Покупая франшизу, новичок может реализовать себя и наконец-то стать предпринимателем, при этом имея сильного партнера, который не только направит, но и будет требовать четкого выполнения правил
Во второй половине октября 2020 года был анонсирован запуск продажи франшизы ROZETKA, в декабре заработали первые партнерские точки выдачи. Спустя восемь месяцев после начала продаж было получено 2100 заявок от потенциальных покупателей на общую сумму более 1,3 млрд грн. Заполняя анкету, 87% потенциальных партнеров утверждали, что это собственные средства. Получается, что у людей есть деньги для открытия бизнеса. Причем как вариант инвестирования они рассматривают именно покупку франшизы.
Во время интервьюирования потенциальных покупателей выяснилось, что для многих из них это один из бизнесов. Причем они отмечали, что такой бизнес для них более комфортный, чем кофейня или ресторан. Они признавали, что на ведение ресторанного бизнеса уходит значительно больше времени.
ROZETKA – относительно простой бизнес с точки зрения операционки. Команда небольшая – два-четыре человека на смене. Ее функционал заключается в том, чтобы принять на склад заказы, обслужить клиента и сделать все, чтобы он остался доволен и захотел вернуться снова. Покупателю франшизы остается лишь следить за работой команды и по чек-листам проверять соблюдение стандартов сети.
Для некоторых франчайзи на первичном этапе – это семейный бизнес, в котором задействованы родственники и друзья. Тогда на контроль уходит еще меньше времени. Один из действующих партнеров ROZETKA рассказал, что в точке выдачи работает он сам, его жена и дочь. Он также планировал привлечь других членов семьи для работы в этой и других точках выдачи, которые он будет открывать.
Когда запускалась франшиза ROZETKA, была масса комментариев о том, что заявленная чистая прибыль точки (35 000 грн) слишком маленькая. Правда в том, что 85% франшиз в Украине в минимальном формате предлагают прибыльность на уровне $1250, то есть примерно 35 000 грн. Это значит, что небольшая кафешка будет приносить столько же, а времени «съедать» больше.
Со стороны кажется, что покупатели франшиз поступают нелогично. Они покупают себе работу, часто вкладывая во франшизу последние деньги. Причем немаленькие – обычно речь идет о $25 000-30 000. Однако нужно учитывать психологический нюанс. Для них это возможность реализовать себя и, наконец-то, стать предпринимателем. Один из франчайзи, которому уже за 40, рассказал, что пробовал разные бизнесы и работал в найме. При этом он всегда хотел реализоваться как предприниматель, но все время в лучшем случае выходил из собственных проектов в ноль. Открыв точку выдачи ROZETKA, он понял, что ему просто не хватало сильного партнера, который направит, даст систему и модель работы.
Франчайзинг подходит тем, кто готов слушаться, выполнять стандарты и в то же время желает реализоваться как предприниматель. Чтобы описать идеальный портрет покупателя франшизы, приведу один пример. В США уже более 50 лет действует программа VetFran, в рамках которой франшизы на льготных условиях продают ветеранам войны или же военным, вышедшим в отставку. Ее поддерживает более 500 франчайзеров. Почти каждый из них говорит о том, что им комфортно работать с бывшими военнослужащими. Причина проста: отставники четко знают, что такое устав, какие последствия ждут за его неисполнение и почему приказы не обсуждаются. В своем роде работа по франшизе – это бизнес-муштра, к которой надо быть готовым. Не всем подходит такой вариант.
Естественно, нельзя говорить, что покупка франшизы – это пассивное инвестирование. Это все-таки предпринимательство. В редких случаях можно заниматься чем-то еще. Но жизнь была бы черно-белой без исключений из правил.
Франчайзи «Новой Почты», Lviv Croissants, той же ROZETKA и других популярных франшиз повторно открывают точки, чтобы зарабатывать больше. В некоторых сетях количество партнеров, открывших две и более точек, иногда достигает 40-50%. Это хороший показатель качества франшизы. Например, на Западной Украине у «Новой Почты» есть партнер, владеющий более 100 отделениями. В целом 6500 франчайзинговых отделений принадлежат примерно 700 партнерам.
Когда Fast Food Franchising Group, которой принадлежит сеть Lviv Croissants, презентовала рынку новый концепт Dragon Wok, то первые франшизы продавали партнерам, уже открывшим Lviv Croissants. У «Мироновского хлебопродукта» франшизу «Мясомаркета» тоже первыми покупали франчайзи, уже владеющие точками «Нашей Рябы». Это адекватная история для мировой практики – системный франчайзинг внутри сети.
А есть еще системные франчайзи, владеющие разными франшизами. Я знаком с предпринимателем, у которого семь различных франшиз и примерно 40 открытых точек, в основном в сфере общественного питания. Для него франшизы – это серьезный инструмент инвестирования и получения дохода.
Но украинцы готовы инвестировать не только во франшизы для самозанятости, возрождается спрос и на дорогостоящие проекты. История капиталоемких франшиз прервалась в Украине примерно в 2014 году: скачок курса доллара, уменьшение доходов, причем даже у богатых людей. Спрос на ресторанные франшизы за $300 000-400 000, которые стабильно покупали, снизился почти до нуля.
Начиная с 2020 года, он возобновляется. В Украине есть люди, обладающие большими ресурсами, чтобы вкладывать в интересные и дорогостоящие проекты. В прошлом году на своем примере это смог доказать фитнес-клуб Smartass. Минимальные инвестиции для его открытия $300 000 и могут доходить до $600 000-700 000 в зависимости от площади клуба.
Продано две франшизы. Причем один из франчайзи – это девелопер, строящий во Львове креативное пространство KIVSH. Он предугадывает пожелания будущих резидентов, которым будет нужна замкнутая экосистема: ресторан, фитнес-клуб и т.д. Свою франшизу разрабатывает и сеть кинотеатров «Планета Кино»: один из портретов ее покупателя – владелец ТРЦ. Частично на латифундистов при продаже франшизы рассчитывает и сеть креативных пространств Creative States с чеком открытия более $900 000.
Собственники недвижимости или девелоперы уже поняли, что самостоятельно запускать салоны, рестораны или спортзалы не стоит. Они хорошо справлялись с недвижимостью, а еще лучше губили непрофильные бизнесы. Поэтому пришло осознание, что лучше приобрести профильную франшизу, чем ставить эксперименты.
Придут ли на рынок франчайзинга институциональные инвесторы, спрогнозировать сложно. Не совсем понятны правила игры венчурных инвесторов, или бизнес-ангелов, то, как они отбирают проекты. Пока большой купли/продажи сети или инвестирования не было.
И надо понимать, что фонды инвестируют не в покупку франшизы или построение сети. Они инвестируют в управляющую компанию. Например, Horizon Capital зашла в ROZETKA еще задолго до запуска франшизы.
Однозначно франшиза и развитие сети увеличивают капитализацию компании. А институциональным инвесторам интересно инвестировать на ранней стадии развития. Учитывая, что рынок франчайзинга в Украине активно растет, возможно, через полгода мы будем говорить совсем по-другому.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.