереди для украинских водителей, как и у нас. Сейчас мы видим в системе «єЧерга» транспорт не менее чем из 40 стран, и это, очевидно, не только ЕС.

Кроме того, они хотят иметь отдельную очередь на всех границах для пустых фур, чтобы не ждать несколько дней «пустыми» и получить доступ к системе «Шлях», хотя базово это система для украинских перевозчиков и украинских водителей.

пресс-службы Zammler Group

Деркач: «Требования польских перевозчиков нереалистичны – складывается впечатление, что у них нет желания решить проблему». Фото пресс-службы Zammler Group

В июне 2022 года Еврокомиссия разрешила украинским грузовикам в течение года пересекать границы в ЕС без разрешений. Как это изменило динамику пересечения границы?

В этом году мы уже продлили транспортный безвиз на год, то есть до конца июня 2024 года. В настоящее время ведутся переговоры, чтобы продлить разрешение еще на год. Сейчас в среднем границу с Польшей пересекают 40 000–50 000 грузовиков в месяц, то есть в годовом измерении в два раза больше, чем до войны. Польские коллеги усматривают в этом опасность. Но стоит понимать объективные причины такой динамики: из-за войны, закрытого неба и ограниченных портов автомобильный транспорт и железная дорога – единственное, что у нас осталось.

Мы подчеркиваем, что блокировка границы как проявление протеста – это, в принципе, угроза национальной безопасности обеих стран. Ведь протестовать можно по-разному: например, привести фуру к польскому министерству или заблокировать одну из дорог.

Какая часть украинского экспорта идет через Польшу?

Самые крупные импорт и экспорт – через Польшу. Показатели экспортного грузооборота через Польшу равны всем остальным странам-соседкам, вместе взятым. Сейчас разгар высокого сезона, и без войны очереди на границах в это время всегда достигали максимумов. А добавьте к этому закрытое море и то, что наши коллеги из других стран, особенно Польши, сокращают количество транспортных средств, которые они пропускают за день.

А что происходит в польских пунктах пропуска?

Польша – единственная страна, которая обязала нас создать отдельную дополнительную очередь для перевозки 1-24 группы товаров, проходящих фитосанитарный и/или ветеринарный контроль. Это значительно сдерживает проход границы. К примеру, в пункте «Ягодин – Дорогуск» более чем из 400 авто в этой очереди они пропускают всего 30–40 машин в день.

Украина и Польша подписали меморандумы, определяющие, сколько авто должен пропускать каждый пункт на границе в день. По итогам октября исполнение меморандумов составляет около 50%. Если говорить о самом большом пункте пропуска «Ягодин – Дорогуск», то там за день должно проезжать 680 грузовиков, а едет в среднем на 250 машин меньше, чем условлено. По всей границе это примерно 35 000 автомобилей, которые не проехали только за последний месяц, – для страны в состоянии войны это огромные потери экспортных мощностей.

«Большинство требований в принципе невыполнимы». Польские водители грозятся заблокировать границы до конца года. Почему они восстали? Блиц-интервью с замминистра инфраструктуры Деркачом /Фото 1

В октябре Польша выполнила подписанные с Украиной меморандумы о пропуске грузовиков на границе всего на 50%.

Такие проблемы есть и с другими странами? Можно ли заменить Польшу, если границу заблокируют на два месяца?

Вывезти экспорт мы сможем, просто это займет больше времени. С другими странами бывает лучше, бывает хуже, но мы не видим там политической составляющей, только физические возможности. Лучше всего мы сейчас сотрудничаем с румынскими коллегами. Однако, к примеру, перевозки через крупнейший пункт пропуска в Румынию «Порубное – Сирет» упали на треть, потому что его реконструируют.

Активно ведем переговоры о расширении открытых в прошлом году пунктов пропуска «Красноильск» и «Дяковцы». Сейчас там проезжают только легковые автомобили и автобусы, но потенциально могут и грузовики. Также разрабатываем зеленый коридор через Молдову: чтобы если грузовик проезжал пункт пропуска «Рени – Джурджулешты», мог без остановок в Молдове двигаться сразу в порт Галац в Румынии.

Украина готова идти на компромисс в каком-либо из требований польских перевозчиков?

Я не слишком верю в угрозы заблокировать границы на два месяца. Это абсолютно неправомерные действия, блокировка путей солидарности Евросоюза. Мы уже обратились в Еврокомиссию.

Что касается требований – большинство из них кажутся странными и в принципе невыполнимыми, поскольку их единственная цель – создать преференции для польских перевозчиков, которые переживают из-за потери собственной доли на рынке.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине