Категория
Деньги
Дата

Через пять месяцев в Украине заработает Реестр лоббистов. Что изменится и каковы риски для бизнеса? Рассказывает GR-специалист Олесь Дмитренко

4 хв читання

С 1 сентября 2025 года в Украине заработает Реестр прозрачности, который потребует от лоббистов отчитываться о своей деятельности, клиентах и ​​финансовых затратах. Старший менеджер по взаимодействию с органами государственной власти CFC Big Ideas Олесь Дмитренко объясняет главные преимущества и риски закона о лоббировании с целью обсудить эти вызовы и выяснить как риски, так и возможности для бизнеса

Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за 1259 грн замість 1799 грн. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас. В період акції Christmas sale діє знижка 30% 🎁

1 сентября 2025 года в Украине должен заработать Реестр прозрачности в соответствии с законом о лоббировании №3606-IX от 23 февраля 2024 года. Реестр потребует от лоббистов вносить сведения о себе (как юридических, так и физических лиц), клиентах и ​​бенефициарах, сферах и объектах лоббирования, отчетах о расходах на лоббистскую деятельность и контактах с представителями власти.

Это необходимо для того, чтобы создать открытую и единую публичную систему учета лоббистов в Украине, которая обеспечит прозрачность влияния на принятие решений представителями органов государственной власти. Реестр будет администрировать НАПК, данные будут обновлять каждые полгода, доступ открыт.

Готов ли украинский бизнес к внедрению закона о лоббировании? Ведь реакция на него неоднозначна. С одной стороны, полное неприятие дихотомии: зачем нам еще одно регулирование, не признак ли это диктатуры, каждый гражданин имеет право влиять на принятие государством решений, для этого не нужно приобретать особый статус. С другой – полное одобрение: идем в Европу, выполняем требования ЕС.

К счастью, между государством и бизнесом идет конструктивный диалог. Отсрочка внедрения Реестра создала дополнительные возможности для того, чтобы выделить его риски и преимущества.

Риски Реестра

На одной из недавних встреч лоббисты GR-сообщества Американской торговой палаты обсуждали вызовы введения закона о лоббизме, пытаясь определить риски и возможности для бизнеса. Международные и украинские компании, для которых высокие стандарты прозрачности и открытости являются нормой, к введению закона о лоббировании готовы. Однако заметны и тревожные сигналы.

Едва ли не первое, что бросается в глаза на главной странице НАПК, – это «Реестр нарушителей». Будет ли такую (карательная) функцию выполнять Реестр доброчестных лоббистов?

Реестр нарушителей, НАПК

Скрин Реестра нарушителей на сайте НАПК

Второй момент – затронет ли закон недоброчестных лоббистов: «теневые» лица или организации, которые будут оказывать влияние на законотворчество в обход Реестра прозрачности? Если да, то каким образом? Понятного механизма привлечения к ответственности «теневых» лоббистов пока не существует.

Пять преимуществ закона о лоббизме

Несмотря на высокий уровень неопределенности, введение закона о лоббировании имеет свои преимущества.

Официальный статус лоббиста

Закон о лоббировании предоставляет доброчестным специалистам, взаимодействующим с органами государственной власти, возможность получить официальный статус «субъекта лоббирования». Это касается физических и юридических лиц, оказывающих влияние на законотворчество в Украине.

Такой статус позволяет лоббистам находиться на территории государственных органов, в частности в парламенте, Кабмине и других учреждениях, при наличии соответствующих оснований.

Лоббисты также будут иметь право участвовать в рабочих группах или совещаниях комитетов Верховной Рады, министерств и других государственных органов. Это должно способствовать обеспечению принципа прозрачности в процессах и устранению неопределенности в регулировании взаимодействия между государством (объектом) и лоббистами (субъектами лоббирования).

Право на соавторство в законопроектах

Пока авторами законопроектов могут быть только «субъекты права законодательной инициативы»: президент, депутаты, Кабмин и Нацбанк. Это вызывает ряд вопросов, ведь во многих случаях у государственных служащих нет достаточной компетенции в сложных вопросах бизнеса, особенно когда речь идет об инновациях и цифровой экономике, которые требуют привлечения специалистов, реформирования устаревших норм или создания новых.

Именно поэтому значительную часть рекомендаций по усовершенствованию законодательства вносят представители бизнеса, аналитики и практики. Теперь они будут иметь право на соавторство в таких инициативах.

Лоббисты получат право подавать аналитические материалы в контексте законотворчества, что будет способствовать повышению качества и скорости принятия обоснованных решений.

Предотвращение коррупции

В Украине уже реализован ряд мер по предотвращению коррупции в отношении госслужащих: закон о предотвращении коррупции, деятельность Национального агентства по предотвращению коррупции (НАПК), а также обязательства подавать декларации об имуществе и доходах.

Однако четко определенных антикоррупционных норм в отношении лоббистов пока нет, что создает определенную «серую зону» коррупционных рисков.

Например, многие организации, позиционирующие себя как «лоббистские», скрывают информацию о своих заказчиках. Нам совершенно неизвестно, в чьих интересах они оказывают влияние на государство. Даже когда речь идет о NDA, это создает зону риска для государства и общества.

Реестр прозрачности в значительной степени поможет вывести таких игроков из тени, укрепляя позиции честных лоббистов.

Конкретизация абстрактных понятий

Многие говорят о «доброчестности» и «ценностях», но что именно стоит за этими понятиями. Закон объясняет, какие этические нормы и принципы лоббирования приемлемы в этом контексте.

Например, субъект лоббирования (лоббист) должен предоставлять четкую информацию о себе, своей компании, сфере и предмете лоббирования, а также о бенефициарах. Лоббист не должен распространять ложную информацию и должен соблюдать деловую этику.

Среди методов лоббирования – прямая или косвенная коммуникация, участие в мероприятиях (круглые столы, конференции), предоставление аналитических материалов. Конкретизация таких понятий, как «доброчестность», позволяет развеять неоднозначность их толкования и определить, какая деятельность лоббиста легальна.

Понятные правила игры

Закон о лоббировании, особенно Реестр прозрачности, может создать существенные препятствия на пути недоброчестных игроков, которые сомнительным образом пытаются влиять на законотворчество в Украине.

Произойдет детенизация отрасли, та самая «прозрачность» во взаимодействии с государством как один из столпов современной демократии и честной конкуренции для бизнеса. Участники рынка лоббистов наконец-то получают четко очерченную юридическую плоскость для осуществления лоббирования.

Между тем продолжается конструктивный диалог между государством и бизнесом для прояснения других вопросов, возникающих в ходе анализа нового закона в контексте их деятельности.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
П'ятий випуск 2025 року вже у продажу

Замовляйте з безкоштовною доставкою по Україні