Баталии вокруг внедрения 1 сентября Реестра прозрачности по закону о лоббировании №3606-IX подходят к концу. Лоббистам не избежать бдительного глаза НАПК – отсрочки ответственности в ближайшее время не будет. Что ожидает бизнес, который так или иначе взаимодействует с органами государственной власти? Объясняет старший менеджер по взаимодействию с органами государственной власти CFC Big Ideas Олесь Дмитренко
Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за ціною чотирьох номерів. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас.
23 февраля 2024 года Верховная Рада приняла закон №3606-IX «О лоббировании», который вступил в силу 14 марта того же года. Стержнем закона о лоббировании является Реестр прозрачности (лоббистов), постановление №1175 относительно которого 15 октября 2024-го принял Кабмин, определив дату имплементации – до 1 января 2025 года.
По финансово-техническим причинам запуск реестра был перенесен на 1 сентября 2025 года. Так что бизнес получил девять дополнительных месяцев для прояснения нюансов. В настоящее время в диалоге с НАПК, отвечающим за реестр, проведен ряд мероприятий по информированию общественности о специфике закона о лоббировании.
- Категория
- Рейтинги
- Дата
«Зачем нам еще один регламент?». Подобные комментарии звучали практически на каждой встрече представителей бизнеса с НАПК. Вместо этого предлагаю задать другой вопрос: какую страну мы строим? Ведь стратегически наш курс – евроинтеграция. Это означает открытость в вопросе влияния на нормотворчество.
Проблема в том, что многие законотворческие инициативы окутаны туманом таинственности. Кто «заказчик», в чьих интересах оказывается влияние на тот или иной закон, не является ли новая законодательная инициатива плодом коррупционного сговора? Какие права имеют лоббисты в контексте взаимодействия с госорганами?
Еще недавно мистифицированная сфера лоббирования порождала немало подобных вопросов. И вот в конце тоннеля появился свет.
Реестр как инструмент предотвращения коррупции
Антикоррупционная система в Украине охватывает пять институций: триаду «расследования → прокуратура → суд» (НАБУ, САП и ВАКС), а также НАПК (предотвращение) и ЦПК (негосударственную ОО), внимание которых прежде всего приковано к госслужащим, тогда как деятельность лоббистов до 1 сентября оставалась неурегулированной.
Так вписывается ли «еще одно регулирование» в концепцию свободной рыночной экономики (с минимальным вмешательством в дела бизнеса со стороны государства)? Простой ответ: нет, если не учитывать стратегический эффект. Однако на долгосрочной шкале понятные правила игры для лоббистов усилят Украину внутренне и внешне.
В контексте антикоррупционной системы Реестр прозрачности – своеобразный завершающий аккорд.
Вопросы от бизнеса
С января по август 2025 года бизнес имел возможность ознакомиться с законом о лоббировании. Что именно обеспокоило предпринимателей больше всего?
- Реестр прозрачности требует обнародования данных. Это создает проблему в работе лоббистов, подписавших договоры о неразглашении (NDA) с клиентами (или просто не желающих их «светить»).
- Появление реестра создает дополнительную административную нагрузку. Следует вести учет встреч с госслужащими, указывать прямые расходы на лоббирование, отчитываться дважды в год и прочее.
- Закон предусматривает санкции за нарушение, а это дополнительные финансовые и репутационные риски, не говоря о том, что многие компании даже не подозревают, что подпадают под действие закона о лоббировании.
Отсрочка ответственности
Несмотря на каламбур вокруг закона о лоббировании, наиболее авторитетные деловые ассоциации – ACC, EBA – в целом поддержали его с точки зрения усиления прозрачности и евроинтеграции. В то же время законопроектом №13340-1 предложили отсрочить наступление административной ответственности на 12 месяцев, чтобы иметь время, например, на перезаключение соглашений с клиентами (с правом обнародовать их данные) и освоение функционала реестра.
Однако с 1 сентября 2025 года реестр работает без попустительства. Разве что на определенном этапе парламентарии решатся поддержать просьбы ассоциаций.
Пять вопросов от бизнеса
Многие компании обращаются с просьбой объяснить ту или иную норму закона. Рассмотрим типичный кейс: «Мы производители [ххх], а наш устав запрещает другую деятельность. В качестве представителей отрасли нас приглашают на конференции, круглые столы и прочие события. Когда властям нужно наше профессиональное мнение относительно отраслевого законодательства, мы его предоставляем. После этого вносятся изменения. Это делает нас лоббистами, которых будут наказывать за непредставление отчета или отсутствие в Реестре прозрачности?».
Чтобы распутать этот гордиев узел, достаточно ответить на пять простых вопросов:
Что считается лоббированием?
Помните о «трех столпах» закона: субъект (лоббист), объект (госорган, субъект правотворческой деятельности) и предмет лоббирования (нормативно-правовой акт). Не каждое взаимодействие с органами государственной власти является лоббированием. Только наличие всех трех «столпов» считается лоббированием по закону №3606-IX.
Подпадаем ли под действие закона о лоббировании?
Самый простой способ это выяснить – ответить на другой вопрос: присутствует ли в вашем взаимодействии с властью предмет лоббирования (нормативно-правовой акт)? То есть влияет ли ваше «участие в мероприятии» на нормотворчество, разработку новых законопроектов, внесение изменений в действующее законодательство? Без «предмета» взаимодействие с властью считается чем угодно: инициативой, диалогом, круглым столом, научным дискурсом, даже сотрудничеством, но не лоббированием.
Что делать, если компания не лоббистская, но должна взаимодействовать с органами государственной власти и так или иначе влиять на нормотворчество?
Самый простой способ – заключить договор с субъектом лоббирования (лоббистами) – юридическими или физическими лицами, включая ФЛП, которые будут представлять ваши интересы в органах государственной власти. Особенно важно это в начале действия реестра, ведь позволит избежать санкций в случае нарушений.
У нашей компании есть юридический отдел. Что лучше: становиться субъектами лоббирования самим или привлечь внешних консультантов?
Каждый вариант имеет свои преимущества. Учтите фактор рисков – финансовых и репутационных – в случае нарушения закона. В начале внедрения реестра их вероятность вполне высока. Если ваша цель – устранить такие риски, то привлечение подрядчиков (лоббистов), которые снимут с вас бремя ответственности – удачное решение.
В случае расширения полномочий среди собственного штата сотрудников обратите внимание на фактор дополнительной административной нагрузки. Сведения о каждой встрече, связанной с предметом лоббирования, придется фиксировать в реестре, как и о каждом государственном органе, с которым взаимодействовали, полное имя и должность госслужащего, дата и другие сведения.
Выполните домашнюю работу – смоделируйте ситуацию, ответив на эти вопросы: сколько таких записей вам необходимо будет выполнять? Сколько сотрудников придется вписать в реестр? Как новые обязанности повлияют на качество выполнения текущих? Кто будет вести учет прямых расходов на лоббирование?
Что в реестре?
Реестр прозрачности – онлайн-система, за которую отвечает НАПК. Ее цель – обеспечить прозрачность взаимодействия субъектов лоббирования с органами государственной власти при влиянии на нормативно-правовые акты в Украине.
Это веб-портал, который имеет два режима: для публики, которая может только ознакомиться с открытыми данными, и непосредственно для субъекта лоббирования – лоббиста, который может работать в нем: предоставлять персональные данные, сведения о направлениях лоббирования, выгодоприобретателей, включая ЕГРПОУ, ориентировочный размер полученной выгоды за период.
Принципиально важно вести учет каждой встречи или события, связанного с предметом лоббирования, который необходимо указать, как и государственный орган, полное имя и должность соответствующего лица, дату взаимодействия и расход на него, если оно произошло.
Отчитываться субъекты лоббирования должны каждые полгода.
Мы просто пишем письма. Как нам быть?
Если ваша переписка с органами государственной власти предусматривает «предмет» лоббирования, то деятельность лоббистская и подпадает под действие закона. В таком случае требования реестра упрощены.
Указывать имя официального лица не требуется, ведь обычно письмо касается ведомства и адресуется первому лицу, тогда как фактически знакомиться с содержанием запроса может, например, временно исполняющее его обязанности. Однако название самого ведомства указать в записи о каждом таком взаимодействии нужно.
Итоги
Компании, инициативы которых так или иначе влияют на нормативно-правовую базу в Украине, непременно подпадают под действие закона о лоббировании, даже если этот вид деятельности не присущ специфике их бизнеса.
Вариантов для бизнеса в этой ситуации есть три:
- Привлечь внешних консультантов: юридические или физические лица, включая ФЛП, которые являются специалистами в области GR и лоббирования.
- Привлечь штатных сотрудников: юристов или менеджеров, представляющих компанию. Уполномочить их вести учет всех взаимодействий с органами государственной власти.
- Оказаться в зоне риска – финансово-репутационных потерь и другой ответственности по закону из-за отсутствия в Реестре прозрачности, несмотря на влияние на нормотворчество.
Стратегически Реестр прозрачности создает юридическую плоскость для добродетельного лоббирования, усиливает антикоррупционную систему и ставит серьезный предохранитель для преступной деятельности лиц, незаконным или сомнительным образом пытающихся оказывать влияние на законодательство в Украине.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.