Категория
Деньги
Дата

В Украине 800 отечественных франшиз. Куда нужно инвестировать и когда окупятся вложения

В условиях нестабильности преимущества франчайзинга огромны. Ведь это покупка готового и проверенного бизнес-решения. Куда и сколько нужно инвестировать, какие существуют обязательные платежи и риски

В 2020 году в сфере услуг больше всего пострадали те направления, которые работали с внешним туризмом, культурно-массовым и развлекательным сегментом и, само собой, ХоРеКа.

Для франчайзинга это было двойным вызовом. Ведь сети, которые работают по франшизе, зачастую менее гибки в принятии решений. Финальное распоряжение о каких-либо изменениях в сети остается за франчайзером (владельцем франшизы). Но пережившие такие препятствия еще больше укрепили свои позиции.

Карантинные ограничения подтолкнули предприятия к оптимизации бизнес-процессов и расширению деятельности: развивалась доставка, налаживалась работа в онлайн, в заведениях общепита внедрялась работа в формате «на вынос», создавались новые форматы работы с франчайзи. Например, были случаи, когда франчайзеры, для того чтобы минимизировать расходы франчайзи, предлагали им оборудование не купить, а в лизинг.

Что такое инвестирование во франчайзинг

Сейчас в Украине насчитывается более 800 отечественных франшиз, из которых наибольшая доля (более 20%) приходится на сферу общественного питания.

В пятерку лидирующих направлений по количеству франшиз попадают:

●   fashion ритейл;

●   образовательные услуги;

●   продуктовый ритейл;

●   деятельность в сфере отдыха и развлечений.

Обычно франшиза может иметь несколько форматов. Например, под одной франшизой может предлагаться островок с кофе в ТЦ, небольшая кофейня с кофе на вынос и полноценное кафе с посадочными местами. В зависимости от формата меняется и размер начальных инвестиций. Поэтому франчайзеры указывают не конкретную сумму, а вилку минимального и максимального порога инвестиций. 

Среди популярных направлений дешевле всего рынок образовательных услуг, где размер инвестиций колеблется от $9500 до $18 000. Самая большая вилка, как и максимальный порог, в продуктовом ритейле – от $21 000 до $150 000. Но и открытие полноценного большого супермаркета по франшизе – дело явно недешевое.  

По другим направлениям ситуация обстоит так:

- fashion-ритейл – инвестиции в среднем от $18 000 до $30 000;

- развлекательные услуги и организация отдыха – от $25 500 до $45 000;

- общепит – от $28 000 до $54 000.

С точки зрения окупаемости раньше быстрее всего возвращались инвестиции в сфере отдыха и развлечений – в среднем, от семи до 10 месяцев. Но из-за карантинных ограничений в этой сфере в 2020 году наблюдалась стагнация. Следовательно, и франчайзинг здесь меньше развивался.

Франшизы в продуктовом ритейле окупаются в среднем от восьми до 15 месяцев, в образовании – от девяти до 15 месяцев, а в fashion-ритейле – от 10 до 14 месяцев.

Интересная ситуация с окупаемостью в 2020-м наблюдалась в общепите. В среднем, франшизы здесь окупаются за 9–15 месяцев. Но из-за локдауна многие рестораны оказались менее востребованы, поэтому их срок окупаемости вырос еще больше.

В то же время заведения фаст-фуда и кофейни третьей волны стали более популярными, и в некоторых случаях их окупаемость сократилась до шести-семи месяцев.

Источник: оценка MOST

Источник: оценка MOST

Что нужно платить помимо начальных инвестиций

Франшиза предусматривает три вида платежей:

●   паушальный взнос;

●   роялти;

●   маркетинговые отчисления.

Паушальный взнос – это единоразовый платеж, который франчайзи платит за право пользоваться торговой маркой. Нельзя сказать, что он обязательный – в Украине более 25% отечественных франшиз не имеют вступительного взноса. Чаще всего он отсутствует в ритейле: его нет в 70% отечественных франшиз в fashion ритейле, в 60% – в ритейле товаров для дома, в 57% – в ритейле косметики и парфюмерии. Это объясняется тем, что зачастую франчайзеры в ритейле также получают доход за счет поставок товаров для своих франчайзи, которые производят сами или реализуют через поставщиков по выгодным ценам, за счет закупки больших объемов для всей сети.

Источник: оценка MOST

Источник: оценка MOST

В отличии от паушального взноса роялти и маркетинговые отчисления – это постоянные платежи, которые преимущественно выражены как процент от оборота. В редких случаях – как фиксированная сумма.

Эти отчисления тоже присутствуют не во всех случаях. Исходя из анализа, роялти отсутствует у 57% франшиз, тогда как маркетинговые отчисления еще более редки – их не устанавливают 78% франшиз.

Почему стоит выбирать франчайзинг в 2021 году

В 2021 году из-за локдаунов и ограничений риск закрыться через месяц-два после открытия достаточно высок. Согласно опросам, в 2020 году индикатор деловой активности в розничной торговле, как и во всей сфере услуг, резко снизился. Ближе к концу года показатель немного стабилизировался, но введение карантина в начале 2021 года снова ухудшило ситуацию.

Источник: Государственная служба статистики Украины

Источник: Государственная служба статистики Украины

В таком случае преимущества франчайзинга огромны. Ведь это покупка готового и проверенного бизнес-решения. Потенциальному предпринимателю не нужно начинать сначала – такой бизнес уже узнаваем, имеет свою целевую аудиторию, налаженную систему поставок, оборудование и, что немаловажно, проверенные годами стандарты работы.

К тому же для открытия своего бизнеса украинцы часто пользуются кредитами. Но так как берут они их «под идею», то вероятность получения отказа довольно высока. С франчайзингом проще, ведь бренд – это еще и репутация компании. К тому же потенциальный предприниматель с самого начала уже знает сумму необходимых инвестиций.

Во что стоит инвестировать

Здесь нет однозначного ответа, но, как и во всем бизнесе, есть перспективные направления. Например, в общепите целесообразнее сейчас вкладывать в фаст-фуд и небольшие кофейни третьей волны, которые не требуют значительных инвестиций, быстро окупаются и, что важно, могут без особых проблем работать во время карантина.

Перспективным направлением остается продуктовый ритейл, но здесь стоит учитывать те тенденции, которые появились на рынке в прошлом году, – популяризация формата «магазин у дома», развитие электронной коммерции, уклон на доступные и понятные продукты. В сфере образования востребованными остаются языковые школы и детские образовательные центры.

О рисках

По сравнению с созданием собственного бизнеса, риски провала в результате покупки франшизы в разы ниже. Искусство инвестирования в том и состоит, что нельзя просто вкладывать деньги во что угодно. Минимизировать риски можно еще на этапе подбора, если внимательно проанализировать тенденции рынка, разобраться с популярными и перспективными франшизами. Правильно изучить все нюансы договора, обратить внимание на пункты по поддержке франчайзи и условия одностороннего расторжения договора.

Стоит помнить, что в 99% случаев франшиза – это не пассивный доход. Ведение такого бизнеса требует постоянной вовлеченности. Для тех, кто не хочет участвовать в операционке, некоторые франчайзеры предлагают пассивное инвестирование. Открытием и работой новой точки в таком случае полностью занимается франчайзер, а часть прибыли перечисляет инвестору (как правило, до 50%).

Материалы по теме

 

Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Рейтинг зарплат | 15 самых комфортных банков