В настоящее время УААСП, возглавляемая солистом группы «Друга Ріка», управляет правами на 80–85% украинского репертуара, говорит Харчишин. /предоставлено Валерием Харчишиным, фото Юрий Стефаняк
Категория
Деньги
Дата

«Шоу есть, бизнеса немного». У украинских музыкантов новая надежда – получать сотни миллионов гривен роялти от радио и ТВ. Оказывается, это дикий рынок с запутанными правилами

В настоящее время УААСП, возглавляемая солистом группы «Друга Ріка», управляет правами на 80–85% украинского репертуара, говорит Харчишин. Фото предоставлено Валерием Харчишиным, фото Юрий Стефаняк

Организация, которой руководит известный музыкант Валерий Харчишин, подписала соглашение на получение авторских выплат с десятками радиостанций и ритейлерами. Она будет собирать, распределять и передавать деньги украинских музыкантов. Что это изменит в непростой системе авторских выплат

📲 45 секунд – на один пост, 20 хвилин на день, щоб дізнатися головні економічні та бізнесові новини. Підписуйтеся на Telegram-канал Forbes Ukraine, щоб економити час.

Первого июля солист группы «Друга ріка» и генеральный директор организации «Украинское агентство по авторским и смежным правам» (УААСП) Валерий Харчишин стал героем эмоционального видео. В ролике он подписывает соглашение на получение авторских выплат для артистов с 20 радиостанциями. «Это не просто бумажки – это ваши роялти», – говорит Харчишин.

Украинская история роялти и организаций, собиравших вознаграждения для художников, полна хаоса и скандалов. В феврале 2022 года Владимир Зеленский подписал Закон №5572. Он отменил аккредитации для организаций коллективного управления (ОКУ), получивших их с нарушениями, и разрешил всем зарегистрированным ОКУ собирать, распределять и выплачивать вознаграждение художникам. Для этого с ними должны подписать договоры пользователи, среди которых телевидение, радио, магазины, а также артисты и авторы.

В реестре Минэкономики – 19 ОКУ. Должно ли быть так много? Вообще осуществлять коллективное управление должны две аккредитованные организации, объясняет исполнительный директор Национальной ассоциации медиа Екатерина Мясникова. «Одна собирает авторское вознаграждение, другая – вознаграждение за смежные права», – добавляет она. Но до конца военного положения и через год после него новые аккредитации выдаваться не будут. Так что артисты и медиакомпании должны самостоятельно выбрать организацию для сотрудничества.

Что такое авторские и смежные права?

Смежные права – права исполнителей на результаты творческой деятельности. Субъект такого типа права – исполнители, производители фонограмм и видеограмм. А объекты – это исполнение литературных, музыкальных и других произведений, а также использование фонограмм и видеограмм. Каждое исполнение, например песни, – это повод для возникновения смежных прав.

Авторское право защищает физические объекты: фотографию на обложке альбома, произведение, рисунок и т.д. Объект авторского права – литературные произведения, музыка и песни, живопись, скульптура.

Роялти – выплаты, производимые объекту интеллектуальных прав за использование его произведения.

Сейчас часть артистов, авторов и вещателей возлагают надежду на УААСП, возглавляемую музыкантом Валерием Харчишиным. «Он – сам автор и хочет навести во всем порядок», – говорит СЕО лейбла Pomitni Ирина Горовая, которая входит в наблюдательный совет этого агентства. «Все хотели работать с людьми, представляющими индустрию в целом, – говорит генеральный директор ТРК «Люкс» Роман Андрейко. – Мы недолго сомневались и заключили договоры».

В июне агентство Харчишина подписало соглашения с девятью радиостанциями TAVR Mediа, двумя вещателями медиахолдинга «Развитие», ТРК «Люкс», сетью «Сильпо», Samsung Experience Store, фестивалем Atlas и другими. «Считаем УААСП самым серьезным игроком на рынке, – говорит глава TAVR Mediа Игорь Чернышев. – У меня оптимистичные предчувствия».

Как агентство Харчишина хочет поменять условия игры в музыкальной индустрии?

