Власти ищут дополнительные поступления в бюджет следующего года. Одним из источников должны стать банки, за три квартала 2023 года получившие 110 млрд грн чистой прибыли. Простое решение не обязательно приведет к нужному результату, предупреждают экономисты.
Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня
Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням.
Уже согласованный размер ставки налога на «сверхприбыли банков», принятый Верховной Радой в первом чтении, может претерпеть кардинальные изменения.
Хорошая новость для банкиров: вместо выплаты в бюджет 36% из доходов 2024–2025 годов банкам могут установить меньший налог, который не ограничат всего двумя годами. Плохая: Минфин, НБУ и даже МВФ, похоже, выступают за дополнительное налогообложение банков не только со следующего года, но и ретроспективно за 2023-й, рассказали Forbes два депутата из финансового комитета Рады и два топ-чиновника, причастных к подготовке закона. Ставка налога на 2023 год, по словам трех из них, может превысить 50%.
Почему власти готовы пойти на повышение ставок задним числом и как будет работать дополнительное налогообложение банков?
Ставки налога на прибыль для банков. Версия 2.0
Верховная Рада 19 октября приняла в первом чтении законопроект №9656-д, предполагающий увеличение налога на прибыль для банков до 36% на протяжении 2024–2025 годов. Это должно приносить дополнительно в бюджет по 10 млрд грн в год, ожидали в финкомитете Рады.
Идея дополнительно обложить и мегауспешный для банков в финансовом плане 2023 год уже тогда звучала в Раде. Однако от нее отказались. «Позиция комитета – любой налог, даже если он очень справедлив, нельзя вводить задним числом», – уверял Forbes менее двух месяцев назад заместитель главы финкомитета Ярослав Железняк.
Но за это время в парламенте, правительстве и Нацбанке усилились опасения, хватит ли Украине в следующем году финансирования от партнеров. Уже середина ноября, но до сих пор нет согласованной помощи от основных доноров – США и ЕС.
Дефицит госбюджета в 2024 году
Парламент 9 ноября принял закон о государственном бюджете на 2024 год. Дефицит бюджета составляет 1,57 трлн. Для покрытия дефицита Минфину придется привлечь 526 млрд грн на внутреннем долговом рынке и 1,67 трлн грн занять у международных партнеров.
Общая сумма заимствований больше дефицита бюджета, потому что Минфину приходится еще обслуживать и погашать прошлые долги. В бюджете на это заложено 626,7 млрд грн.
Из ожидаемых $41 млрд помощи партнеры Украины пока не согласовали $29 млрд, говорил накануне голосования за бюджет министр финансов Сергей Марченко. В США демократы и республиканцы не могут определиться с объемами помощи Украине и Израилю, а в ЕС Венгрия и Словакия пока заблокировали выделение €50 млрд Украине на следующие четыре года.
Инициатором повышения ставки налога на прибыль для банков был Минфин, рассказали два депутата из финансового комитета Рады. Нацбанк и Международный валютный фонд также поддержали идею, добавили собеседники Forbes.
Речь идет о так называемом ретроспективном налогообложении за 2023 год. Окончательная цифра еще согласовывается, но Минфин выступает за большую ставку, чем 36%, которую приняли в первом чтении, отметил на правах анонимности собеседник в правительстве. Предварительно обсуждается ставка 52–54%, сообщил топ-чиновник одной из госструктур, причастный к подготовке этих изменений.
«У нас нет выбора, с финансами все очень сложно, – говорит депутат финкомитета Рады. – Мы (депутаты комитета. – Forbes) ничего не можем сделать».
Forbes обратился за комментарием к главе комитета Даниилу Гетманцеву. Он не подтвердил и не опроверг данную информацию, отметив, что депутаты вместе с Минфином, НБУ и МВФ рассматривают разные предложения о налогообложении сверхприбылей банков.
«До принятия комитетом решения я воздержусь от комментариев, – отметил он. – Скажу одно: они все сложные и обусловлены сверхтяжелой ситуацией в публичных финансах».
Как могут быть оформлены изменения и когда? В законопроекте ко второму чтению будет написано, что по итогам года банки должны заплатить дополнительные налоги за весь год, говорит чиновник, причастный к подготовке документа.
На второе чтение документ пойдет в конце ноября, говорит депутат финкомитета. Собеседник в правительстве прогнозирует, что это произойдет лишь после того, как эта идея будет окончательно согласована с МВФ и отражена в обновленном меморандуме с Фондом после очередного пересмотра Программы расширенного финансирования (EFF).
Сколько это даст дополнительных средств в бюджет? Увеличенная ставка для банков за 2023 год (50%+) даст бюджету-2024 дополнительных 24 млрд грн, говорит депутат профильного комитета, с которым общался Forbes.
Что будет в 2024 году и дальше? Повышенные ставки останутся с банками в течение следующих лет, утверждают три собеседника. Однако окончательного решения о размере ставки налога пока нет. Один из депутатов говорит, что сейчас обсуждают ставку налога на прибыль в 25%, против 36% – в первом чтении законопроекта, и действовать она будет постоянно, а не два года, как планировалось ранее.
Плюсы и минусы дополнительного налогообложения банков
Введение дополнительного налогообложения оправдано, поскольку с финансами Украине сейчас крайне тяжело, считает старший экономист Центра экономической стратегии (ЦЭС) Юрий Гайдай.
Подобные налоги на сверхдоходы (windfall tax) распространены в мире, это не ноу-хау для Украины, отмечает Гайдай. И речь идет не только о банковском секторе, но и о сырьевых отраслях, добавляет он.
Украинские власти избрали банковский сектор, потому что именно он получал сверхприбыли в условиях военного положения – это побочный эффект нынешнего монетарного дизайна, отмечает Гайдай. В частности, речь идет о доходах банков от высоких ставок по депозитным сертификатам и ОВГЗ. В результате за девять месяцев этого года банки получили 110 млрд грн прибыли.
Есть ли другие источники? В части налогообложения бизнеса правительство уже «дошло до предела», заявил накануне принятия бюджета министр финансов Сергей Марченко.
Даст ли налогообложение банков большой эффект? Тут есть сомнения, говорит финансовый аналитик Наталья Задерей.
Во-первых, большинство прибыли сконцентрировано в государственных банках, объясняет Задерей. Так, за восемь месяцев пять госбанков получили 63% от общего объема прибыли – 59,8 млрд грн из 95,1 млрд. И из этих доходов госбанки платят дивиденды, то есть они заплатят больше как налоги, но меньше – как дивиденды.
Во-вторых, после снижения учетной ставки Нацбанком уменьшатся процентные доходы банков, говорит Задерей. Это основная составляющая их прибыли. За восемь месяцев 2023 года чистый процентный доход всех банков составил 129,3 млрд грн, свидетельствует статистика НБУ.
В-третьих, из-за неопределенности в экономике банки еще будут доформировать резервы под кредитные риски, что также будет снижать их доходы, добавляет она.
Каковы риски для рынка? Повышать налоги задним числом – опасная идея, потому что это – лишнее подтверждение рисковости регуляторной среды, считает финансовый аналитик группы ICU Михаил Демкив. И это в стране, которая будет остро нуждаться в инвестициях после войны, добавляет он.
Повышение ставки задним числом будет негативным сигналом для инвесторов, соглашается Задерей.
Постоянное повышение ставки только для банков дискриминационно, поэтому Демкив прогнозирует, что игроки рынка могут обратиться в Конституционный Суд. «И могут начаться разговоры о налогообложении других отраслей, где наблюдались более высокие доходы, в частности агросектора», – добавил он.
Также долгосрочное повышенное налогообложение может привести к перекладыванию нагрузки на клиентов из-за роста комиссий, добавляет Гайдай из ЦЭС.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.