Нынешний глава топливной компании WOG Holding Андрей Пивоварский в 2014-2016 годах приступил к реформам транспортной отрасли страны. Теперь за это его преследует НАБУ. Почему Пивоварский исключает возможность достижения мирового соглашения и хочет получить оправдательный приговор, как это дело влияет на действия правительства и будущее украинского управления и к чему здесь крупнейшая морская компания Украины ТИС
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
22 февраля 2023-го дом Пивоварского посетили детективы НАБУ с подозрением в злоупотреблении властью и служебным положением, которые, по расчетам правоохранителей, нанесли государству более $30 млн ущерба. Экс-министру и его заместителю Владимиру Шульмейстеру грозит лишение свободы сроком от трех до шести лет, если их вину докажут.
Пивоварский в 2015 году подписал приказ, которым разделил корабельный сбор в порту «Южный» в пропорции 50:50 между государством и бизнесом. Эту норму предусмотрели в Законе о морских портах, который Верховная Рада приняла еще в 2013-м. Предписание позволяет частным компаниям, за свои деньги построившим новые причалы в морпортах, получать часть уплаченного корабельного сбора.
8 августа НАБУ завершило досудебное расследование и открыло материалы следствия для ознакомления стороне защиты, а сумма начисленного ущерба выросла почти до $50 млн. «Изучаем материалы стороны обвинения и по мере анализа документов становится все интереснее и запутаннее», – говорит Пивоварский.
Почему Пивоварский исключает возможность достижения мирового соглашения и хочет получить оправдательный приговор, как это дело влияет на действия правительства и будущее украинского управления и почему на рынке горючего увеличивается теневой сегмент?
Интервью сокращено и отредактировано для ясности.
О мировом соглашении, убытках и обвинениях
Почему сумма ущерба, о котором говорит САП, выросла с $30 млн до почти $50 млн?
Основанием для определения недоимки, а именно так квалифицируется в моем уголовном производстве ущерб, в сумме более $30 млн сначала стал вывод Госаудитслужбы. Он строился на простом математическом подсчете, согласно которому определена недополученная сумма корабельного сбора государственной компанией Администрация морских портов Украины (АМПУ) до июля 2021 года. Почему именно эта дата, для меня до сих пор загадка. Далее детективы пошли намного проще: после объявления мне подозрения они заменили заключение Госаудитслужбы письмом АМПУ, где перечислены судозаходы и суммы корабельного сбора, уплаченные с июля 2021-го по 25 апреля 2023 года.
Привязка к апрельской дате обусловлена тем, что в начале 2023 года Кабмин убрал норму о распределении корабельного сбора из приказа по причине тяжелого финансового положения АМПУ в связи с российской агрессией в Украине. То есть, не потому, что норма была незаконна. Это было политическое решение, вызванное войной.
Несмотря на то, что я не являюсь министром с апреля 2016 года, на меня записали якобы недополученные средства АМПУ за периоды, когда в Украине были другие министры инфраструктуры, другие правительства. Несколько странная ситуация. Сам приказ до сих пор действует, хотя и изменена норма распределения корабельного сбора для одной компании.
Из релизов НАБУ и САП нетрудно понять, что речь идет о компании ТИС, владеющей причалами в порту «Южный». Почему обвинение концентрируется именно на истории с этой компанией?
Не знаю. Частные морские терминалы есть не только у ТИС. Например, они есть у «Нибулона», «Ника-Терры». Так к ним вопросов нет.
Предлагали ли вам заключить мировую и на каких условиях?
Мне лично не предлагали. Но могли быть неформальные разговоры детективов НАБУ и прокурора САП с моими адвокатами по поводу помощи в возвращении денег, полученных ТИС, в бюджет Украины.
Почему не согласились?
Во-первых, для того чтобы признать вину за совершение какого-либо преступления, нужно его совершить. Я ведь не совершал какого-либо правонарушения. Как я могу взять на себя индивидуальную вину за коллективные действия большого количества людей? Это означает, что ошиблась вся исполнительная вертикаль власти, согласовавшая проект приказа. Министерство юстиции Украины, ставившее финальную точку во введении норм приказа, когда применяло документ и опубликовало в реестре государственных активов. Вы представляете себе, как идет процесс согласования приказов министров? Министр не может прийти утром на работу, подписать документ, и он на вечер уже работает. Существует очень сложный и очень длительный процесс согласования государственной бюрократической машиной государственных актов.
Как можно взять вину за законные действия исполнительной вертикали власти? Мне на белое сказать черное? Я не понимаю, как это можно сделать. С моральной, нравственной, юридической точек зрения – это невозможно.
Во-вторых, признание вины – это все равно судимость, которая перечеркнула бы мою карьеру. Разница между мною и коррупционером состоит в том, что коррупционеру проще признать вину, оплатить штраф и жить спокойно с условным сроком. Коррупционеры не могут, не хотят и не умеют строить реальный бизнес, быть топ-менеджерами в частных компаниях. Для меня пойти на сделку – это финал карьеры. Брать взятки я не умею, а работать в частном секторе будет уже невозможно.
Даже наличие этого дела разрушило мои планы на будущее. Я уже никогда не смогу работать с private equity фондами, в международных организациях, даже компанию за рубежом открыть не смогу, чтобы, например, запустить инвестфонд. На мне поставлено клеймо. Пока я не получу оправдательный приговор, у моего имени в западных банках будет написано: потенциально коррупционер. Поэтому мне важно получить в суде оправдательный приговор.
Что стало толчком для старта расследования и каков прогноз
Что именно вам сейчас предъявляет сторона обвинения?
Меня не винят в получении персональной выгоды. Меня обвиняют в злоупотреблении властью по статье 364 УК Украины, что привело к непоступлению средств в АМПУ. И это несмотря на то, что приказ о распределении портовых сборов был на рассмотрении коллегиального органа – Кабмина на основании закона «О морских портах». Этот приказ прошел все согласования в правительстве и не получил никаких замечаний. Важно, что замечаний не имел даже Минфин, что уникально для дерегуляционных приказов. К примеру, по делу Омеляна Минфин имел замечания по решению об уменьшении портовых тарифов, поскольку они идут напрямую в госбюджет.
В моем же случае корабельный сбор шел в АМПУ и мог использоваться только на модернизацию портовой инфраструктуры – на дноуглубительные работы. То есть деньги так или иначе оставались бы в портах, поскольку частные компании не могут их использовать на что-то другое. Единственная разница, что частный бизнес, владеющий портом, действительно заинтересован в его модернизации.
В этом приказе также уменьшались сборы для туристических кораблей на Дунае, чтобы увеличить туристический поток. Также были аннулированы сборы для кораблей ВМС Украины. Приказ имел много дерегуляционных пунктов, но правоохранители концентрируются вокруг распределения корабельного сбора и по отношению к одной компании.
При этом по адвокатскому запросу мои юристы получили информацию, что все деньги лежат на замороженных спецсчетах группы компаний ТИС, из них только уплачены налоги в бюджет. Деньги целевые и не могут быть использованы ни на что, кроме дноуглубления в порту и улучшения инфраструктуры порта.
Когда же были заморожены счета ТИС, куда попадал корабельный сбор?
Точно не знаю, но это дело в разных формах тянется с 2016 года. Я не был вовлечен в него до февраля 2023 года, когда получил подозрение. Как выяснилось, было несколько дел, связанных с этой историей. С 2016-го СБУ пыталось доказать, что ТИС не имеет права собственности на операционный участок акватории порта «Южный». Аналогичное дело находилось и в производстве органов Национальной полиции Украины. В 2019-2020 годах дела закрывались из-за отсутствия состава преступления, однако впоследствии постановления о закрытии были отменены. Мы находимся на начальном этапе ознакомления с материалами стороны обвинения, и по мере анализа документов становится все интереснее и запутаннее.
Теперь этим занимается НАБУ и САП. Стоит отметить, что к февралю 2023-го действия неустановленных лиц квалифицировались по статье 191 УК Украины (присвоение имущества) и 364 УК Украины (злоупотребление должностным положением). Однако перед оглашением мне подозрения первый из эпизодов был закрыт и осталась квалификация только по статье 364. Итак, кажется, что правоохранители не могут доказать присвоение средств и решили пойти другим путем: добраться до денег из-за обвинения меня в злоупотреблении властью.
Что стало толчком к началу расследования в 2016 году?
Из материалов следствия мы узнали, что в 2016 году СБУ пыталось доказать, что ТИС не имела права собственности на гидротехнические сооружения и таким образом не имела права получить распределение корабельного сбора. Почему СБУ возбудила это дело, мне неизвестно. Но из материалов дела видно, что в 2019-м СБУ закрыло дело в виду отсутствия состава преступления. Далее дело открыли снова решением заместителя Генерального прокурора Украины и передали подследственность НАБУ.
Детективы НАБУ говорят, что это решение (приказ Мининфраструктуры) противоречило Конституции Украины.
По их мнению, закон Украины «О морских портах» несправедлив, а потому решения Кабмина и сам приказ – незаконны. Что значит несправедливый закон? Это как? Возникает вопрос, почему это говорит НАБУ, а не Конституционный суд, уполномоченный толковать законы. Детективы НАБУ не уполномочены определять справедливость законов. Это путь в никуда.
Есть ли претензии у САП к процедуре принятия этого решения?
Сторона обвинения пытается этот вопрос вообще не поднимать, поскольку я не принимал прямого участия в разработке этого приказа. Моя роль в его утверждении – презентация на заседании Кабмина перед его принятием правительством.
Также очень важным моментом является то, что еще до моего прихода на должность министра в декабре 2014-го проект этого приказа уже был проработан департаментами Министерства инфраструктуры Украины и не был вынесен на согласование Кабмина только потому, что произошла смена правительства. Проект приказа разрабатывался за год до моего назначения, прошел без замечаний все согласования внутри министерства.
Какова роль вашего заместителя Владимира Шульмейстера, тоже подозреваемого по этому делу?
Он был председателем тарифного совета, рассматривавшего вопросы распределения корабельного сбора. Вероятно, именно поэтому его привлекли к делу. Также им подписано несколько писем-разъяснений, как поступать при исполнении приказа.
Каков ваш прогноз по этому делу?
Мое дело очень похоже на дело Омеляна, которое он выиграл во всех инстанциях. При этом приказ по моему делу имел полную поддержку правительства, тогда как в кейсе Омеляна Минфин отмечал, что решение приведет к потерям бюджета.
В моем деле есть два странных момента – фактически нет потерпевшей стороны. НАБУ самостоятельно определило потерпевшим лицом АМПУ. При этом в ответ на адвокатский запрос АМПУ сообщила, что не обращалась в правоохранительные органы о признании себя потерпевшей стороной. Также по делу нет выгодоприобретателя. НАБУ говорит, что действия предприняты в пользу частной компании, однако сама компания проходит по делу в качестве свидетеля.
Представьте ситуацию: пострадавшего нет, выгодоприобретателя нет. А есть я и Шульмейстер.
Какие сроки рассмотрения дела?
Юристы говорят, что уйдет более полугода на изучение материалов дела – 180 томов. Далее разбирательство в ВАКС. Надеемся успеть до 2025 года, когда истечет срок привлечения к ответственности и дело закроют. Мы хотим получить именно оправдательный приговор до истечения сроков.
Это дело – урок для тех, кто думает, идти ли из бизнеса на государственную службу. Сейчас Верховная Рада хочет еще и сделать пожизненным статус политически значимых лиц (PEP). Это значит, что до конца жизни я не смогу ни привлечь партнеров к бизнесу, ни приобрести долю в какой-либо компании. Поскольку автоматически эти люди станут аффилированными с PEP и получат на свою голову кучу проблем. Кто об этом думает? Кто после всего этого будет идти во власть?
О влиянии дела на правительство
Дефицит кадров уже сейчас налицо во власти. В большинстве своем людей тасуют на должностях, а не привлекают кого-то нового.
Чиновники внимательно следят за этим делом, поскольку они должны принимать решения, в том числе дерегуляционные. Как министрам подписывать приказы, если может прилететь подозрение через восемь лет?
Мой кейс уже получил название – «прецедент Пивоварского». Есть важные решения, которые просто не принимаются, поскольку существует риск получить подозрение.
На одной из последних встреч бизнеса с президентом бизнес затронул вопрос: украинским компаниям запрещено получать прибыль за поставку продукции на нужды армии. А иностранные компании прибыль получать могут. Это запрещено постановлением Кабмина. Бизнес попросил президента изменить это постановление, поскольку оно дискриминирует украинские компании.
Президент обратился к премьеру и попросил его принять соответствующее решение. В свою очередь премьер подчеркнул, что сначала нужно соответствующее решение СНБО. «Чтобы это решение было коллегиальным, потому что если Кабмин его примет единолично, то это будет считаться ущербом для государства», – ответил Денис Шмыгаль на вопрос о целесообразности привлечения СНБО.
Вот вам пример, как действует этот прецедент. Это уже история не обо мне, а о будущем украинского управления. Все может свестись к негативному отбору, поскольку честные люди, настроенные на результат, не пойдут во власть.
Как, по-вашему, это можно изменить?
Мы должны внедрять лучшие мировые практики управления, а не придумывать собственное колесо и поддерживать тех, кто пойдет на службу. При этом мы не должны исходить из популизма или пиара. Нужно понимать, что российская пропаганда, годами рассказывающая миру, что с Украиной нельзя работать, потому что мы все коррупционеры, намерена валить любого, кто будет двигать страну вперед. Это часть их войны против нас.
Мы должны научиться критическому мышлению и быть более терпимы друг к другу. Реформы не должны нравиться всем, но они должны быть действенными. Когда-то было много публичной критики по поводу действий Валерии Гонтаревой в банковской сфере. Сегодня у нас невероятно сильная, стабильная банковская система, несмотря на войну. Реформу банковского сектора Украины в 2014–2015 годах изучают в лучших бизнес-школах мира. Валерия вынуждена была эмигрировать из Украины.
Если бы вы знали, к чему приведет получение должности на госслужбе, согласились бы на пост министра в 2015 году?
Нет.
Об ультраконкурентном рынке горючего
Поговорим о рынке горючего. Всем ли хватает места, насколько рынок сейчас конкурентен?
Он был высококонкурентен до войны, сейчас он ультраконкурентен. Раньше было два сегмента: белый и темный рынок. Сейчас – белый, серый, темный, черный рынок.
Почему так возросла конкурентность рынка?
В 2022 году власти полностью открыли шлюзы, чтобы наполнить рынок нефтепродуктом: правительство сняло ценовые ограничения на рынке горючего, парламент убрал акциз и снизил НДС. Тогда в Европу за горючим поехали все. С июня по сентябрь 2022-го это был очень маржинальный бизнес. Затем маржа начала снижаться. Те, кто заработал деньги на импорте небольших объемов, пошли в ритейл: поставили бочку, сделали навес. Некоторые решили развиваться и инвестировать в точки продажи.
Количество игроков увеличилось, а объем рынка снизился. По моей оценке, в 2022 году ритейл упал на 30% к 2021-му. В 2023 году рынок на 7-10% меньше, чем в 2021-м.
Сегодня кто только не продает горючее. Диапазон цен безумный: бензин от 38 грн до 56 грн. При себестоимости на границе около 46,5 грн/л. Как это может быть? Продают горючее, произведенное на мини-НПЗ из конденсата и растворителей. Или ворованный ресурс. Или работают только за наличные деньги и не платят никакие налоги.
Что вы имеете в виду, когда говорите о сером, темном, черном рынке? Какая между ними разница?
