Октябрь – старт пикового сезона товарообмена между Украиной и ЕС. И именно сейчас на пограничных пунктах пропуска (ПП) происходит катастрофа. Особенно на границе с Польшей. Но на этот раз их полноценную работу приостановили не протесты польских фермеров, а ремонтные работы. Период ожидания грузовиков на пересечение границы стартует от шести дней и может занять до 15. Как это повлияет на цены на грузовые перевозки, украинских экспортеров и репутацию Украины? Рассказывает Александр Кирилюк, операционный директор группы логистических компаний ZAMMLER
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Early bird квитки вже у продажі — спеціальна пропозиція діє до 19 січня включно. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
Традиционно наиболее загруженные ПП на границе с Польшей – «Краковец – Корчева», «Рава-Русская – Хребенное», «Шегини – Медика», «Ягодин – Дорогуск» и даже «Устилуг – Зосин», где курсируют пустые крупнотоннажные грузовики. На каждом из них в очереди стоят от 500 до 1500 машин, согласно данным электронной системы «єЧерга». Чтобы вывезти из Украины растительное масло, корма для животных, табак и другие агропродукты животного и растительного происхождения, придется стоять в отдельной очереди более двух недель.
По шесть–семь дней ожидают грузовики и на границе со Словакией и Венгрией. Несколько лучше ситуация только на румынской границе – до четырех дней.
Сезонный пик и ремонты одновременно
Самый большой товарообмен между Украиной и ЕС всегда начинается в октябре. Другой возможности импорта из ЕС, кроме авто- и ограниченных железнодорожных перевозок, нет. Польша стала для украинских товаров основными воротами в ЕС, на границе с этой страной пунктов пропуска больше всего. Но они и наиболее загружены.
Причиной очередей стал не только высокий сезон, но и ремонты почти всех ПП. О развитии инфраструктуры речь не идет, это текущая реконструкция. На ПП «Дорогуск» устанавливают новые весы, на ПП «Шегини» меняют покрытие двух автополос, что является половиной мощностей этого пункта. Это все ограничивает движение.
То есть накладываются два фактора. Первый – это сезонность, когда у клиентов больший запрос на перевозку и больше автомобилей отправляются в рейсы. А второй – меньшая пропускная способность ПП.
Ситуация только усугубляется.
На 4 октября за сутки через пункт «Ягодин – Дорогуск» выехало 415 грузовиков, согласно данным Государственной службы по безопасности на транспорте (ГСБТ). Заявленная же пропускная способность этого ПП – 650 грузовиков. Через ПП «Краковец – Корчева» – 248 грузовиков при возможности в 400. На этих пунктах пропуска ремонтируют автополосы. Соответственно, пропускная способность уменьшается вдвое.
ПП «Нижанковичи – Мальховице» с 1 октября вообще не работает. Через него пропускали исключительно пустые грузовики, по 100–200 ежедневно. Сейчас они едут на другие ПП и создают дополнительную нагрузку. Этот пункт не будет работать до конца года, пока будут строить новый.
Ремонтировать ПП именно сейчас не самое лучшее решение. Логистика – дело сезонное, высокий сезон продлится до конца декабря. Ответственные за этот шаг наверняка не анализировали рынок грузовых перевозок.
Ситуацию усложняют и сбои в системе таможни, в основном с польской стороны. Технические проблемы могут занять от восьми часов до суток.
Масштаб проблемы и тенденции
Результат очереди на ПП – повышение цен на грузовые перевозки. За последнюю неделю цена перевозок из Польши в Украину выросла на 10–15%. И это не конец. Будет расти и дефицит грузовиков. Если ситуация не изменится, до конца октября грузовики будут стоять в очереди по две–три недели.
При нормальных условиях работы (без протестных блокировок и других осложнений) грузовик выполняет за месяц три кругорейса – на экспорт и импорт. Сейчас – от одного до двух. Если время ожидания будет две недели, один автомобиль сможет только раз съездить в Польшу и вернуться обратно в Украину. Товары своевременно не будут доставлять потребителям ни в ЕС, ни в Украину.
При этом постоянные расходы никто не отменял: лизинг, зарплата водителя, административные расходы и амортизация. Поэтому при двухнедельных очередях цена на грузовые перевозки вырастет по крайней мере вдвое.
Экономический ущерб, потерянные контракты и рынки
Проблемы больше, чем кажется на первый взгляд. Две–три недели ожидания экспорта из Украины – это критическое время для многих сфер. Например, компании, экспортирующие электронику, не могут себе позволить, чтобы от момента загрузки до момента доставки товара проходило столько времени. В этом случае с ними просто не будут сотрудничать.
Нехватка разрешений и блокирование границы негативно влияют и на экономику Украины, и на ожидания от заказчиков. Украинский бизнес даже вынужден переносить производство в страны ЕС, чтобы выполнять свои обязательства. Ведь стабильные доставки из Украины просто невозможно гарантировать. Из-за разрыва цепей поставок предприятия теряют иностранные инвестиции, работают на 20–30% мощности, обеспечивая только украинский рынок.
Действующие очереди на ПП – это не только ущерб здесь и сейчас. В долгосрочной перспективе это стратегические риски и репутационные потери для Украины.
В режиме низкой пропускной способности ПП украинские логисты работают уже много лет. Проблемы на границе были еще до полномасштабного вторжения, даже до подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, когда товаропоток был меньше. В 2022 году все это приобрело неконтролируемые масштабы.
С тех пор ничего не изменилось. Да, были открыты некоторые дополнительные пункты пропуска для пустых грузовых автомобилей. Однако они не вывозили экспорт, а просто ехали за грузом в Европу. За 2,5 года эти пункты так и не переоборудовали для пропуска загруженных автомобилей. А расширение ПП «Краковец» и «Ягодин» не улучшило ситуацию.
Проблема никуда не денется и в будущем, если не подойти к ее решению системно. Речь идет о масштабных и дорогостоящих инфраструктурных проектах – построении новых пунктов пропуска и расширении уже имеющихся.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.