Андрій Пивоварський, СЕО компанії WOG /УНИАН
Категория
Компании
Дата

Эксминистр Пивоварский пытался либерализовать порты, а получил подозрение НАБУ. Что угрожает СЕО WOG и при чем здесь крупнейшая морская компания Украины

Андрей Пивоварский, СЕО компании WOG Фото УНИАН

Нынешний СЕО компании WOG Андрей Пивоварский в 2014-2016 годах приступил к реформам транспортной отрасли страны. Теперь за это его преследует НАБУ. В чем суть претензий, угрожающих эксминистру и какие перспективы дела

📲 45 секунд – на один пост, 20 хвилин на день, щоб дізнатися головні економічні та бізнесові новини. Підписуйтеся на Telegram-канал Forbes Ukraine, щоб економити час.

Утро 22 февраля началось для CEO топливной компании WOG и бывшего министра инфраструктуры Андрея Пивоварского, 44, не по плану. Его дом посетили детективы НАБУ с подозрением в злоупотреблении властью и служебным положением, которые, по расчетам правоохранителей, нанесли государству более $30 млн ущерба. Пивоварский в 2015 году разделил корабельный сбор в портах в пропорции 50:50 между государством и бизнесом. Раньше все средства получала государственная администрация морпортов Украины (АМПУ).

Эксминистру и его заместителю Владимиру Шульмейстеру грозит лишение свободы сроком от трех до шести лет, если их вину докажут, говорит Виктор Винницкий, юрист компании Juscutum.

В чем суть дела?

Либеральные реформы вне закона

В июле 2015-го министр инфраструктуры Андрей Пивоварский подписал приказ, которым изменил порядок уплаты портовых сборов. Эта норма предусмотрена «Законом о портах», принятом Верховной Радой еще в 2013-м. Она позволяет частным компаниям, за свои деньги построившим новые причалы в морпортах, забирать себе половину корабельного сбора.

Деньги от портового сбора частные компании могут направлять только по целевому назначению – на операционную акваторию и ее углубление, рассказал в письменном комментарии Forbes Андрей Ставницер, совладелец и СЕО порта ТИС. «На другие цели мы не можем тратить эти средства, за это предусмотрен штраф в размере 200%», – добавляет он.

До этого корабельные сборы полностью получала АМПУ. В 2015-м портовые сборы принесли АМПУ 4,9 млрд грн дохода.

Напрямую в своем релизе НАБУ не называет компании выгодоприобретателями этого приказа, но намекает на компанию ТИС, владеющую причалами в порту Южный. «Одним из бенефициарных владельцев упомянутых частных компаний оказалось лицо, подозреваемое НАБУ и САП в коррупции в ПАО «ГПЗКУ» и находящееся в розыске и под санкциями СНБО», – сообщается в релизе НАБУ. Вероятно, речь идет о бизнесмене российского происхождения Алексее Федоричеве, который является совладельцем порта ТИС.

В 2016-м НАБУ обвинило Федоричева в махинациях с государственной зерновой корпорацией ГПЗКУ на $60 млн. В том же году СБУ пришла с обысками в офис ТИС и домой к Ставницу, отрабатывая депутатские запросы по поводу дноуглубительных работ, которые компания провела в 2006–2010 годах на свои деньги и по которым пыталась получить компенсацию от государства.

Акватория морского порта Южный является государственной собственностью и находится в пользовании АМПУ, и право на сбор принадлежит исключительно государственному предприятию, утверждается в пресс-релизе САП. Кроме ТИС, причалами в Южном порту также оперируют Risoil, Allseeds Group, «Бориваж».

У прокуратуры есть претензии именно к уплате сборов в порту «Южный», поскольку частные терминалы находятся в его акватории, рассказал Forbes экс-сотрудник АМПУ на условиях анонимности. «Терминалы других частных операторов «Ника-Тера» и «Нибулон» находятся за пределами акватории порта Николаев», – добавляет он.

Компания «ТИС»

(нажмите "читать больше")

Крупнейший частный оператор морских терминалов в Украине. Активы группы сосредоточены в акватории порта Южный. Это пять профильных терминалов: «ТИС-Зерно», «ТИС-Минудобрения», «ТИС-Руда», «ТИС-Уголь» и «ТИС-Контейнерный терминал». В 2021 году терминалы «ТИС» обработали 30 млн т, что составляет почти 20% от грузопотока всех портов Украины.

В феврале 2020 года DP World, один из крупнейших мировых операторов морских терминалов, приобрел 51% акций «ТИС – Контейнерный терминал» в Южном порту.

Владельцы: Андрей Ставницер, Егор Гребенников, Олег Кутателадзе, Виталий Кутателадзе, Алексей Федоричев, по данным YouControl.

Приказ Пивоварского позволил частным операторам больше собственных средств направить на развитие бизнеса, пишет в Facebook Алексей Соболев, замминистра экономики, который вместе с Пивоварским работал в Минтрансе. «Благодаря этому в Украину начало заходить больше пароходов и государство получало гораздо больше портовых сборов», – добавляет он.

К примеру, в 2016-м ТИС совместно с Cargill начали строительство нового зернового терминала в порту Южный стоимостью более $120 млн, который полноценно заработал в 2019-м. А в феврале 2020 года DP World, один из крупнейших мировых операторов морских терминалов, приобрел 51% акций «ТИС – Контейнерный терминал» в Южном порту.

Александр Чекменев

Напрямую НАБУ не называет компанию выгодоприобретателя приказа, но намекает на компанию ТИС Фото Александр Чекменев

Пивоварский утверждает, что действовал в рамках закона. «Законом о портах» четко предусмотрено, что корабельный сбор распределяется между пользователем портовой акватории (в приведенном случае это АМПУ) и владельцем операционной акватории причала (в этом случае это – ТИС)», – написал вечером 22 февраля в Facebook Андрей Пивоварский, который уже более трех лет не обновлял свою страницу в соцсети. Он отметил, что дело расследуется почти семь лет.

Пивоварский обвиняется в том, что он выполнил закон Украины, говорит Ставинцер. «Закон обязал министерство привести свои подзаконные акты в соответствие с ним, что и было сделано, а затем одобрено Министерством юстиции, – говорит он. – Эти обвинения означают, что любое действие чиновника в рамках предусмотренных законом полномочий может быть криминализовано постфактум».

«Пока не готов комментировать», – сказал Forbes Пивоварский и пообещал дать расширенный комментарий на следующей неделе. Однако он сообщил, что 23 февраля был на допросе, а следующий состоится 27 февраля. Администрация морских портов Украины отказала в комментарии Forbes, аргументировав это тайной досудебного расследования.

Эксминистр Пивоварский пытался либерализовать порты, а получил подозрение НАБУ. Что угрожает СЕО WOG и при чем здесь крупнейшая морская компания Украины /Фото 1

У прокуратуры есть претензии только к уплате сборов в порту Южный.

Несовершенное законодательство

Причина претензий правоохранителей к Пивоварскому в неурегулированной процедуре определения границ операционной акватории причала, с которой частные компании могут получать сбор, говорит экс-сотрудник АМПУ. «Инвестор может построить причал, однако узаконить его операционную акваторию очень сложно, ведь отсутствует четко прописанный порядок», – говорит он.

Этот вопрос должен быть урегулирован Кабмином, добавляет собеседник. «За семь лет государство так и не смогло детализировать эту процедуру», – говорит Сергей Вовк, директор Центра транспортных стратегий.

Из-за несовершенства украинского законодательства и возможности его разного толкования это дело напоминает историю с премией Андрею Коболеву, говорит Виктор Винницкий из юридической компании Juscutum. 19 января 2023 года Коболеву вручили подозрение сотрудники САП и НАБУ. Следствие считает, что Коболев незаконно себя премировал более чем на 229 млн грн в 2018-м. 30 января Высший антикоррупционный суд Украины признал подозрение Коболеву необоснованным.

«Дело Пивоварского выглядит надуманным и воспринимается скорее как демонстрация рисков и угроз работы на госслужбе, чем реальная борьба с коррупцией», – добавляет Вовк. Трудно предсказать ход дела, ведь неизвестно, какие доказательства обвинения, говорит юрист Винницкий.

Что за портовые сборы

«Закон о портах» определяет несколько видов портовых сборов: корабельный, причальный, якорный, канальный, маячный, административный и санитарный. Большинство из них собирает Администрация морских портов Украины. Частные компании, владеющие или арендующие причалы в портах, могут собирать только причальный сбор. Вопрос корабельного сбора не до конца урегулирован из-за законодательных пробелов.

Кто такой Пивоварский

В 2014-м Пивоварский по квоте Блока Петра Порошенко вошел во второе «правительство реформаторов» Арсения Яценюка. До этого он работал на руководящих должностях в компании WOG в 2013-2014 годах, а до этого почти семь лет – в инвесткомпании Dragon Capital Томаша Фиалы.

На должность министра тогдашнему руководству государства его рекомендовал Борис Ложкин. «Он отличный менеджер», – характеризует Ложкин Пивоварского без подробностей.

После отставки Пивоварский и Ложкин вместе развивали инвестиционные проекты по строительству коммерческой и жилой недвижимости в Германии через компанию «Самаан Капитал», сообщает Deutsche Welle в 2018 году. В конце того же года Андрей Пивоварский вернулся в WOG на позицию СЭО.

Андрей Пивоварский /из личного архива

Андрей Пивоварский Фото из личного архива

«При каденции Пивоварского в транспортной отрасли начались реальные изменения», – говорит Сергей Вовк, директор Центра транспортных стратегий. К примеру, команде Пивоварского удалось закончить корпоратизацию «Укрзализныци», создать Дорожный фонд, упростить прохождение контроля для судов в портах.

Минтранс при Пивоварском начал процесс дерегуляции в авиационной отрасли: реформировал порядок распределения прав на воздушные линии, снял ограничения по многим направлениям и значительно упростил доступ на рынок для новых авиакомпаний, говорит специалист по авиационному праву Андрей Гук. Благодаря этим шагам пассажиропоток рос, а на украинский рынок вышли Ryanair, Qatar Airways, появились новые перевозчики SkyUp и Bees Airline.

Пивоварский – один из лучших министров инфраструктуры Украины, пытавшийся реформировать отрасль с огромным багажом советского прошлого, считает Ставницер. «Если таких людей, как Пивоварский или Коболев, продолжат публично преследовать, качественных менеджеров в государственный сектор придется искать только в онкодиспансере», – говорит он.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине