Эмбарго как борьба с «недобросовестной конкуренцией» – под таким «лозунгом» Польша продлила с 15 сентября действовавший со 2 мая запрет на импорт зерновых из Украины. Только ли в зерне дело и как этот кризис может повлиять на отношения Украины с одним из основных ее союзников в войне против России? Рассказывает экс-глава Комитета по развитию промышленности и инфраструктуры СУП Геннадий Радченко, живущий в настоящее время в Польше
Польско-украинские отношения с февраля 2022 года не были такими плохими, как сейчас. Правительству власти Польши «Право и справедливость» понадобилось всего несколько недель избирательной кампании, чтобы довести дружеские отношения с Украиной до состояния, лучше всего проиллюстрированного как событиями 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, так и громкими заявлениями политиков в Варшаве и Киеве.
Из-за обиды на эмоциональное высказывание президента Украины Владимира Зеленского с трибуны Генеральной ассамблеи ООН по введению Польшей одностороннего зернового эмбарго (в котором, кстати, эта страна не была названа прямо) премьер Польши Матеуш Моравецкий не только подтверждает намерение продлить и расширить запрет на импорт украинского зерна, но и заявляет о конце снабжения вооружений и военной помощи. Представитель правительства обещает прекратить социальную поддержку украинцев, в том числе самых молодых, получивших в Польше защиту от войны.
Неужели зерновой спор может так испортить польско-украинские отношения? В чем суть проблемы с украинским зерном?
Проблема, возникшая не вчера
Предвестники возможного будущего зернового конфликта стали очевидны почти сразу после российского вторжения в Украину и нарастали по мере блокады врагом украинских черноморских портов. В июле 2022 года благодаря посредничеству ООН и соглашению «Черноморская зерновая инициатива» украинские порты частично открылись. Параллельно этому возникли сухопутные «коридоры солидарности» по территории европейских государств, а Еврокомиссия дала зеленый свет украинским товарам, отменив все пошлины и квоты.
По заявлению Евросоюза, они разрешили экспортировать почти 33 млн т зерновых и продовольствия в 45 стран. Польша стала одним из сухопутных транзитных коридоров для украинского зерна. Решающее значение в транспортировке зерна имели время и объемы. Однако выяснилось, что Польша не способна эффективно принимать и экспортировать украинскую сельхозпродукцию, поскольку ее транзитная и портовая инфраструктура на это не рассчитаны.
В июле 2022 года появилось тревожное заявление Зерновой и кормовой палаты Польши – на польско-украинской границе таможенного оформления ждали более 16 000 вагонов, из них каждый пятый с зерном. Польская трактовка «коридора солидарности», которой в Варшаве придерживаются и сейчас, заключается в том, что Польша становится для Украины региональным центром торговли сельскохозяйственным сырьем, но исключительно транзитным – в Африку, Азию и другие страны ЕС.
Однако часть украинского зерна (по вполне законным основаниям) начала оставаться в Польше. По мнению поляков, это повлияло на местный рынок, уже полный зерна как для внутреннего потребления, так и готового к экспорту. В апреле 2023-го Зерновая и кормовая палата заявила, что уже год предупреждает о «необходимых срочных действиях правительства: инфраструктурных, административных, дипломатических».
Но проблема заключалась и в том, что польские фермеры удерживали зерно. В то время действующий вице-премьер и аграрный министр Генрик Ковальчик публично обещал им повышение цен, в то время как паника-2022 на мировом зерновом рынке уже пошла на убыль и цены постепенно возвращались к нормальности.
Но фермеры верили обещаниям министра, который, впрочем, поплатился за свои слова министерским креслом. Его эстафету защиты польских фермеров от украинских аграриев принял новый министр Роберт Телус, не жалеющий красок в описании опасности для агрорынка Польши, происходящей от украинского сельского хозяйства.
