Категория
Деньги
Дата

«Удар в спину». Три крупнейших пункта на границе между Украиной и Польшей перекрыты. Что это значит для бизнеса

4 хв читання

Польские перевозчики перекрыли крупнейшие пункты пропуска из Украины. /Getty Images

Польские перевозчики перекрыли крупнейшие пункты пропуска из Украины. Фото Getty Images

Польские перевозчики перекрыли на два месяца три основных пункта пропуска на границе с Украиной. Очереди, которые до этого достигали 15 дней, могут увеличиться. Украинский бизнес теряет деньги, рынки и думает о релокации в другие страны. Реально ли решить проблему?

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

С 13:00 6 ноября польские перевозчики перекрыли три крупнейших пункта пропуска между странами: «Корчова – Краковец», «Хребенное – Рава-Русская», «Дорогуск – Ягодин», говорится в сообщении Таможенной службы Украины. Доступными для проезда грузовиков остались три пункта: «Шегини – Медика», «Устилуг – Зосин» и «Нижанковичи – Мальховице». Последние два – только для пустых грузовиков.

Организаторы протеста планируют пропускать только безопасные и гуманитарные грузы, остальные – по одному грузовому автомобилю в час. Если Украина не выполнит условия польских перевозчиков, то граница будет перекрыта, по меньшей мере, до начала декабря.

Посол Украины в Польше Василий Зварич назвал такие действия «болезненным ударом в спину Украины», которая страдает от российской агрессии, и призвал перевозчиков прекратить блокирование движения грузового транспорта.

Что означает перекрытие трех крупнейших пунктов пропуска с Польшей для украинской экономики и возможно ли найти компромиссы с польскими митингующими?

Почему поляки перекрыли границу и какие будут последствия

Польские перевозчики выдвинули Украине шесть требований, сообщил в интервью Forbes заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Сергей Деркач:

  • вернуть систему разрешений для украинских перевозчиков;
  • усилить для иностранных перевозчиков правила перевозок по ЕКМТ ;
  • запретить регистрироваться компании в Польше, если финансы компании находятся не на территории ЕС;
  • создать отдельную очередь для польских перевозчиков в «єЧерга» для авто на номерах ЕС;
  • отдельную очередь на всех границах для пустых фур;
  • предоставить польским перевозчикам доступ к системе «Шлях».

«Большинство этих требований в принципе невыполнимо», – отметил Деркач. Он мало верит в двухмесячную блокаду границы и указывает, что это уже не первая попытка помешать работе пунктов пропуска с Украиной. Ключевая причина протеста: польские перевозчики, имеющие самый большой автопарк в ЕС, опасаются конкуренции с украинскими перевозчиками и, таким образом, пытаются выбить для себя преференции, объясняет Деркач.

Украина уже обратилась в Еврокомиссию, ведь действия польских перевозчиков неправомерны и блокируют работу европейских «Путей солидарности», отмечает он.

Такие протесты со стороны бизнесов стран ЕС будут, пока Украина не станет членом Евросоюза, говорит Ирина Коссе, старшая научная сотрудница Института экономических исследований и политических консультаций. «Это защита поляками своего внутреннего рынка автоперевозок и фактически начало переговоров о вступлении в ЕС с Украиной», – считает Коссе.

В 2022 году на автотранспорт пришлось 12% украинского экспорта, если считать в тоннах, и 36% – если считать в деньгах, говорит Коссе. Всего в прошлом году Украина экспортировала около 100 млн тонн товаров более чем на $44 млрд, свидетельствуют данные Минэкономики.

Товаропоток в Польшу в 6–8 раз больше, чем товаропоток в другие страны-соседки, объясняет Александр Кирилюк, директор департамента международных автоперевозок группы логистических компаний Zammler. Если переправить грузовики с украинско-польских пунктов пропуска в Словакию или Венгрию, очередь там растянется на три-четыре месяца. «То есть в этом году эти машины в Евросоюз уже не уедут», – объясняет Кирилюк. Помимо колоссального ущерба для экспортеров и импортеров, это означает рост цены и возможный дефицит части импортных товаров для конечных потребителей, напоминает он.

«Удар в спину». Три крупнейших пункта на границе между Украиной и Польшей перекрыты. Что это значит для бизнеса /Фото 1

Сколько нужно ждать на западных границах, чтобы попасть в ЕС

Перекрытие пунктов пропуска польскими перевозчиками в разгар «высокого сезона» чревато тем, что уже в ближайшие дни средний срок ожидания на границах возрастет до 20 дней и даже больше, объясняет Василий Маркевич, руководитель отдела логистики Modern-Expo Group. «Это означает автоматический проигрыш рынков более дешевым китайским конкурентам, которые до этого не успевали доставлять свои товары в ЕС в такие сроки», – говорит Сергей Лавриненко, генеральный директор одесского Производственного объединения «Стальканат».

По прогнозу Кирилюк, в таком случае цена перевозок может возрасти до двух раз, а по сравнению с летом – до четырех.

Только за последний месяц цены на грузовые перевозки выросли в среднем на €300–700 за рейс, говорит Лавриненко из «Стальканат».

Стоимость доставки груза (20–22 тонны) в Западную Европу из Украины выросла до €4500–5000, из которых более 40% – это стоимость простоя, говорит Екатерина Глазкова, исполнительный директор Союза украинских предпринимателей (СУП). По ее словам, союз получил обращение сразу от нескольких своих участников и обратился к правительству с требованием принять меры по уменьшению очередей на пунктах пересечения.

пресс-службы Zammler Group

Только за последний месяц цены на грузовые перевозки выросли в среднем на €300–700 за рейс. Фото пресс-службы Zammler Group

Утрата рынков и рост цен

Украинскому бизнесу хватало проблем с вывозом экспорта и протестов. На 6 ноября на западных пунктах пропуска (ПП) из Украины накопилась виртуальная очередь из около 30 000 грузовиков, свидетельствуют данные «єЧерга». В реальности ими можно было бы заполнить трассу из польского Перемышля в Киев. Благодаря работе электронного реестра водители ждут выезда из Украины по 14–15 дней не на границах, а внутри страны.

«Я всерьез задумался о переносе части производства в другие страны», – говорит Петр Пилипьюк, совладелец и генеральный директор луцкой Modern-Expo Group. При таких проблемах с логистикой компании труднее конкурировать на рынках ЕС. «Время поставки заказчику – это часть качества продукта. В ЕС требуется поставка на конкретный день, и часто час», – объясняет Василий Маркевич, руководитель отдела логистики группы.

Чтобы бизнес работал нормально, луцкому производителю и ведущему поставщику торгового оборудования в страны Центральной и Восточной Европы нужно вывозить в среднем 200 грузовиков с товарами в месяц, указывает Маркевич. Простой транспорта на границе уменьшает оборачиваемость автомобилей более чем в два раза. Modern Expo уже перепланировали внутренние процессы и логистические цепочки, чтобы выполнять обязательства перед клиентами, добавляет Маркевич. «Часть заказов вывозим не грузовиками, а бусами. Это прямые убытки для компании, но мы к ним готовы», – говорит он.

«Стальканат» сообщил о вынужденном сокращении поставок в ЕС из-за ограничений на границах еще 23 октября.

«Уже сорвалось несколько контрактов», – говорит генеральный директор компании Сергей Лавриненко. Наземные границы – пока единственный путь для Стальканат. Из-за проблем с логистикой компания вынуждена платить значительно более высокие цены за перевозку и работать «в минус», чтобы сохранить свою долю на рынке. «Это сейчас основная стратегия большинства украинских производителей», – говорит Лавриненко.

Комментарии Modern-Expo Group уточнены по просьбе компании после публикации материала.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд