Олег Псюк (Kalush), Владимир Самолюк (Skofka) и Alyona Alyona /Коллаж Анна Наконечная
Категория
Жизнь
Дата

«Шо ви браття». Украинский рэп вытеснил из рейтингов российский. Сколько зарабатывают артисты на этом буме

5 хв читання

Олег Псюк (Kalush), Владимир Самолюк (Skofka) и Alyona Alyona Фото Коллаж Анна Наконечная

Полномасштабная война сделала сильный запрос на украинское. Он и вывел украиноязычный рэп на топовые позиции в Apple Music, Spotify и YouTube Music. Как этот жанр оказался в фокусе, а внимание слушателей изменило доходы исполнителей.

6 жовтня. Онлайн-конференція Forbes «Без рожевих окулярів»

6 жовтня. Онлайн-конференція Forbes «Без рожевих окулярів»

Що ви дізнаєтесь: Правила розвитку бізнесу в умовах абсолютної невизначеності; Як отримати в клієнти й співпрацювати з Міноборони – найбільшим замовником у країні; Як «воєнні» інновації можуть допомогти вашому бізнесу; 2023-й у цифрах від Мінфіну й НБУ.

Квитки на конференцію за посиланням

20 спікерів: Олексій Резніков, Сергій Марченко, Михайло Федоров, Олександр Конотопський, Алекс Ліссітса, Сергій Ніколайчук, Юлія Бадрітдінова, Тарас Чмут та інші.

Коли: 6 жовтня, з 10:00 до 16:00

«Я начинал во времена, когда реп-куски вырезали из радиоэфиров, чтобы не раздражать украинскую публику: почему он что-то бубнит, а не поет», – вспоминает продюсер Алексей Потапенко, он же выходец из хип-хопа Потап.

Профессиональная рэп-сцена в Украине создавалась в начале 90-х с харьковской группы «Танок на майдані Конґо» и ровенского «Вхід у змінному взутті». С тех пор развивалась всплесками: небольшой бум в 2000-е и новые всплески в 2019-м. Alyona Alyona дала толчок рэпу, как когда-то Alina Pash, Yarmak и его «Стольный Град», говорит главный редактор Rap.ua Михаил Правильный. Алена Савраненко (Alyona Alyona) и Алина Паш – участницы первого списка украинского Forbes «30 до 30».

Но до вторжения в Украину слушали преимущественно российских исполнителей. За неделю до 24 февраля в первой десятке YouTube-чарта были Miyagi & Andy Panda, «Скриптонит», GAYAZOV$BROTHER$. Из украинских представителей – только Kalush Orchestra.

Спустя почти семь месяцев полномасштабной войны рейтинги украинских стримингов выглядят совсем по-другому. В топ-10 треков на YouTube Music – пять песен украинских рэперов Skofka, Kalush, Yarmak и qatoshi.

С 24 февраля группа Kalush Orchestra не теряла лидерских позиций в YouTube-чартах в течение 52 недель, подсчитала ресурс texty.org.ua. Треки исполнителя Skofka на стримингах слушают втрое чаще, говорит Иван Клименко – основатель лейбла Enko, под зонтиком которого работают, в частности, Skofka, Kalush Orchestra и alyona alyona.

Как украинский рэп переживает свой бум, с какими вызовами борется и какие деньги приносит артистам.

«Шо ви браття». Украинский рэп вытеснил из рейтингов российский. Сколько зарабатывают артисты на этом буме /Фото 1

Инфографика: Texty.org.ua

Путь к популярности

Украинский рэп существовал и в 2010-х, и в 2000-х, но ему не уделяли достаточного внимания, говорит фронтмен Kalush Orchestra Олег Псюк. Внимание перетягивали российские исполнители. «До 24 февраля российские рэперы на концертах собирали в Украине по 10 000 человек, – вспоминает Клименко. – Максимум для украинского рэп-артиста на сольном концерте – 5000–7000 зрителей. Их собирал Yarmak».

До вторжения украинские рэперы в основном писали треки на русском языке. Было убеждение: это путь к большому рынку и деньгам. «После перехода на украинский язык исполнители удивились, что в Украине их ждут гораздо больше: количество подписчиков растет, музыка попадает в чарты, появилось роялти», – констатирует Клименко.

Популярность рэпа в Украине – еще и эхо мировых тенденций. За последние пять лет он постоянно набирает обороты – собирает награды на Grammy и занимает места в чартах Billboard. К примеру, альбом Канье Веста Donda за первый день после выпуска стал самым прослушиваемым в Spotify. Альбом исполнителя в десятый раз возглавил чарт Billboard 200, передает Billboard.

Кого из украинских исполнителей слушают больше всего? Пока лидеры – артисты лейбла enko, работающие на стыке поп-культуры и рэпа. Их исполнители из андеграунда рэперами называть не спешат. «В их творчестве из рэпа остался только речитатив, – говорит главред Rap.ua Михаил Правильный. – Но это не значит, что они производят некачественный продукт. Их критикуют, потому что когда человек из андеграунда выбирает для себя путь мейнстрима, это всегда вызывает непонимание». К примеру, песню – победительницу Евровидения-2022 Stefania от Kalush Orchestra послушали на стриминге Spotify 37 млн раз. А солист Kalush Олег Псюк – участник списка украинского Forbes «30 до 30» 2021 года.

«Шо ви браття». Украинский рэп вытеснил из рейтингов российский. Сколько зарабатывают артисты на этом буме /Фото 2

Самые популярные треки украинских рэп-исполнителей в Spotify

Среди других известных исполнителей Псюк называет alyona alyona, Skofka, OTOY, «Белый Бо», «Шершень», DYKTOR, «Дядя Вова», VovaZiLvova,Yarmak, Freel. Сотни тысяч или миллионы прослушиваний на стримингах собирают «Палиндром», «Гоня», Alina Pash, Krechet.

Кто и сколько зарабатывает на украинском рэпе

В 2019-м рэперами с самым большим годовым доходом были Канье Вест, Jay-Z и Дрейк. Они заработали по $150 млн, $81 млн и $75 млн, свидетельствуют данные Statista. На украинской музыкальной сцене миллионы получают только поп-артисты. «У нас есть исполнители с доходом $25 000–50 000 за выступление, – говорит Потап. – Сумма за корпоратив может быть больше».

До вторжения украинские рэперы больше всего зарабатывали на концертах. Два года назад артист лейбла enko за один концерт получал от $1000 до $10 000. С войной концертная деятельность просела. «До войны Kalush Orchestra давали до 30 концертов в месяц, – констатирует Клименко. – Сейчас – десять, и часть из них благотворительные».

Участники списка Forbes «30 до 30», группа «Курган и Агрегат», сугубо реперами себя не считают, но работают в этом жанре. С концерта на 200–300 зрителей до войны зарабатывали 30 000–37 000 грн, которые делили на пятерых из команды, говорит участник группы Амиль Насиров. За три-четыре выступления в месяц исполнители получали среднюю зарплату.

На чем еще зарабатывали рэперы до вторжения? Артисту лейбла enko годовое сотрудничество с брендом могло принести несколько десятков тысяч долларов, а роялти со стриминг-площадок – максимум $1000 в месяц.

Рэп-музыканты не могут заработать на стриминг-платформах, поскольку в Украине ими пользуется менее 5% жителей, считает Правильный из Rap.ua. «Если бы четверть страны была подписана на Spotify, тогда исполнители имели бы аудиторию, деньги на базовые потребности и музыку».

В Украине нет ни одного офиса мейджор-лейблов Sony Music Entertainment, Universal Music Group или Warner Music Group, говорит Клименко из лейбла enko. Сотрудничество с ними позволяет артистам распространять свои треки на Apple Music или Spotify и получать роялти от прослушиваний. Ранее артисты работали с офисами мейджор-леблов в России, теперь сосредоточились на польских, добавляет он.

Но постепенно стриминги приносят все больше доходов. К примеру, автор трека «Шо ви браття» Jockii Druce за первый месяц на Spotify и Apple Music получил $2500, рассказал сам исполнитель в интервью Bird in flight. «Сейчас со стримингов получаем больше, но не так, как в Польше, – говорит Клименко из лейбла enko. – Там артист, еще не входящий в топ-20, может иметь €10 000 в месяц». Из 1 млн прослушиваний на стримингах в месяц можно заработать $200–300, добавляет OTOY.

Jockii Druce «Шо ви браття»

На корпоративы рэперов зовут нечасто. Раз в месяц – уже классно, говорит Амиль Насиров из «Курган и Агрегат». На них до вторжения группа зарабатывала по $2000 за выступление. Выступление рэпера OTOY на 45 минут в среднем обошлось бы в $1000. Кто готов платить за рэп? ІТ-работники до 25 лет, любящие такую музыку и исполнителя, которого зовут.

Большинство рэп-исполнителей не могут зарабатывать лишь музыкой. Наверное, только 5% всех украинских рэперов зарабатывают более $1000, говорит OTOY. «Сейчас у меня впервые есть надежда, что через три-пять лет рэп-исполнитель достаточного уровня сможет зарабатывать деньги исключительно творчеством», – добавляет Правильный.

Начинается битва за качество, убежден Клименко. До вторжения украинские рэперы внутри страны конкурировали с поп-исполнителями, а на международной арене – с россиянами. Сейчас сразятся за слушателя между собой, говорит основатель лейбла enko. «Если артист без лейбла и команды может зарабатывать несколько тысяч долларов в месяц на роялти, как Jockii Druce, это создает большую конкуренцию».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд