С репортером Forbes основатель ЕКТА Игорь Пастух, 66, встречается на столичной Шулявке. Внутри невзрачного здания – видеостудия OneLocation, в которой размещены 350 м кв светодиодных экранов на 24 млн пикселей. В похожем LED-кубе Джон Фавро снимал «Мандалорца».
Чтобы оборудовать такую студию с нуля, пришлось бы потратить, по оценке Пастуха, несколько миллионов долларов. ЕКТА уложилась в $75 000. Самую дорогую часть, большие модульные экраны, компания производит, продает и сдает в аренду почти три десятилетия.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Плазма, выставки, светодиоды
Родина ЕКТА (и Сергея Павловича Королева, подчеркивает Пастух) – Житомир. Там ее производство и R&D-центр, где работает 90% инженеров компании.
Уроженец Бердичева, Пастух закончил Харьковский институт радиоэлектроники. Независимость Украины встретил на посту главного конструктора житомирского завода «Промавтоматика», который среди прочего выпускал экраны диспетчерских щитов для электронной промышленности и энергетики.
В рыночную экономику завод не вписывался. «Правила, методы, стиль управления большим предприятием неповоротливы, ограничивают в развитии технической, инженерной мысли, – рассказывает Пастух. – Я страдал». В начале 1992-го он не выдержал. Собрал десяток таких же увлеченных инженеров, чтобы разрабатывать экраны самостоятельно. С названием компании не мудрили, совместили «екран» и «табло». «Потом оказалось, что на каком-то индийском наречии это символ объединения», – радуется он.
Заказы на экраны для промышленности, армии, энергетики нашлись практически сразу – помогли обширные связи. Но рынком СНГ Пастух ограничиваться не захотел. Он начал искать заказчиков и партнеров на выставках электроники во Франции, Италии, Германии. «Пока «красные директора» ходили по магазинам, мы изучали ситуацию», – вспоминает он.
Своего производства у ЕКТА не было – выкупить и переоборудовать один из бывших корпусов «Промавтоматики» компания решилась только в 2005-м. До этого часть работ заказывали у родного завода, часть – у других предприятий. Так собирали экраны для клиентов из Италии, Кувейта, Японии.
Инженеры работали в спартанских условиях: отопления в арендованных кабинетах не было, зимой ходили в фуфайках и валенках. Ради чего? «У нас глаза горели, мы знали, что наша техника самая лучшая», – утверждает Пастух.
Коньком ЕКТА в 1990-е были плазменные панели. Каждый пиксель в таком экране – это заполненная газом ячейка, через которую проходят электрические разряды. Для павильонов всемирной выставки Expo-2000 в Ганновере компания сделала 19 движущихся плазменных панелей. Этот проект стал прощальным аккордом: ЕКТА начала переход на более современную технологию – завязала контакты с японским производителем светодиодов Nichia и переключилась на LED-экраны.
Вынужденная трансформация
Проекты ЕКТА можно увидеть на киевском Доме Профсоюзов и в сессионном зале Верховной Рады. В команде – сотня сотрудников, треть из них отвечает за R&D. «Года до 2010-го они в Украине были самые активные», – описывает конкурентов CEO украинского производителя светодиодных экранов Flylights Дмитрий Вирыч.
Куда компания делась с радаров? Сменила приоритеты, отвечает сын основателя Александр Пастух, 40. Вместе с отцом он владеет долями во всех ключевых бизнесах ЕКТА. Мировой центр производства LED-экранов переместился в Китай. Конкурировать со сборочным цехом планеты – себе дороже. EKTA сделала ставку на персонализированные решения под конкретного заказчика, говорит Пастух-младший.
Пример проектного подхода – 4К-экран с диагональю 5,6 м для IT-компании MacPaw. Заказчик тщательно выбирал исполнителя, менеджеры побывали на производстве в Житомире. «Получилась хорошая синергия, – говорит проектный менеджер MacPaw Space Надя Колесникова, – ЕКТА, как и MacPaw, ставит во главу качество».
Трансформация в проектный бизнес растянулась на несколько лет. Сегодня главная гордость ЕКТА – собственная разработка контроллеров, или систем управления экраном. Эта технология помогает выигрывать тендеры R&D-центров BMW, Mercedes, Porsche, утверждает CEO компании Руслан Вдовенко.
На пике выручка компании превышала $10 млн в год. В 2021-м не наберется и половины, говорит Пастух, который не раскрывает выручку ЕКТА. Бизнес компании структурирован через несколько фирм в Украине и Германии. Суммарная выручка трех украинских фирм, контролируемых Пастухом (ЕКТА-ПРОМ, Platforma, Optivision), составила в 2020 году 109 млн грн. 70% дохода приносит производство и установка экранных систем. Остальное – сдача экранов в аренду, светодиодное освещение, реклама и другие направления.
Не последний кризис
В 2020-м угроза снова пришла из Китая. Из-за пандемии и локдаунов немецкие автоконцерны перестали заказывать установку экранов, а устроители мероприятий – брать экраны в аренду. Прокатное направление, которое ЕКТА развивала с середины 1990-х, принесло компании в 2020 году 12 млн грн убытка.
Чтобы парк экранов на 2000 м кв не простаивал без дела, часть из них использовали для сборки One Location. 10-часовая съемка в студии обойдется заказчику 120 000 грн. Для сравнения: павильон с хромакеем обойдется $400 в сутки. Но режиссер Василий Москаленко все равно снял треть супергеройской комедии Apple Man с бюджетом $1 млн на площадке ЕКТА. Почему он выбрал не бюджетный вариант, а заплатил в десять раз больше?
На студии получаются готовые кадры с реалистичными бликами и отражениями. «А после хромакея – полуфабрикат, которому нужна доработка», – объясняет Москаленко. Обработка 30-секундного ролика в Украине обойдется в 80000-150000 грн, в Европе – минимум в €50 000, говорит исполнительный продюсер студии Family Production Анастасия Буковская. Существенной экономии по сравнению с LED-кубом не выйдет, а разницу съест подготовка фоновых изображений.
One Location загружена на 50%, ее облюбовали для съемок рекламы, телепрограмм и трансляций ивентов вроде Одесского кинофестиваля. Выход на окупаемость, по подсчетам Александра Пастуха, займет год-два. В дальнейшем можно будет создавать такие студии на заказ. Но спасение прокатного бизнеса – не единственная головная боль ЕКТА.
Пандемия вызывала стремительную диджитализацию всего и вся и как следствие – дефицит микрочипов. Полупроводниковые фабрики не поспевают за спросом, который в начале 2021 года, по оценке J.P. Morgan, превышал предложение на 10-30%. В августе один из крупнейших мировых производителей тайваньская TSMC повысила цены на 10-20%.
«Мы вынуждены покупать компоненты по завышенным ценам, бороться за поставки и переводить часть устройств на новых поставщиков», – констатирует CEO Ajax Systems Александр Конотопский. Стартап Petcube, который производит гаджеты для животных, тоже ищет альтернативных поставщиков и увеличили сроки поставок до 45 дней, говорит CTO Александр Нескин. Держать осаду обе компании приготовились минимум до второй половины 2022-го.
У ЕКТА столько времени нет. В декабре 2021-го нужно сдать проект в Германии, а заказанные микросхемы вместо обычных четырех-шести недель Intel обещает изготовить за несколько месяцев. Где выход? Покупать по $270 чипы, которые раньше стоили $7, приводит пример Вдовенко.
«Это четвертый кризис в нашей истории, мы к этому относимся спокойно», – говорит Игорь Пастух. Пять лет назад он увлекся триатлоном. На стене в его киевском офисе десятки медалей, две из них – за полный Iron Man. Чтобы получить такую награду, нужно проплыть 3,8 км, проехать 180,2 км на велосипеде и пробежать марафон. «Это очень похоже на обстоятельное ведение бизнеса», – говорит он. Сходить с дистанции он не собирается.
Примечание. В предыдущей версии статьи было ошибочно указано, что проекты ЕКТА можно увидеть на фасаде ТРЦ Ocean Plaza, на самом деле экраны компании были установлены там с 2012 до 2019 года.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.