Белые компании несут полную налоговую нагрузку. Они импортируют горючее, платят акциз и НДС. Продают все через кассу, платят налог на прибыль, у сотрудников белые зарплаты.
Серые компании – это первый слой оптимизации. К примеру, не полностью белые зарплаты. Также вернулись скрутки НДС, когда этот налог вернули на довоенный уровень, то есть увеличили с 7% до 20%. Когда он был 7%, то стоимость оптимизации была выше и уклоняться было невыгодно.
Кто-то производит так называемый А-95 бензин из конденсата, из которого не уплачивается акциз. Еще один вариант – продавать через две кассы, при чем только каждый второй чек поступит в налоговую. Некоторые продают горючее за наличные.
Совершенно черный продавец ставит бочку во дворе, через забор продвигает шланг и продает, например, краденое откуда-то горючее.
Накануне войны были прогнозы, что количество игроков на рынке горючего будет уменьшаться. Но сейчас наблюдается противоположная тенденция. Насколько это долгосрочный тренд и что может его переломить?
Еще несколько лет будут появляться новые заправки, новые непрофессиональные игроки. Когда запас прочности иссякнет, намечается закрытие отдельных точек или мини-сетей.
Многое будет зависеть от государства. Сейчас велик недобор налоговых поступлений от топливного сектора. Государство примет меры, особенно в секторе серых и черных участников рынка.
О результатах WOG в 2023-м и решении долговой проблемы
Как WOG завершила полгода 2023 года?
О финансовых результатах говорить не буду. Скажу только, что мы думали, что проливы в 2023 году будут хуже, чем они есть на самом деле. В 2023-м по сравнению с 2021 годом нарастили долю на рынке с 8-9% до 13-16% (такая вилка, потому что не можем точно оценить серую и черную зоны рынка).
Какова тройка лидеров на рынке?
ОККО, WOG и UPG/«Укрнафта».
Удалось ли вам закрыть проблему большой долговой нагрузки WOG?
Если все будет хорошо, то с 1 января 2024-го мы выйдем на такой уровень долговой нагрузки, когда компания сможет развиваться и обновляться. Ибо до последнего времени у компании были связаны руки.
Можете ли озвучить сумму?
Это все еще будут сотни миллионов долларов. Исторически компания набралась долгов. Она развивалась за счет валютных привлечений. Некоторые валютные кредиты были короткими, на год-два. Все было хорошо, пока не произошли кризисы 2008 и 2014 годов. В какой-то момент EBITDA компании не хватало, чтобы покрывать даже проценты.
Как удалось сохранить активы?
Переговоры и диалог с кредиторами. Небольшая часть непрофильных активов была отдана, чтобы покрыть долги. Нельзя сказать, что какие-то важные для компании активы были утрачены.
Правильно ли понимаю, что вы приходили в компанию KPI решить проблему с долгами?
Именно так. В 2019-2021 годах я занимался долгами. С 24 февраля 2022 года появился новый KPI – поиск и доставка в Украину горючего.
Каким будет KPI с 1 января 2024 года?
Сейчас работаем над стратегией развития компании на следующие три года. Будем инвестировать в развитие и восстановление сети, с чем в предыдущие годы были сложности из-за долговой проблемы.
Чем завершился спор с вдовой Еремеева?
Сейчас есть два акционера в компании – Сергей Лагур и Светлана Ивахив. Других акционеров нет. По моей информации, в начале 2022-го состоялась продажа доли семьи Еремеева, что было согласовано регуляторными органами как в Украине, так и в мире. Другой информации у меня нет.
Планируются ли на рынке поглощения? Говорят, ОККО может приобрести UPG.
Ничего об этом не слышал, но трудно поверить. Украинский рынок горючего уникален: здесь больше всего в мире заправок на душу населения. Если взять карту и нанести на нее сети АЗС, они будут пересекаться довольно существенно. То есть если покупать игрока с долей 2-3% и 100 АЗС, то 80 придется закрыть или продать. Какой в этом смысл?
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.