Польские перевозчики перекрыли на два месяца три основных пункта пропуска на границе с Украиной. Очереди, которые до этого достигали 15 дней, могут увеличиться. Украинский бизнес теряет деньги, рынки и думает о релокации в другие страны. Реально ли решить проблему?
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
С 13:00 6 ноября польские перевозчики перекрыли три крупнейших пункта пропуска между странами: «Корчова – Краковец», «Хребенное – Рава-Русская», «Дорогуск – Ягодин», говорится в сообщении Таможенной службы Украины. Доступными для проезда грузовиков остались три пункта: «Шегини – Медика», «Устилуг – Зосин» и «Нижанковичи – Мальховице». Последние два – только для пустых грузовиков.
Организаторы протеста планируют пропускать только безопасные и гуманитарные грузы, остальные – по одному грузовому автомобилю в час. Если Украина не выполнит условия польских перевозчиков, то граница будет перекрыта, по меньшей мере, до начала декабря.
Посол Украины в Польше Василий Зварич назвал такие действия «болезненным ударом в спину Украины», которая страдает от российской агрессии, и призвал перевозчиков прекратить блокирование движения грузового транспорта.
Что означает перекрытие трех крупнейших пунктов пропуска с Польшей для украинской экономики и возможно ли найти компромиссы с польскими митингующими?
Почему поляки перекрыли границу и какие будут последствия
Польские перевозчики выдвинули Украине шесть требований, сообщил в интервью Forbes заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Сергей Деркач:
- вернуть систему разрешений для украинских перевозчиков;
- усилить для иностранных перевозчиков правила перевозок по ЕКМТ ;
- запретить регистрироваться компании в Польше, если финансы компании находятся не на территории ЕС;
- создать отдельную очередь для польских перевозчиков в «єЧерга» для авто на номерах ЕС;
- отдельную очередь на всех границах для пустых фур;
- предоставить польским перевозчикам доступ к системе «Шлях».
«Большинство этих требований в принципе невыполнимо», – отметил Деркач. Он мало верит в двухмесячную блокаду границы и указывает, что это уже не первая попытка помешать работе пунктов пропуска с Украиной. Ключевая причина протеста: польские перевозчики, имеющие самый большой автопарк в ЕС, опасаются конкуренции с украинскими перевозчиками и, таким образом, пытаются выбить для себя преференции, объясняет Деркач.
Украина уже обратилась в Еврокомиссию, ведь действия польских перевозчиков неправомерны и блокируют работу европейских «Путей солидарности», отмечает он.
Такие протесты со стороны бизнесов стран ЕС будут, пока Украина не станет членом Евросоюза, говорит Ирина Коссе, старшая научная сотрудница Института экономических исследований и политических консультаций. «Это защита поляками своего внутреннего рынка автоперевозок и фактически начало переговоров о вступлении в ЕС с Украиной», – считает Коссе.
В 2022 году на автотранспорт пришлось 12% украинского экспорта, если считать в тоннах, и 36% – если считать в деньгах, говорит Коссе. Всего в прошлом году Украина экспортировала около 100 млн тонн товаров более чем на $44 млрд, свидетельствуют данные Минэкономики.
Товаропоток в Польшу в 6–8 раз больше, чем товаропоток в другие страны-соседки, объясняет Александр Кирилюк, директор департамента международных автоперевозок группы логистических компаний Zammler. Если переправить грузовики с украинско-польских пунктов пропуска в Словакию или Венгрию, очередь там растянется на три-четыре месяца. «То есть в этом году эти машины в Евросоюз уже не уедут», – объясняет Кирилюк. Помимо колоссального ущерба для экспортеров и импортеров, это означает рост цены и возможный дефицит части импортных товаров для конечных потребителей, напоминает он.
Перекрытие пунктов пропуска польскими перевозчиками в разгар «высокого сезона» чревато тем, что уже в ближайшие дни средний срок ожидания на границах возрастет до 20 дней и даже больше, объясняет Василий Маркевич, руководитель отдела логистики Modern-Expo Group. «Это означает автоматический проигрыш рынков более дешевым китайским конкурентам, которые до этого не успевали доставлять свои товары в ЕС в такие сроки», – говорит Сергей Лавриненко, генеральный директор одесского Производственного объединения «Стальканат».
По прогнозу Кирилюк, в таком случае цена перевозок может возрасти до двух раз, а по сравнению с летом – до четырех.
Только за последний месяц цены на грузовые перевозки выросли в среднем на €300–700 за рейс, говорит Лавриненко из «Стальканат».
Стоимость доставки груза (20–22 тонны) в Западную Европу из Украины выросла до €4500–5000, из которых более 40% – это стоимость простоя, говорит Екатерина Глазкова, исполнительный директор Союза украинских предпринимателей (СУП). По ее словам, союз получил обращение сразу от нескольких своих участников и обратился к правительству с требованием принять меры по уменьшению очередей на пунктах пересечения.
Утрата рынков и рост цен
Украинскому бизнесу хватало проблем с вывозом экспорта и протестов. На 6 ноября на западных пунктах пропуска (ПП) из Украины накопилась виртуальная очередь из около 30 000 грузовиков, свидетельствуют данные «єЧерга». В реальности ими можно было бы заполнить трассу из польского Перемышля в Киев. Благодаря работе электронного реестра водители ждут выезда из Украины по 14–15 дней не на границах, а внутри страны.
«Я всерьез задумался о переносе части производства в другие страны», – говорит Петр Пилипьюк, совладелец и генеральный директор луцкой Modern-Expo Group. При таких проблемах с логистикой компании труднее конкурировать на рынках ЕС. «Время поставки заказчику – это часть качества продукта. В ЕС требуется поставка на конкретный день, и часто час», – объясняет Василий Маркевич, руководитель отдела логистики группы.
Чтобы бизнес работал нормально, луцкому производителю и ведущему поставщику торгового оборудования в страны Центральной и Восточной Европы нужно вывозить в среднем 200 грузовиков с товарами в месяц, указывает Маркевич. Простой транспорта на границе уменьшает оборачиваемость автомобилей более чем в два раза. Modern Expo уже перепланировали внутренние процессы и логистические цепочки, чтобы выполнять обязательства перед клиентами, добавляет Маркевич. «Часть заказов вывозим не грузовиками, а бусами. Это прямые убытки для компании, но мы к ним готовы», – говорит он.
«Стальканат» сообщил о вынужденном сокращении поставок в ЕС из-за ограничений на границах еще 23 октября.
«Уже сорвалось несколько контрактов», – говорит генеральный директор компании Сергей Лавриненко. Наземные границы – пока единственный путь для Стальканат. Из-за проблем с логистикой компания вынуждена платить значительно более высокие цены за перевозку и работать «в минус», чтобы сохранить свою долю на рынке. «Это сейчас основная стратегия большинства украинских производителей», – говорит Лавриненко.
Комментарии Modern-Expo Group уточнены по просьбе компании после публикации материала.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.