Категория
Деньги
Дата

Продаете пшеницу из Черноморска, а для формирования ее цены анализируете рентабельность трейдера? Какие риски у такого подхода и как их минимизировать? Рассказывает эксперт по трансфертному ценообразованию Александр Ямпольский

5 хв читання

трансфертне ціноутворення ціна на сировинні товари /из личного архива

Александр Ямпольский, директор практики по трансфертному ценообразованию «Делойт» в Украине Фото из личного архива

Украинское налоговое законодательство имеет особые правила формирования цен на сырьевые товары. Чтобы доказать, что цена на сырьевой товар является рыночной, требуется сравнивать не рентабельность трейдера, а цены. Какие нюансы на данный момент есть у каждого из подходов и как минимизировать налоговые риски, рассказывает директор практики по трансфертному ценообразованию «Делойт» в Украине Александр Ямпольский

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Еще до начала полномасштабного вторжения крупнейшими статьями украинского экспорта были сырьевые товары. На продукцию аграрного сектора и металлургической промышленности приходилось более половины всего экспортного объема в 2021 году. А в 2022-м эта доля, согласно данным Государственной службы статистики Украины, даже возросла. Следовательно, эти сектора имеют ключевое значение для экономики.

Однако последние два года принесли новые препятствия из-за ракетных обстрелов, разрушения инфраструктуры, блокирования украинско-польской границы, оккупации портов и проблем с электроснабжением. А в 2023-м вступили в силу Порядки КМУ по установлению соответствия условий контролируемой операции по сырьевым товарам принципу «вытянутой руки». В этих Порядках представлен алгоритм определения цен на сырьевые товары при расчете налогооблагаемой прибыли экспортера. Являются ли такие Порядки упрощением или, напротив, еще одним вызовом?

Суть вопроса

Традиционно международные компании продают свою продукцию через зарубежных трейдеров. Основные причины: такие трейдеры лучше знают рынок, могут получать кредиты от иностранных банков по более низкому проценту, а покупатели считают их более надежными бизнес-партнерами, чем другие компании группы, находящиеся за тысячи километров.

Практика такого бизнеса в Украине не исключение, а после начала полномасштабной войны только усилилась. Украинский аграрный и металлургический бизнес продает продукцию через связанную иностранную компанию, расположенную, например, в Швейцарии, стране – мировом лидере по объемам торговли сырьевыми товарами.

Экспортеры платят корпоративный налог от суммы своей операционной прибыли, формируемой посредством реализации товара. Поэтому для украинского бюджета важно, чтобы экспортные цены не были занижены, а украинские компании не уменьшали размер налога на уплату путем установления заниженных цен для иностранных компаний, с которыми у них есть общие интересы.

Поэтому в Украине, как и более чем в 110 странах, действуют правила трансфертного ценообразования. Они предполагают, что условия сделок с компаниями одной группы должны быть определены по принципу «вытянутой руки», а значит, быть рыночными.

Как доказать, что цена на сырьевой товар является рыночной? Для этого рассчитывают рентабельность трейдера. Такая рентабельность должна соответствовать уровню рентабельности других подобных трейдеров за границей. Тогда экспортная цена от украинского производителя зарубежной компании будет считаться рыночной.

Однако украинское налоговое законодательство имеет особые правила для сырьевых товаров, в частности, требуется сравнение не рентабельности, а цен.

С 2023 года Порядки КМУ определяют, как сравнивать цены, используя биржевые котировки или данные ценовых агентств, таких как Refinitiv или Platts. На первый взгляд это кажется логичным, ведь котировки ценовых агентств фиксируют достаточно стандартные условия и публикуют цены на достаточно однородную (подобную) продукцию. Однако на практике это может оказаться непростым заданием, особенно в условиях войны. Информация для сравнения должна быть максимально точной, что не всегда возможно.

Продаете пшеницу из Черноморска?

Разберем это на условном примере – продажа пшеницы третьего класса из Черноморска с доставкой на борт судна (бизнес-языком – базис-поставки FOB) в 2023 году. Для определения, является ли цена на эту пшеницу рыночной, используют данные, например, с Refinitiv Eikon (London Stock Exchange Group). Данные показывают цену на основе качества товара, объема и условий поставки.

Однако даже в мирное время трудно было охватить все нюансы. К примеру, не всегда возможно выделить транспортные расходы, скорректировать с учетом разницы в объемах поставок или учесть разную конъюнктуру товарных рынков.

