Украинские водители фур смогут ездить в ЕС без спецразрешений до конца 2025 года. Но впервые за три года в соглашении о транспортном безвизе между Украиной и ЕС появились пункты о санкциях для перевозчиков и возможность приостановки его действия. В прошлом году этого требовали европейские перевозчики, которые неоднократно блокировали границу с Украиной. На какие еще компромиссы пришлось пойти во избежание повторения блокад и для сохранения экспорта?
20 июня Европейский Союз и Украина согласовали продление соглашения, известного как транспортный безвиз на год с возможностью автоматической пролонгации до конца 2025 года. Впервые подписанное в июне 2022-го соглашение отменяет необходимость получения украинскими перевозчиками разрешений для въезда в страны ЕС. Это спасло экспорт украинской продукции в начале вторжения РФ и тотальной блокады морских портов. Ранее каждая страна ЕС ограничивала украинских перевозчиков квотами.
С начала действия соглашения экспорт автомобильным транспортом в ЕС увеличился примерно на две трети по объему грузов и на треть – по стоимости.
Но соглашение неоднократно подвергалось критике от перевозчиков ЕС. С осени 2023 года его требовали отменить польские перевозчики, периодически блокировавшие границу с Украиной.
Блокады украинской границы и заявления Польши, поддержанные Венгрией и Словакией, вынудили изменить соглашение, говорит заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Сергей Деркач. «Перед подписанием соглашения в третий раз в него пришлось внести шесть важных изменений», – отмечает он.
Что это за изменения и как они скажутся на украинской экономике?
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.