Конструкторы света. Житомирский производитель экранов ЕКТА продает свои технологии уже 30 лет. Почему компании постоянно приходится отбиваться от угроз из Китая /Фото Александр Чекменев
Категория
Компании
Дата

Конструкторы света. Житомирский производитель экранов ЕКТА продает свои технологии уже 30 лет. Почему компании постоянно приходится отбиваться от угроз из Китая

Игорь Пастух, основатель ЕКТА. Фото Александр Чекменев

С репортером Forbes основатель ЕКТА Игорь Пастух, 66, встречается на столичной Шулявке. Внутри невзрачного здания – видеостудия OneLocation, в которой размещены 350 м кв светодиодных экранов на 24 млн пикселей. В похожем LED-кубе Джон Фавро снимал «Мандалорца».

Чтобы оборудовать такую студию с нуля, пришлось бы потратить, по оценке Пастуха, несколько миллионов долларов. ЕКТА уложилась в $75 000. Самую дорогую часть, большие модульные экраны, компания производит, продает и сдает в аренду почти три десятилетия.

Плазма, выставки, светодиоды

Родина ЕКТА (и Сергея Павловича Королева, подчеркивает Пастух) – Житомир. Там ее производство и R&D-центр, где работает 90% инженеров компании.

Уроженец Бердичева, Пастух закончил Харьковский институт радиоэлектроники. Независимость Украины встретил на посту главного конструктора житомирского завода «Промавтоматика», который среди прочего выпускал экраны диспетчерских щитов для электронной промышленности и энергетики.

В рыночную экономику завод не вписывался. «Правила, методы, стиль управления большим предприятием неповоротливы, ограничивают в развитии технической, инженерной мысли, – рассказывает Пастух. – Я страдал». В начале 1992-го он не выдержал. Собрал десяток таких же увлеченных инженеров, чтобы разрабатывать экраны самостоятельно. С названием компании не мудрили, совместили «екран» и «табло». «Потом оказалось, что на каком-то индийском наречии это символ объединения», – радуется он.

Заказы на экраны для промышленности, армии, энергетики нашлись практически сразу – помогли обширные связи. Но рынком СНГ Пастух ограничиваться не захотел. Он начал искать заказчиков и партнеров на выставках электроники во Франции, Италии, Германии. «Пока «красные директора» ходили по магазинам, мы изучали ситуацию», – вспоминает он.

Своего производства у ЕКТА не было – выкупить и переоборудовать один из бывших корпусов «Промавтоматики» компания решилась только в 2005-м. До этого часть работ заказывали у родного завода, часть – у других предприятий. Так собирали экраны для клиентов из Италии, Кувейта, Японии. 

Инженеры работали в спартанских условиях: отопления в арендованных кабинетах не было, зимой ходили в фуфайках и валенках. Ради чего? «У нас глаза горели, мы знали, что наша техника самая лучшая», – утверждает Пастух.

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Коньком ЕКТА в 1990-е были плазменные панели. Каждый пиксель в таком экране – это заполненная газом ячейка, через которую проходят электрические разряды. Для павильонов всемирной выставки Expo-2000 в Ганновере компания сделала 19 движущихся плазменных панелей. Этот проект стал прощальным аккордом: ЕКТА начала переход на более современную технологию – завязала контакты с японским производителем светодиодов Nichia и переключилась на LED-экраны.

Вынужденная трансформация

Проекты ЕКТА можно увидеть на киевском Доме Профсоюзов и в сессионном зале Верховной Рады. В команде – сотня сотрудников, треть из них отвечает за R&D. «Года до 2010-го они в Украине были самые активные», – описывает конкурентов CEO украинского производителя светодиодных экранов Flylights Дмитрий Вирыч.

Куда компания делась с радаров? Сменила приоритеты, отвечает сын основателя Александр Пастух, 40. Вместе с отцом он владеет долями во всех ключевых бизнесах ЕКТА. Мировой центр производства LED-экранов переместился в Китай. Конкурировать со сборочным цехом планеты – себе дороже. EKTA сделала ставку на персонализированные решения под конкретного заказчика, говорит Пастух-младший.

Пример проектного подхода – 4К-экран с диагональю 5,6 м для IT-компании MacPaw. Заказчик тщательно выбирал исполнителя, менеджеры побывали на производстве в Житомире. «Получилась хорошая синергия, – говорит проектный менеджер MacPaw Space Надя Колесникова, – ЕКТА, как и MacPaw, ставит во главу качество».