Сейчас в результате информация о котировках ограничена, а за некоторые периоды – вообще отсутствует. Соответственно, сравнение цен без доступа к этим данным невозможно.

К этому добавляются и факторы, которые всегда усложняли сравнение – объемы партий, различные распределения функций и рисков сторон операций и их разные бизнес-стратегии. Кроме того, сопоставление цен в каждой отдельной поставке не всегда объективно.

Этот подход не позволяет учесть различные факторы, влияющие на ценообразование в бизнесе. Например, необходимость экспортировать товар по более низкой цене во избежание затрат из-за недогрузки судна или невозможности хранить продукцию.

Еще один нюанс: в случае экспорта продукции по цене ниже рыночной, украинская компания должна доначислить налог на прибыль. А если цена превышает рыночную, уменьшить размер уплаченного налога невозможно согласно законодательству.

Какие подходы применяет налоговая

В Украине налоговые органы предпочитают метод сравнения цен, а не рентабельность. По их мнению, это обеспечивает большую надежность, ведь рентабельность иностранных трейдеров сложно проверить. К тому же существуют сложности с тем, чтобы найти достаточное количество сопоставимых трейдеров, чтобы сравнить рентабельность «нашего трейдера» с иностранными.

Такой подход органа контроля может приводить к существенным налоговым доначислениям. К примеру, на операцию на 1 млрд грн сумма дополнительного налога может составить 20 млн грн. А с 2021 года доначисления по правилам ТЦУ могут быть признаны дивидендами и нуждаться в начислении еще и до 15% налога на репатриацию.

Что говорят суды

Бизнес часто обращается в суды по отмене таких доначислений, и уже есть немало случаев успешного обжалования решений налоговых органов с таким выводом: метод сравнения цен должен быть применен только тогда, когда он так же надежен, как и метод рентабельности.

Суды подчеркивают, что бремя доказывания (англ. – burden of proof) лежит на налоговых органах. Следовательно, если компания провела качественный анализ, то налоговые органы должны сначала обжаловать ее подход и потом уже применять собственный метод.

Среди контраргументов использования цен для сопоставления предоставляются следующие: нецелесообразно сравнивать разные товарные рынки (украинский и иностранный), невозможно правильно учесть расходы на транспортировку и разницу во фрахте для разных типов судов (Panamax и Capesize), информация о ценах не учитывает качественные и технические характеристики товаров.

Однако некоторые суды поддерживают позицию налоговых органов, утверждая, что указанные аспекты не столь важны. Один из судов высказал позицию, что для сравнения цен на экспорт железорудного сырья следует использовать только одну базу данных, а именно Platts.

Налоговое законодательство не ограничивает налогоплательщика только одним источником информации, а допускает широкий выбор источников. Такая позиция подтверждена и международной практикой, а именно Руководствами ОЭСР (первоисточник правил трансфертного ценообразования). Руководства не упоминают о необходимости применения ни единого источника информации, ни единого метода анализа.

Кстати, даже украинские налоговые органы не всегда используют один и тот же источник информации во время своих проверок.

Шаги для украинского бизнеса

При проверках операций с сырьевыми товарами налоговые органы все чаще осуществляют сравнение именно цен, в том числе с учетом Порядков КМУ. Так что же делать компаниям, решившим все-таки анализировать рентабельность?

Во-первых, нужно быть готовыми к большему вниманию со стороны налоговых органов и подробно обосновать, почему решили анализировать именно рентабельность трейдера, а не сравнивать цены.

Во-вторых, компаниям следует провести анализ, как именно алгоритмы Порядков КМУ применяются к их бизнесу, какие источники информации можно использовать и какие корректировки могут понадобиться, чтобы понять масштаб возможной беды, то есть налоговых рисков и доначислений.

В-третьих, необходимо разработать политику по трансфертному ценообразованию. Она будет раскрывать подробную формулу, как компания устанавливает цену со своей торговой компанией за границей. Это не будет «панацеей» в спорах с налоговыми органами, но поможет продемонстрировать добросовестность и готовность соблюдать законодательство.

Итак, украинские экспортеры стоят перед новым вызовом: как адаптироваться к новым правилам игры и при этом не потерять конкурентоспособность и минимизировать налоговые риски.

Написано в соавторстве с Виталией Полицкой, младшим менеджером практики по трансфертному ценообразованию «Делойт» в Украине

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд