Нынешний СЕО компании WOG Андрей Пивоварский в 2014-2016 годах приступил к реформам транспортной отрасли страны. Теперь за это его преследует НАБУ. В чем суть претензий, угрожающих эксминистру и какие перспективы дела
🎬 YouTube-проєкт Forbes Next про майбутніх зірок українського бізнесу. Новий випуск про школу програмування GoIT. Як вона будує мільярдну компанію на світчерах 👉 Дивіться за цим лінком
Утро 22 февраля началось для CEO топливной компании WOG и бывшего министра инфраструктуры Андрея Пивоварского, 44, не по плану. Его дом посетили детективы НАБУ с подозрением в злоупотреблении властью и служебным положением, которые, по расчетам правоохранителей, нанесли государству более $30 млн ущерба. Пивоварский в 2015 году разделил корабельный сбор в портах в пропорции 50:50 между государством и бизнесом. Раньше все средства получала государственная администрация морпортов Украины (АМПУ).
Эксминистру и его заместителю Владимиру Шульмейстеру грозит лишение свободы сроком от трех до шести лет, если их вину докажут, говорит Виктор Винницкий, юрист компании Juscutum.
В чем суть дела?
Либеральные реформы вне закона
В июле 2015-го министр инфраструктуры Андрей Пивоварский подписал приказ, которым изменил порядок уплаты портовых сборов. Эта норма предусмотрена «Законом о портах», принятом Верховной Радой еще в 2013-м. Она позволяет частным компаниям, за свои деньги построившим новые причалы в морпортах, забирать себе половину корабельного сбора.
Деньги от портового сбора частные компании могут направлять только по целевому назначению – на операционную акваторию и ее углубление, рассказал в письменном комментарии Forbes Андрей Ставницер, совладелец и СЕО порта ТИС. «На другие цели мы не можем тратить эти средства, за это предусмотрен штраф в размере 200%», – добавляет он.
До этого корабельные сборы полностью получала АМПУ. В 2015-м портовые сборы принесли АМПУ 4,9 млрд грн дохода.
Напрямую в своем релизе НАБУ не называет компании выгодоприобретателями этого приказа, но намекает на компанию ТИС, владеющую причалами в порту Южный. «Одним из бенефициарных владельцев упомянутых частных компаний оказалось лицо, подозреваемое НАБУ и САП в коррупции в ПАО «ГПЗКУ» и находящееся в розыске и под санкциями СНБО», – сообщается в релизе НАБУ. Вероятно, речь идет о бизнесмене российского происхождения Алексее Федоричеве, который является совладельцем порта ТИС.
В 2016-м НАБУ обвинило Федоричева в махинациях с государственной зерновой корпорацией ГПЗКУ на $60 млн. В том же году СБУ пришла с обысками в офис ТИС и домой к Ставницу, отрабатывая депутатские запросы по поводу дноуглубительных работ, которые компания провела в 2006–2010 годах на свои деньги и по которым пыталась получить компенсацию от государства.
Акватория морского порта Южный является государственной собственностью и находится в пользовании АМПУ, и право на сбор принадлежит исключительно государственному предприятию, утверждается в пресс-релизе САП. Кроме ТИС, причалами в Южном порту также оперируют Risoil, Allseeds Group, «Бориваж».
У прокуратуры есть претензии именно к уплате сборов в порту «Южный», поскольку частные терминалы находятся в его акватории, рассказал Forbes экс-сотрудник АМПУ на условиях анонимности. «Терминалы других частных операторов «Ника-Тера» и «Нибулон» находятся за пределами акватории порта Николаев», – добавляет он.
Компания «ТИС»
(нажмите "читать больше")
Крупнейший частный оператор морских терминалов в Украине. Активы группы сосредоточены в акватории порта Южный. Это пять профильных терминалов: «ТИС-Зерно», «ТИС-Минудобрения», «ТИС-Руда», «ТИС-Уголь» и «ТИС-Контейнерный терминал». В 2021 году терминалы «ТИС» обработали 30 млн т, что составляет почти 20% от грузопотока всех портов Украины.
В феврале 2020 года DP World, один из крупнейших мировых операторов морских терминалов, приобрел 51% акций «ТИС – Контейнерный терминал» в Южном порту.
Владельцы: Андрей Ставницер, Егор Гребенников, Олег Кутателадзе, Виталий Кутателадзе, Алексей Федоричев, по данным YouControl.
Приказ Пивоварского позволил частным операторам больше собственных средств направить на развитие бизнеса, пишет в Facebook Алексей Соболев, замминистра экономики, который вместе с Пивоварским работал в Минтрансе. «Благодаря этому в Украину начало заходить больше пароходов и государство получало гораздо больше портовых сборов», – добавляет он.
К примеру, в 2016-м ТИС совместно с Cargill начали строительство нового зернового терминала в порту Южный стоимостью более $120 млн, который полноценно заработал в 2019-м. А в феврале 2020 года DP World, один из крупнейших мировых операторов морских терминалов, приобрел 51% акций «ТИС – Контейнерный терминал» в Южном порту.
Пивоварский утверждает, что действовал в рамках закона. «Законом о портах» четко предусмотрено, что корабельный сбор распределяется между пользователем портовой акватории (в приведенном случае это АМПУ) и владельцем операционной акватории причала (в этом случае это – ТИС)», – написал вечером 22 февраля в Facebook Андрей Пивоварский, который уже более трех лет не обновлял свою страницу в соцсети. Он отметил, что дело расследуется почти семь лет.
Пивоварский обвиняется в том, что он выполнил закон Украины, говорит Ставинцер. «Закон обязал министерство привести свои подзаконные акты в соответствие с ним, что и было сделано, а затем одобрено Министерством юстиции, – говорит он. – Эти обвинения означают, что любое действие чиновника в рамках предусмотренных законом полномочий может быть криминализовано постфактум».
«Пока не готов комментировать», – сказал Forbes Пивоварский и пообещал дать расширенный комментарий на следующей неделе. Однако он сообщил, что 23 февраля был на допросе, а следующий состоится 27 февраля. Администрация морских портов Украины отказала в комментарии Forbes, аргументировав это тайной досудебного расследования.
Несовершенное законодательство
Причина претензий правоохранителей к Пивоварскому в неурегулированной процедуре определения границ операционной акватории причала, с которой частные компании могут получать сбор, говорит экс-сотрудник АМПУ. «Инвестор может построить причал, однако узаконить его операционную акваторию очень сложно, ведь отсутствует четко прописанный порядок», – говорит он.
Этот вопрос должен быть урегулирован Кабмином, добавляет собеседник. «За семь лет государство так и не смогло детализировать эту процедуру», – говорит Сергей Вовк, директор Центра транспортных стратегий.
Из-за несовершенства украинского законодательства и возможности его разного толкования это дело напоминает историю с премией Андрею Коболеву, говорит Виктор Винницкий из юридической компании Juscutum. 19 января 2023 года Коболеву вручили подозрение сотрудники САП и НАБУ. Следствие считает, что Коболев незаконно себя премировал более чем на 229 млн грн в 2018-м. 30 января Высший антикоррупционный суд Украины признал подозрение Коболеву необоснованным.
«Дело Пивоварского выглядит надуманным и воспринимается скорее как демонстрация рисков и угроз работы на госслужбе, чем реальная борьба с коррупцией», – добавляет Вовк. Трудно предсказать ход дела, ведь неизвестно, какие доказательства обвинения, говорит юрист Винницкий.
Что за портовые сборы
«Закон о портах» определяет несколько видов портовых сборов: корабельный, причальный, якорный, канальный, маячный, административный и санитарный. Большинство из них собирает Администрация морских портов Украины. Частные компании, владеющие или арендующие причалы в портах, могут собирать только причальный сбор. Вопрос корабельного сбора не до конца урегулирован из-за законодательных пробелов.
Кто такой Пивоварский
В 2014-м Пивоварский по квоте Блока Петра Порошенко вошел во второе «правительство реформаторов» Арсения Яценюка. До этого он работал на руководящих должностях в компании WOG в 2013-2014 годах, а до этого почти семь лет – в инвесткомпании Dragon Capital Томаша Фиалы.
На должность министра тогдашнему руководству государства его рекомендовал Борис Ложкин. «Он отличный менеджер», – характеризует Ложкин Пивоварского без подробностей.
После отставки Пивоварский и Ложкин вместе развивали инвестиционные проекты по строительству коммерческой и жилой недвижимости в Германии через компанию «Самаан Капитал», сообщает Deutsche Welle в 2018 году. В конце того же года Андрей Пивоварский вернулся в WOG на позицию СЭО.
«При каденции Пивоварского в транспортной отрасли начались реальные изменения», – говорит Сергей Вовк, директор Центра транспортных стратегий. К примеру, команде Пивоварского удалось закончить корпоратизацию «Укрзализныци», создать Дорожный фонд, упростить прохождение контроля для судов в портах.
Минтранс при Пивоварском начал процесс дерегуляции в авиационной отрасли: реформировал порядок распределения прав на воздушные линии, снял ограничения по многим направлениям и значительно упростил доступ на рынок для новых авиакомпаний, говорит специалист по авиационному праву Андрей Гук. Благодаря этим шагам пассажиропоток рос, а на украинский рынок вышли Ryanair, Qatar Airways, появились новые перевозчики SkyUp и Bees Airline.
Пивоварский – один из лучших министров инфраструктуры Украины, пытавшийся реформировать отрасль с огромным багажом советского прошлого, считает Ставницер. «Если таких людей, как Пивоварский или Коболев, продолжат публично преследовать, качественных менеджеров в государственный сектор придется искать только в онкодиспансере», – говорит он.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.