Прошлой зимой Житомир практически избежал отключений света. К следующей зиме город подходит еще более подготовленным. На форуме Forbes – «Энергия бизнеса» мэр Житомира Сергей Сухомлин поделился рецептом, как построить защищенный от блэкаутов город
🎬 YouTube-проєкт Forbes Next про майбутніх зірок українського бізнесу. Новий випуск про школу програмування GoIT. Як вона будує мільярдну компанію на світчерах 👉 Дивіться за цим лінком
Как Житомир становится энергонезависимым
Наша цель – полностью энергонезависимый Житомир. В 2021 году мы утвердили план, как это сделать в среднесрочной перспективе.
Однако эта работа началась задолго до этого. С 2014-го потребление газа по Житомиру упало почти вдвое, до 47 млн кубометров газа. Как? К примеру, путем модернизации оборудования. Большинство городов декларируют потери в тепловых сетях на уровне 20-28%. У нас этот показатель – 4%.
В 2018 году Житомир первым в Украине перевел наружное освещение на светодиодные лампы. В прошлую зиму потребление всей системы освещения Житомира составило 360 кВт. Это мизер.
Также вкладываемся в другие источники. У нас работает ТЭЦ на альтернативном топливе. Разработали проект строительства солнечной электростанции для нужд водоканала. Эта СЭС на 2,8 МВт закроет 50% потребностей водоканала. 1 МВт нам подарил германский благотворительный фонд. На свои средства покупаем 1,8 МВт. Стоимость – около $1,3 млн. В ближайшее время утвердим финансирование. Также мы получили два газопоршневых генератора, которые на 40% покроют потребности в электроэнергии теплокоммунэнерго.
Потребность времени – закупаем пикапы, чтобы обеспечить наши энергообъекты силами ПВО. Это позволит удвоить количество расчетов противовоздушной обороны.
Как минувшей зимой Житомир избежал длительных отключений
Прошлой зимой у нас почти не было отключений. Житомир не получал больше энергии, чем другие города. Однако нам удалось существенно снизить базовый уровень потребления. Мы собрали бизнес и обсудили, как быть в этой ситуации. Некоторые крупные предприятия перешли на работу в субботу и воскресенье, а также на работу в ночные смены, когда общее потребление меньше. Были разработаны недельные графики, когда предприятия работают.
Однако оставалась проблема вечерних и утренних пиков потребления, когда электроэнергии не хватало. Чтобы выйти из этой ситуации, мы на несколько часов отключали часть тепловых котлов и водонапорных насосов, а также частично останавливали электротранспорт. Это никак не влияло ни на водоснабжение, ни на отопление. Однако позволяло сэкономить 9-12 МВт и избежать отключений.
Это огромная и кропотливая работа. Но благодаря этому стоимость аренды в Житомире выросла в 2 раза и найти свободную квартиру очень сложно. К нам переехало много людей из других регионов.
О необходимости строительства мусоросжигательного завода
В Украине большой потенциал в сфере переработки и сжигания мусора. Мы уже разработали ТЭО мусоросжигательного завода вместе с финской компанией. Строительство завода займет два года. Этот завод будет производить электроэнергию и тепло. Благодаря заводу мы сэкономим около 20 млн кубометров газа, то есть половину от текущего потребления Житомира.
Стоимость такого завода – €50 млн. Сейчас активно ищем финансирование. Около 30% стоимости – это системы очищения, которые делают его безопасным для экологии. Окупаемость проекта – 6-7 лет.
Могу с уверенностью сказать, что каждый большой город с населением более 200 000 человек может на 30% обеспечить себя теплом и электроэнергией благодаря сжиганию мусора.
Также с болгарской компанией сейчас работаем над установкой газотурбинной станции на 20 МВт тепла и электричества. Мы предлагаем этой компании гарантированный выкуп этой энергии, поэтому им выгодно вкладывать свои деньги.
Почему другие города отстают от Житомира?
Мне лично очень интересна тема энергосбережения, возобновляемой энергетики. Я этим живу и в этом разбираюсь. Почему многие мэры этим не занимаются? Потому что ремонт парков или дорог намного проще и дешевле, а избиратель сразу видит результат.
В Житомире не самые лучшие дороги. Я людям честно говорю: мы будем пять лет делать сети, а уже потом – дороги. В прошлом году немного начали ремонтировать дороги.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.