Категория
Деньги
Дата

Большая прибыль с маленького чека. Как украинские бизнес-ангелы заработали на испанском стартапе невидимой ортодонтии

Impress делает индивидуальные прозрачные пластиковые каппы для выравнивания зубов /Фото Impress

Impress делает индивидуальные прозрачные пластиковые каппы для выравнивания зубов Фото Impress

Денег от ангельских вложений можно ждать годами. Ранние инвесторы Impress уложились в шесть месяцев. Как работает такая стратегия?

Владелец винодельни «Бейкуш» Евгений Шнейдерис, 49, и экс-президент «Киевстара» Петр Чернышов, 52, вложили €90 000 на двоих в едва запущенный ортодонтический стартап из Барселоны. Инвестиция окупилась через полгода после закрытия раунда – десятки тысяч превратились в сотни. В мае 2021 года Impress поднял раунд на $50 млн, ангелы продали часть акций и зафиксировали прибыль. Forbes разбирался, как бизнесменам без миллионных чеков зарабатывать на технологических стартапах.

Зубы, машины, телефоны. Кто поднял Impress

Impress – международная сеть из 75 клиник со штаб-квартирой в Барселоне. Стартап занимается невидимой ортодонтией: для выравнивания зубов используют прозрачные пластиковые каппы, а не металлические брекеты. Их индивидуально подбирают каждому пациенту после 3D-сканирования.

Фаундеры Impress – врач-ортодонт родом из Палестины Халед Касем, 39, и россияне Лупенко – Диляра, 36, и Владимир, 36. В бизнес-мире и стартапах Лупенко не новички. 

Диляра восемь лет проработала исполнительным директором производителя мебели AQUATON и развивала свой фешн-маркетплейс Style Me Up. Владимир в 22 года ушел из KPMG, чтобы основать консалтинговую компанию Financial Consulting Group. Позже был одним из сооснователей онлайн-аукциона подержанных авто CarPrice и сервиса по продаже б/у смартфонов SmartPrice. В числе ранних инвесторов CarPrice был и TA Ventures. В общей сложности, по данным Crunchbase, оба проекта собрали более $50 млн инвестиций. Обосновавшись в нише торговых маркетплейсов, Лупенко пошли дальше.

В 2019 году глобальный рынок невидимой ортодонтии вырос до $2,8 млрд, подсчитали в исследовательской компании Transparency Market Research. Только в США разработкой невидимых кап-элайнеров занимаются десятки компаний: от публичной SmileDirectClub с капитализацией в $3,8 млрд до стартапов вроде Candid и Orthly.

В Испании у Impress практически не было конкурентов, говорит партнер фонда TA Ventures Олег Маленков, и никто не ожидал появления сильного игрока. В первый год выручка Impress выросла в 13 раз. Компания быстро вышла на новые рынки – сейчас ее клиники работают в Италии, Великобритании, Франции и Португалии. В 2021-м инвесторы ожидают семикратного роста выручки – с €14,3 млн приблизительно до €100 млн.

Материалы по теме

Как Impress собирал деньги и обогащал инвесторов

Посевной раунд на $5,8 млн Impress закрыл в октябре 2020 года. В нем участвовали португальская венчурная фирма Bynd VC, испанский Sabadell VC и несколько европейских ангелов. Украинский TA Ventures вошел в сделку совместно с бизнес-ангелами из собственного клуба ICLUB. Из $1 млн половину вложил фонд, остальное – 10 членов клуба.

Участникам клуба фонд предлагает только проекты, в которые готов заходить сам. В совместном раунде они получают небольшую долю – около 0,25–0,5%. После экзита ангелы платят фонду вознаграждение за успех – 20–25% от прибыли.

Посевные деньги быстро ушли на агрессивный рост и Impress снова понадобилось финансирование. Второй раунд – на $50 млн – стартап поднял уже через полгода, в мае 2021-го. К существующим инвесторам присоединились Nickleby Capital, UNIQA Ventures и лид-инвестор CareCapital. Они частично выкупили доли у прежних владельцев, в том числе и членов ICLUB.

Зафиксировать прибыль решили трое ангелов. Мультипликатор для этой сделки, говорят в ICLUB, составил 14х к сумме инвестиции. Для клуба это стало первым экзитом, говорит партнер ICLUB Игорь Перция. Обычно возврата инвестиций советуют ждать три-четыре года.

Быстрый выход с высокой доходностью – не исключительная история, в том числе для Лупенко. «У нас с CarPrice за 10 месяцев рост был 50х», – говорит основатель израильского AltaIR Capital и инвестиционного клуба AltaClub Игорь Рябенький. Его фонд инвестировал в CarPrice еще на посевной стадии в 2014 году.

У Fridge No More – основанного в 2020 году нью-йоркского сервиса быстрой доставки – было 10х за пять месяцев. Мобильный банкинг для фрилансеров из США Lili сделал 40х за 15 месяцев, перечисляет экзиты AltaClub Рябенький. 

Украинским ангельским синдикатам похвастаться пока нечем. Громких выходов за всю историю не было, говорит исполнительный директор сети UAngel Татьяна Романюха. В отличие от ICLUB или AltaClub члены UAngel не присоединяются к крупным фондам. Они самостоятельно кооперируются, чтобы принимать участие в сделках более крупными чеками, а инвестируют преимущественно в Украине.

Время и деньги. Сколько можно заработать на горячем стартапе 

Владелец «Бейкуша» и латвийского телеком-оператора Lexico Telecom Евгений Шнейдерис выбирает стартапы с опытными фаундерами. Это сужает поле деятельности – такие основатели знают, куда пойти за капиталом. «Мелкий ангел почти никогда не может добраться до крупного интересного проекта», – признает Шнейдерис.

К ICLUB он присоединился в 2018 году. Сейчас в портфеле Шнейдериса 15 стартапов – преимущественно из Европы и США. Минимальный чек для клуба – $25 000, в Impress Шнейдерис вложил вдвое больше – €50 000. Он не раскрыл, сколько заработал на экзите, – по оценке Forbes, речь идет о сумме до €350 000.

Экс-президент «Киевстара» и член набсовета «Фармака» Петр Чернышов выделяет на рискованные венчурные инвестиции до 30% капитала. Деньги распределил между инвестфондами, ангельскими клубами и самостоятельными инвестициями.

За 2,5 года с ICLUB бизнесмен инвестировал в 13 проектов. Вклад Чернышова в испанскую ортодонтию – €40 000, в последнем раунде он продал 20% своей доли. «Рассчитываю, что акции могут подрасти еще раза в три», – говорит Чернышов. Стоимость проданной доли в стартапе Forbes оценивает в €112 000.

Оценка Impress публично не разглашается. По данным Forbes, она может достигать €70–115 млн. На посевной стадии стартап стоил меньше $10 млн, уточняет Перция. В течение полутора-двух лет компания станет единорогом, надеется он. Тогда доля ранних инвесторов подорожает в 100 раз.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Гид по инвестициям | 30 лет украинского бизнеса