Польские грузоперевозчики угрожают заблокировать границу с Украиной с 3 ноября и до конца года. Почему для Украины важно не допустить блокады, чего хотят поляки и как будет действовать Украина? Объясняет заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Сергей Деркач.
Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня
Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням.
Украина на пороге очередной напряженности в отношениях с Польшей. С 3 ноября польские перевозчики грозятся начать двухмесячную блокаду пунктов пропуска между странами, сообщила 30 октября ассоциация «Укравтопром». Это не первая попытка – в мае блокада крупнейшего пункта пропуска «Ягодин – Дорогуск» длилась больше двух недель.
Причина – польские перевозчики, имеющие самый большой автопарк в ЕС, опасаются конкуренции с украинскими перевозчиками. Поэтому пытаются выбить для себя преференции, говорит Forbes замминистра развития общин, территорий и инфраструктуры Сергей Деркач.
Для Украины польские границы – ключевые врата для экспорта на Запад: через Польшу Украина вывозит столько же товаров, сколько через все остальные страны-соседки, вместе взятые, говорит Деркач. Сейчас, в разгар сезона вывоза экспорта, очереди на польских границах растянулись на 10–14 дней.
Что происходит и может ли Украина найти компромиссы с польскими перевозчиками? Блиц-интервью с заместителем министра развития общин, территорий и инфраструктуры Сергеем Деркачом. В сфере его ответственности – автомобильный транспорт, дорожное хозяйство и работа пунктов пропуска через границу.
Какие пункты пропуска, когда и на какой период грозятся заблокировать польские перевозчики?
Официальной информации о перекрытии границ со стороны польского правительства не поступало. Мы получили информацию от посольства Украины в Польше с перечнем требований от польских перевозчиков. В том сообщении речь шла о «Раве-Русской», сейчас же мы получаем неофициальную информацию от перевозчиков о «Краковце» и «Ягодине». Поэтому какие именно пункты и на сколько они собираются блокировать – пока не ясно. Мы обратились в министерство инфраструктуры Польши, чтобы они прояснили ситуацию. Пока четкого ответа от них не получили.
Понятно хотя бы, кого угрожают не пускать – только фуры или разные типы машин?
Официальной информации у нас нет, из тех требований, которые мы видим, речь идет о блокировке движения именно для грузового транспорта. Это не первая попытка блокировать границы. К примеру, когда в мае они блокировали пункт пропуска «Ягодин – Дорогуск», то не пропускали только грузовики, пассажирский транспорт шел без ограничений.
Каковы причины этих страйков? Сколько тянется эта история?
Требования польских перевозчиков нереалистичны – складывается впечатление, что у них нет желания решить проблему. Но и реальной проблемы на самом деле нет. Их блокада – это просто возможность перекрыть границу для украинских перевозчиков-конкурентов: именно украинцы – это 85% тех, кто пересекает украинско-польскую границу, чтобы завезти в Украину товары или вывезти экспорт.
Чего требуют от Украины польские перевозчики?
Первое требование – вернуть украинским перевозчикам разрешения, то есть отменить «транспортный безвиз», согласованный на уровне соглашения между Украиной и ЕС.
До войны это был сложный вопрос. К примеру, в 2021 году Польша должна была предоставить нам 200 000 разрешений на пересечение границы в год, но выдала всего 160 000. Этого было мало и без заблокированных портов: такое количество не давало нашим перевозчикам возможности расти и заходить на рынок грузовых перевозок в страны Европы. Но они отлично понимают, что не смогут вернуть эту систему в единоличном порядке.
Также они хотят ужесточить для иностранных перевозчиков правила перевозок по ЕКМТ – жесткие требования конкурса и к транспорту, и к перевозчику. Польский бизнес сейчас видит проблему, вероятно, в том, что наши перевозчики якобы «обваливают» рынок грузовых тарифов в Европе. Однако это не соответствует действительности: держат рынок Европы именно польские перевозчики. Польские компании имеют самый большой грузовой автопарк в ЕС – совокупно около половины всего блока. Сфера автоперевозок приносит Польше существенный процент ВВП, и правительство часто к ней прислушивается.
Еще в числе требований – чтобы украинские перевозчики не регистрировали компании в Польше, ввести отдельную очередь в системе «єЧерга» для автомобилей на номерах ЕС. Сразу скажу, что последнее – нереалистично, поскольку ни в одной стране ЕС не существует отдельной очереди для украинских водителей, как и у нас. Сейчас мы видим в системе «єЧерга» транспорт не менее чем из 40 стран, и это, очевидно, не только ЕС.
Кроме того, они хотят иметь отдельную очередь на всех границах для пустых фур, чтобы не ждать несколько дней «пустыми» и получить доступ к системе «Шлях», хотя базово это система для украинских перевозчиков и украинских водителей.
В июне 2022 года Еврокомиссия разрешила украинским грузовикам в течение года пересекать границы в ЕС без разрешений. Как это изменило динамику пересечения границы?
В этом году мы уже продлили транспортный безвиз на год, то есть до конца июня 2024 года. В настоящее время ведутся переговоры, чтобы продлить разрешение еще на год. Сейчас в среднем границу с Польшей пересекают 40 000–50 000 грузовиков в месяц, то есть в годовом измерении в два раза больше, чем до войны. Польские коллеги усматривают в этом опасность. Но стоит понимать объективные причины такой динамики: из-за войны, закрытого неба и ограниченных портов автомобильный транспорт и железная дорога – единственное, что у нас осталось.
Мы подчеркиваем, что блокировка границы как проявление протеста – это, в принципе, угроза национальной безопасности обеих стран. Ведь протестовать можно по-разному: например, привести фуру к польскому министерству или заблокировать одну из дорог.
Какая часть украинского экспорта идет через Польшу?
Самые крупные импорт и экспорт – через Польшу. Показатели экспортного грузооборота через Польшу равны всем остальным странам-соседкам, вместе взятым. Сейчас разгар высокого сезона, и без войны очереди на границах в это время всегда достигали максимумов. А добавьте к этому закрытое море и то, что наши коллеги из других стран, особенно Польши, сокращают количество транспортных средств, которые они пропускают за день.
А что происходит в польских пунктах пропуска?
Польша – единственная страна, которая обязала нас создать отдельную дополнительную очередь для перевозки 1-24 группы товаров, проходящих фитосанитарный и/или ветеринарный контроль. Это значительно сдерживает проход границы. К примеру, в пункте «Ягодин – Дорогуск» более чем из 400 авто в этой очереди они пропускают всего 30–40 машин в день.
Украина и Польша подписали меморандумы, определяющие, сколько авто должен пропускать каждый пункт на границе в день. По итогам октября исполнение меморандумов составляет около 50%. Если говорить о самом большом пункте пропуска «Ягодин – Дорогуск», то там за день должно проезжать 680 грузовиков, а едет в среднем на 250 машин меньше, чем условлено. По всей границе это примерно 35 000 автомобилей, которые не проехали только за последний месяц, – для страны в состоянии войны это огромные потери экспортных мощностей.
Такие проблемы есть и с другими странами? Можно ли заменить Польшу, если границу заблокируют на два месяца?
Вывезти экспорт мы сможем, просто это займет больше времени. С другими странами бывает лучше, бывает хуже, но мы не видим там политической составляющей, только физические возможности. Лучше всего мы сейчас сотрудничаем с румынскими коллегами. Однако, к примеру, перевозки через крупнейший пункт пропуска в Румынию «Порубное – Сирет» упали на треть, потому что его реконструируют.
Активно ведем переговоры о расширении открытых в прошлом году пунктов пропуска «Красноильск» и «Дяковцы». Сейчас там проезжают только легковые автомобили и автобусы, но потенциально могут и грузовики. Также разрабатываем зеленый коридор через Молдову: чтобы если грузовик проезжал пункт пропуска «Рени – Джурджулешты», мог без остановок в Молдове двигаться сразу в порт Галац в Румынии.
Украина готова идти на компромисс в каком-либо из требований польских перевозчиков?
Я не слишком верю в угрозы заблокировать границы на два месяца. Это абсолютно неправомерные действия, блокировка путей солидарности Евросоюза. Мы уже обратились в Еврокомиссию.
Что касается требований – большинство из них кажутся странными и в принципе невыполнимыми, поскольку их единственная цель – создать преференции для польских перевозчиков, которые переживают из-за потери собственной доли на рынке.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.