В процессе «зернового скандала» возникло несколько мифов об украинском зерне и продуктах вообще, многократно повторяемых медиа, чиновниками и агродеятелями, которые «борются» с украинскими коллегами:
- Простые крестьяне не зарабатывают на продаже украинского зерна, а все сливки снимают только иностранные (почему-то немецкие и голландские) холдинги, а также украинские олигархи. В то время как зерно от простых фермеров не экспортируется.
- В распоряжении украинских агрохозяйств сотни тысяч гектаров земли, поэтому с ними не может конкурировать средний польский фермер, владение которого составляет 50-100 га.
- Украинцы не соблюдают обязательные в Европе нормы, зерно содержит пестициды, вообще плохого качества (был изобретен термин «техническое зерно») и может быть вредным для польского потребителя.
Учитывая ограниченные транзитные возможности, украинское зерно начало оседать в Польше и вышло на польский рынок, никогда ранее не являвшийся приоритетным для наших производителей. У нас были традиционные потребители в Африке и Азии и уже налажены транспортные коридоры.
Цены, по которым следовали украинские зерновые, не были демпинговыми, а были рыночными. Правда, они значительно отличались от ожиданий польских фермеров, поверивших обещаниям Ковальчика. Несмотря на это, украинскую активность на польском рынке обозвали «недобросовестной конкуренцией».
Эмбарго как борьба с «недобросовестной конкуренцией»
Обвинение, что «украинцы продавали зерно на польском внутреннем рынке», и сегодня остается на повестке дня. Вроде бы существует базар, на который из Украины съехались тысячи вагонов и фур с зерновыми, и оживленная их распродажа. Это не так.
Украинские зерновые покупали конкретные польские фирмы-импортеры. Им и их потребителям это было выгодно, закон они не нарушали. Теперь их обвиняют в отсутствии деловой этики и нелюбви к польским фермерам. Однако обещанный (по требованию оппозиционных политических сил) список фирм-импортеров украинского зерна премьер Польши Моравецкий никому так и не показывает.
15 апреля 2023 года польское руководство рассмотрело проблему в своем свете. Лидер правящей партии Польши «Право и справедливость» Ярослав Качиньский объявил о введении эмбарго на импорт из Украины в Польшу и транзите в третьи страны зерна и других – практически всех – видов продовольствия.
Вечером того же дня министр развития и технологий Польши Вальдемар Буда подписал постановление, которое вступило в силу со дня его публикации, то есть немедленно. В документе указано, что «до 30 июня 2023 года устанавливается запрет на импорт на территорию Польши товаров, происходящих из Украины или ввозимых с ее территории, перечисленных в приложении к документу». К эмбарго присоединились Венгрия, Словакия, Румыния и Болгария.
Еврокомиссия не устояла прежде всего перед польским давлением и 2 мая ввела запрет на импорт этих четырех украинских зерновых в Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию и Словакию как меру поддержки фермеров, «недовольных падением цен на сельскохозяйственную продукцию из-за украинских поставок».
Тогда на украинско-польской границе остановился не только транспорт с зерновыми, но и все продовольствие из Украины, в том числе и экспортируемые в Польшу товары по долгосрочным контрактам.
Эмбарго на импорт стало неожиданностью не только для польского, но и украинского правительства и дипломатов, а прежде всего для предпринимателей с обеих сторон границы. Польские бизнес-ассоциации выступили с заявлениями, осуждающими запрет.
Уже тогда, в апреле, экспертам было понятно, что речь идет прежде всего о голосах столь важного для правящей сегодня в Польше партии «ПиС» сельского электората. Есть эксперты, которые даже осторожно высказывают мнение о том, что правительство само спровоцировало и взрастило польско-украинский зерновой кризис, чтобы потом смело броситься на спасение пострадавших польских фермеров. Но весной еще никто не догадывался, какой острой и грубой будет избирательная кампания и борьба за каждый голос.
К счастью, через несколько дней, в определенной степени победил здравый смысл, транзит возобновили, а запрет на ввоз в Польшу из Украины оставили на пшеницу, кукурузу, рапс и семена подсолнечника.
Ограничение действовало до 15 сентября – Евросоюз его не продлил. Однако Польша не подчинилась решению ведомства и с 15 сентября односторонне продлила запрет импорта украинских зерновых.
Оценка действий сторон
Решения польского правительства противоречат законодательству ЕС, где торговую политику курирует Еврокомиссия, а национальные правительства должны ей следовать. Но наши друзья в Европе обладают способностью стыдливо опускать глаза и не замечать очевидных вещей, если дело касается их – иногда специфических – интересов.
Можно по-разному оценивать и действия украинских чиновников в этой ситуации – они вели себя согласно собственному пониманию вопроса и компетенции. Надо отдать должное украинским дипломатам, которые, скорее всего, понимали, что польские власти не отступят (по крайней мере до выборов), участвовали в событиях, полагаясь на здравый смысл и холодный расчет.
Очень важно, что удалось обойтись без поддержания любой стороны польской предвыборной кампании, а подобные ошибки случались в прошлом.
Парламентские выборы в Польше пройдут 15 октября. Конкурирующие партии вынимают из рукавов новые козыри, обвиняя друг друга в коррупции, сотрудничестве с россиянами и даже с Еврокомиссией и Берлином.
В Украине в это трудно поверить, но лидер правящей партии «ПиС» Ярослав Качиньский вполне спокойно обзывает Дональда Туска – лидера Гражданской Коалиции, премьер-министра Польши в 2007-2014 годах, председателя Европейского Совета в 2014-2019 годах и врагом народа, и едва ли не агентом Брюсселя, Берлина и Москвы.
Украине чрезвычайно важно выиграть этот зерновой спор, который достиг апогея, когда Киев подал жалобу во Всемирную торговую организацию (ВТО). Речь идет как об источнике валюты и пополнения бюджета, так и сохранении репутации «житницы Европы» с огромным потенциалом гаранта продовольственной безопасности на континенте и в мире. А польское зерновое эмбарго и жесткая реакция Киева повлияли на весь мир.
СМИ начали спекуляции по поводу конца польско-украинской дружбы, охлаждения польско-украинских отношений или даже угрозы ЕС.
Только ли в зерне дело
«Зерно из Украины «залило» Польшу, которая должна была быть только транзитным коридором для украинского экспорта», – не устают повторять польские чиновники.
Украинский премьер обещает запретить импорт польских товаров. Премьер Польши Моравецкий заявляет о прекращении поставок оружия в Украину – мол, Польша сама строит сильнейшую армию Европы.
Пресс-секретарь правительства Польши Петр Мюллер высказывает мнение о том, что льготы, предоставленные украинским беженцам, не будут продлены. Обозреватели считают, что действительными адресатами последних высказываний, уже не связанных с зерном и фермерским электоратом, являются потенциальные избиратели правой партии Польши «Конфедерация», взгляды которой гораздо радикальнее программы правящих ныне объединенных правых сил во главе с «Правом и справедливостью».
«Конфедерация» в последнее время довольно свободно чувствует себя на традиционном поле «ПиС», и последняя решила сыграть в (анти)украинскую карту, чтобы вернуть заблудившихся своих избирателей.
К тому же совсем некстати президент Польши Анджей Дуда в Нью-Йорке сравнил Украину с утопленником, и уже никто не стал разбираться в контексте – оскорбительное слово прозвучало. После этого польские СМИ сообщили, что президент Украины Владимир Зеленский отменил встречу с Дудой, что само по себе означает громкий дипломатический скандал.
При этом все польские политики не устают повторять, что мы будем поддерживать Украину до победы. Практически все участники парламентских выборов (за исключением Конфедерации, за которую, согласно рейтингам, могут проголосовать около 10% избирателей) не сомневаются в необходимости поддержки и помощи Украине.
Вероятность раскола между Польшей и Украиной
С первых дней полномасштабной российской агрессии действия поляков в отношении бежавших в Польшу от войны украинцев были настолько искренними и казались такими бескорыстными, что сейчас поверить в непоправимый конфликт очень трудно. Украинцы продемонстрировали Польше, что их страна невозможна без свободной Украины, и то, что на фронте украинцы защищают и Польшу, и всю Европу – не просто слова.
С другой стороны, конечно, прав президент Польши в 2010-2015 годах Бронислав Коморовский, выразившийся на телеканале Polsat в том смысле, что в международных отношениях бескорыстная помощь не бывает без политических условий. Это, конечно, не означает публичного обсуждения существующих проблем. Но, почему бы даже самым близким друзьям не поговорить о наболевшем за закрытыми дверями. Возможно, потом не придется толковать неосторожно вырвавшиеся слова, извиняться или подавать иски в арбитраж.
Ведь, несмотря на выборы, жизнь идет вперед. Еще находясь в Нью-Йорке, Анджею Дуде пришлось давать интервью польскому телеканалу TVN, который не симпатизирует действующим властям Польши, и опровергать свои слова относительно Украины-утопленницы и слова премьера Польши о прекращении военных поставок в Украину. Он пояснил, что заявление главы правительства касалось нового вооружения, закупаемого для польской армии. Так что за сотрудничество в военной сфере можно не волноваться.
Откровенно говорил польский президент и об оскорбительных словах Зеленского по поводу зернового эмбарго: «Он не вспомнил Польшу, но намек был, и мы все его поняли. Мне стало досадно. Однако чем больше времени проходит, тем больше эмоции угасают», – отметил он. И постарался сгладить ситуацию, связанную с отменой встречи с Зеленским, объяснив это сложностями графика.
Из последних высказываний польских и украинских чиновников можно понять – нынешние украинско-польские отношения далеко не безоблачны, но именно Анджей Дуда решил срочно уладить конфликт.
Уже 22 сентября с возвращением из США он выступал на конгрессе «Common Future – Общее будущее» в Познани, собравшем более тысячи польских предпринимателей, желающих принять участие в восстановлении Украины после окончания войны, и должен был стать мозговым штурмом для польских и украинских предпринимателей.
Дуда прочитал часть своей речи по бумажке. Лишь в конце, когда затронул события последних дней, не смог сдержать эмоций. Зерновую проблему президент назвал не экономической, а политико-юридической. Это многое объясняет. «Не верю, что один политико-юридический спор может перечеркнуть все ваши достижения. Не верю, что в нормальных условиях он может оказать существенное влияние на польско-украинские отношения. Это вопрос, который мы просто должны решить», – отметил он.
Польский президент говорил очень эмоционально, не ограничился политическими и экономическими вопросами, но заговорил и о простых украинцах, нашедших убежище в Польше: «Не волнуйтесь, вы вернетесь домой. Мы как сообщество Европы и свободного мира поможем вам восстановиться. Украина будет лучше той, которую вы покинули».
Слова Дуды и другие выступления на конгрессе свидетельствуют о том, что тон обсуждения будущего Украины смещается по теоретическим соображениям в прагматические планы. «Я хотел бы создать инвестиционный фонд и поэтапно уже сегодня, где это возможно, начать восстановление Украины. Давайте не будем ждать окончания боевых действий, – призвал Рафал Бжоска, основатель InPost и один из самых богатых и влиятельных польских бизнесменов. Он заявил, что готов потратить €100 млн на создание специального инвестиционного фонда польско-украинского сотрудничества.
На самом деле и польские, и украинские политики и предприниматели отдают себе отчет в том, что обе страны могут прекрасно сотрудничать для построения сильного центра в нашем регионе. По крайней мере, понятно, что зерновой спор не разрушит польско-украинский альянс.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.