Скандал вокруг авторских прав музыкантов в Украине

В 2021-м аккредитацию на сбор средств от Минэкономики получили организация «Авторы и издатели» и ОС ОКУАСП. В том же году СБУ издала релиз, пойманный «лоббистом шоубизнеса» на попытке подкупа депутата Верховной Рады. По утверждению Службы безопасности, он предлагал $100 000 за отсрочку законопроекта, который должен был уничтожить его организацию. Музыкальное сообщество якобы узнало в задержанном директора ОС ОКУАСП и ОС УЛАСП Александра Никина. Против него было возбуждено уголовное производство.

ОКУАСП должны собирать средства с заведений, где играет музыка, и передавать их авторам текстов, мелодий, клипов и фонограмм. Но СБУ утверждает, что организация Никина «вымывала» значительную часть заработка из-за «компаний-прокладок», поэтому музыканты получали существенно меньшую прибыль.

После этого инцидента на странице ОС ОКУАСП был опубликован пост, в котором говорилось: Никин А.И. продолжает осуществлять полномочия директора ОС УЛАСП и ОС ОКУАСП, работая посредством средств электронной связи. «Мы по-прежнему управляем правами на более чем 75% всей музыки, фактически используемой в Украине. В 2020 году мы оплатили 65% ВСЕХ средств уплаченных ВСЕМИ украинскими ОКУ», – утверждали представители организации в публикации.

Как работают УААСП и рынок роялти

Организация должна собирать, распределять и выплачивать роялти художникам за использование произведений в интернете, на телеканалах, радиостанциях, в кафе, барах, ресторанах, торгово-развлекательных заведениях и магазинах. Вознаграждение за использование смежных прав получают исполнитель и производитель фонограммы, за использование авторских – автор музыки и слов.

В настоящее время УААСП управляет правами на 80–85% украинского репертуара, говорит Харчишин. Его агентство собирает роялти в пределах своего каталога. В нем – десятки тысяч произведений украинских авторов и почти весь мировой репертуар, насчитывающий более 100 миллионов песен, говорится на сайте организации. Это 98% мировой музыки, добавляет Харчишин.

Поможет ли это украинским артистам, которых в каталоге агентства Харчишина более 4000, зарабатывать больше? «Сумма [авторских] точно увеличится, потому что раньше был ноль», – говорит Горовая, представляющая артистов DOROFEEVA, Otoy, Анна Тринчер, Love, Mary, NAZVA и Dima PROKOPOV.

Согласно профильному закону №5572, авторы должны подписать договор о том, что позволяют УААСП собирать для них деньги. Так же и с теми, кто платит деньги. «Мы приходим в заведение, обращаемся к стриминговому сервису, радио или телевидению и подписываем соглашение об использовании нашего каталога», – говорит Харчишин. Комиссия УААСП при этом составляет 20%.

Валерий Харчишин, солист группы «Друга Ріка». /из личного архива

Валерий Харчишин, солист группы «Друга Ріка». Фото из личного архива

Как было раньше? Радиостанции и телеканалы выбирали одну из организаций коллективного управления и договаривались с ней. Например, TAVR Mediа выплачивали вознаграждение Всеукраинской общественной организации «Сокровищница авторов музыки», а ТРК «Люкс» работали напрямую с владельцами прав или их уполномоченными. «Это создавало много неудобств, усложняло администрирование и учет, – говорит Андрейко. – Но позволило избежать судебных исков от правообладателей».

Телевидение не платит роялти за публичное извещение, утверждает Харчишин. Пресс-службы крупнейших медиагрупп Starlight Media и 1+1 Media не ответили на запрос Forbes о том, кому и по какому тарифу они производят выплаты. Телеканалы платят издателю – студии или компании, имеющей право на распространение материала, рассказал Forbes на условиях анонимности один из топ-менеджеров крупного украинского телеканала.

Есть разные виды выплат: смежные, синхронизация, авторские, объясняет Горовая. «Телевидение платит только за синхронизацию, – говорит она. – Например, когда хотят, чтобы в «Голосі країни» прозвучал трек DOROFEEVA. А за публичное оповещение произведений и фонограмм не платят около четырех лет».