Руслан Вдовенко, CEO ЕКТА. /Фото Александр Чекменев

Руслан Вдовенко, CEO ЕКТА. Фото Александр Чекменев

Трансформация в проектный бизнес растянулась на несколько лет. Сегодня главная гордость ЕКТА – собственная разработка контроллеров, или систем управления экраном. Эта технология помогает выигрывать тендеры R&D-центров BMW, Mercedes, Porsche, утверждает CEO компании Руслан Вдовенко.

На пике выручка компании превышала $10 млн в год. В 2021-м не наберется и половины, говорит Пастух, который не раскрывает выручку ЕКТА. Бизнес компании структурирован через несколько фирм в Украине и Германии. Суммарная выручка трех украинских фирм, контролируемых Пастухом (ЕКТА-ПРОМ, Platforma, Optivision), составила в 2020 году 109 млн грн. 70% дохода приносит производство и установка экранных систем. Остальное – сдача экранов в аренду, светодиодное освещение, реклама и другие направления.

Не последний кризис

В 2020-м угроза снова пришла из Китая. Из-за пандемии и локдаунов немецкие автоконцерны перестали заказывать установку экранов, а устроители мероприятий – брать экраны в аренду. Прокатное направление, которое ЕКТА развивала с середины 1990-х, принесло компании в 2020 году 12 млн грн убытка.

Чтобы парк экранов на 2000 м кв не простаивал без дела, часть из них использовали для сборки One Location. 10-часовая съемка в студии обойдется заказчику 120 000 грн. Для сравнения: павильон с хромакеем обойдется $400 в сутки. Но режиссер Василий Москаленко все равно снял треть супергеройской комедии Apple Man с бюджетом $1 млн на площадке ЕКТА. Почему он выбрал не бюджетный вариант, а заплатил в десять раз больше?

На студии получаются готовые кадры с реалистичными бликами и отражениями. «А после хромакея – полуфабрикат, которому нужна доработка», – объясняет Москаленко. Обработка 30-секундного ролика в Украине обойдется в 80000-150000 грн, в Европе – минимум в €50 000, говорит исполнительный продюсер студии Family Production Анастасия Буковская. Существенной экономии по сравнению с LED-кубом не выйдет, а разницу съест подготовка фоновых изображений.

LED-куб от ЕКТА. /Фото Александр Чекменев

LED-куб от ЕКТА. Фото Александр Чекменев

One Location загружена на 50%, ее облюбовали для съемок рекламы, телепрограмм и трансляций ивентов вроде Одесского кинофестиваля. Выход на окупаемость, по подсчетам Александра Пастуха, займет год-два. В дальнейшем можно будет создавать такие студии на заказ. Но спасение прокатного бизнеса – не единственная головная боль ЕКТА.

Пандемия вызывала стремительную диджитализацию всего и вся и как следствие – дефицит микрочипов. Полупроводниковые фабрики не поспевают за спросом, который в начале 2021 года, по оценке J.P. Morgan, превышал предложение на 10-30%. В августе один из крупнейших мировых производителей тайваньская TSMC повысила цены на 10-20%.

«Мы вынуждены покупать компоненты по завышенным ценам, бороться за поставки и переводить часть устройств на новых поставщиков», – констатирует CEO Ajax Systems Александр Конотопский. Стартап Petcube, который производит гаджеты для животных, тоже ищет альтернативных поставщиков и увеличили сроки поставок до 45 дней, говорит CTO Александр Нескин. Держать осаду обе компании приготовились минимум до второй половины 2022-го.

Экраны EKTA в Ocean Plaza в Киеве.

Экраны EKTA в Ocean Plaza в Киеве.

Предыдущий слайд
Следующий слайд

У ЕКТА столько времени нет. В декабре 2021-го нужно сдать проект в Германии, а заказанные микросхемы вместо обычных четырех-шести недель Intel обещает изготовить за несколько месяцев. Где выход? Покупать по $270 чипы, которые раньше стоили $7, приводит пример Вдовенко.

«Это четвертый кризис в нашей истории, мы к этому относимся спокойно», – говорит Игорь Пастух. Пять лет назад он увлекся триатлоном. На стене в его киевском офисе десятки медалей, две из них – за полный Iron Man. Чтобы получить такую награду, нужно проплыть 3,8 км, проехать 180,2 км на велосипеде и пробежать марафон. «Это очень похоже на обстоятельное ведение бизнеса», – говорит он. Сходить с дистанции он не собирается.

Примечание. В предыдущей версии статьи было ошибочно указано, что проекты ЕКТА можно увидеть на фасаде ТРЦ Ocean Plaza, на самом деле экраны компании были установлены там с 2012 до 2019 года.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Топ-100 частных компаний | Лучшие города для бизнеса