Если бы телевидение платило роялти на протяжении четырех лет, украинские и иностранные авторы получили бы около 730 млн грн, говорит Харчишин, ссылаясь на данные о годовом объеме дохода с рекламы всех телеканалов Украины. Первыми из телевизионщиков шаг к соглашению с УААСП сделало «Суспільне» – сейчас продолжаются переговоры, добавляет он.

Ирина Горовая, СЭО лейбла Pomitni. /Григорий Веприк для Forbes Ukraine

Ирина Горовая, СЭО лейбла Pomitni. Фото Григорий Веприк для Forbes Ukraine

Какие деньги принесет УААСП

Международная конфедерация CISAC отчитывается о годовом объеме роялти в мире в $10 млрд в год. Удачным примером распределения вознаграждения Харчишин считает Данию, говорил он профильному СМИ «Детектор медиа». В 2020 году страна с населением 6 млн человек собрала роялти только за использование авторских прав на около €256 млн. Польша собирает около €100 млн, Германия – около €1 млрд в год, говорит Харчишин.

В Украине в 2018 году сумма средств, собранных за использование авторских прав, составила около 60 млн грн, говорил Харчишин «Детектору». Примерно столько же, по словам Харчишина, должны собрать и за использование смежных прав. Какие суммы со 120 млн грн дошли до правообладателей? «Как распределялись собранные средства когда-то – одному Богу известно», – говорит Андрейко из ТРК «Люкс». Сколько теперь будут получать авторы, будет понятно в начале 2024 года, говорит юрист лейбла Pomitni Александр Скрынник.

Лейбл Papa music, который, в частности, представляет Мишу Крупина и Enleo, собирает роялти через издателя Best music. За квартал шесть артистов, часть которых авторы, получают до 100 000 грн, говорит продюсер Papa music Алексей Голубев. «Это статья дохода, на которую мы не обращаем внимания, – добавляет он. – Шоу есть, бизнеса немного».

Рассчитывая сумму роялти, каждая станция будет определять процентное соотношение к каталогу организации коллективного управления и доходу радиостанции, говорит маркетинг-директор TAVR Mediа Оксана Шавель. Доход в условиях войны спрогнозировать практически невозможно, добавляет она.

Что касается размеров роялти, нужен компромисс, говорит Андрейко. «Музыкальная индустрия нуждается в деньгах на развитие, а то и на выживание, – говорит гендиректор ТРК «Люкс». – Но из-за обвала рекламного рынка платить много не готов никто». В 2022-м рынок рекламы на радио упал на 61% – до 333 млн грн, свидетельствуют данные ВРК.

Телевидение должно платить 1,5–2,4% от ежеквартального дохода, радио – 2–3%, кабельные радио и телевидение – 5%, говорится в утвержденных на общем собрании организации тарифах УААСП. В 2022-м рекламный рынок телевидения обвалился на 81% – с 13,6 млрд грн до 2,6 млрд грн, говорится в исследовании Всеукраинской рекламной коалиции (ВРК). В 2023-м он вырастет до 3,8 млрд грн, свидетельствует предварительная оценка ВРК. Прогноз объема рынка рекламы на радио в 2023-м – 555 млн грн.

Ожидание 555 млн грн Андрейко считает слишком оптимистичным. Его оценка – 400–430 млн грн. «Если авторское вознаграждение – 2%, значит, 11 млн грн со всего рынка радио», – констатирует он.

Как будут распределяться средства? Харчишин объясняет: если заведение, где украинская и зарубежная музыка звучали одинаково часто, уплатило УААСП 1000 грн, то 500 грн распределяют между иностранными ОКУ (за минусом комиссии УААСП), остальные 500 грн – между украинскими авторами. Доля автора от общей суммы зависит от частоты, с которой использовали его песню.

Когда у индустрии нет денег, нет самой индустрии – поэтому сборы «авторских» очень усилят сферу, убеждена Горовая.

«Если автор будет иметь роялти, он будет хотеть творить, – говорит Харчишин. – Деньги с концертной деятельности музыканты тратят на жизнь, роялти – на креатив. У «Другої Ріки» так было всегда».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине