Статус политически значимого лица, или PEP, теперь будет присваиваться действующим и бывшим чиновникам пожизненно. Таково было требование ЕС и МВФ. Что это значит и зачем это нужно? На кого он распространяется? Как к таким клиентам относятся банки? Forbes объясняет все, что нужно знать о старой/новой норме.
17 октября нардепы поддержали законопроект №9269-д, возвращающий пожизненный статус политически значимых лиц (Politically Exposed Persons, PEP) топ-чиновникам, их родственникам и бизнес-партнерам. Это было последним условием начала переговоров о вступлении Украины в ЕС.
Сама норма появилась в украинском законодательстве еще в 2019-м, но в прошлом году нардепы сократили действие статуса PEP до трех лет. Возобновление более жесткой редакции закона вызвало значительную дискуссию. «Как объяснить человеку, который идет на государственную службу или в наблюдательный совет государственной компании, что ему и его близким родственникам до конца жизни подпадать под регулирование PEP?» – написала в Facebook член наблюдательного совета «Укргидроэнерго» и экс-замминистра экономразвития Наталья Никольская.
Подобных комментариев от бывших или действующих должностных лиц и нардепов достаточно много. Новая ли это норма? Что означает статус PEP? Действительно ли он будет действовать пожизненно вне зависимости от срока в должности? Почему ЕС требует этого от Украины? Как именно банки проверяют клиентов с таким статусом?
Forbes объясняет все аспекты законодательства о PEP.
Содержание
1. Как Украина меняла законы о политически значимых лицах
2. Кто из топ-чиновников считается РЕР
3. Почему более жесткий закон о PEP был требованием ЕС и МВФ и можно ли поступить иначе
4. Как статус PEP влияет на жизнь человека
5. Действительно ли усиленная проверка для PEP будет пожизненной
6. Как именно банки проверяют PEP и насколько это жестко
7. Как PEP из Украины будут проверять в Европе
Как Украина меняла законы о политически значимых лицах
Норма о РЕР появилась в украинском законодательстве после того, как Украина приняла большой закон о предотвращении и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Он вступил в силу в 2020-м.
В конце 2022 года парламент внес изменения в документ и ограничил срок действия статуса РЕР на три года после завершения срока полномочий топ-чиновниками. Это произошло во время голосования за законопроект №2736, который гармонизировал принятое в 2020 году законодательство со стандартами Международной группы по противодействию отмыванию грязных денег (FATF), на которые ориентируется большинство стран мира.
Законопроект не касался РЕР, однако уже во время голосования во втором чтении нардеп Григорий Мамка (депутатская группа «Платформа за жизнь и мир», ранее – «Оппозиционная платформа – За жизнь») внес с голоса несколько поправок. Ранее они были отклонены профильным комитетом, но поддержаны большинством нардепов в зале ВР.
Это не в полной мере случайность: отмена ВР пожизненного статуса РЕР действительно поддерживает значительное количество нардепов из-за желания избежать усиленного контроля, говорят четыре нардепа из финансового и антикоррупционного комитетов Рады.
Изменения не отвечали стандартам FATF, также это было требованием для начала переговоров о вступлении Украины в Европейский союз (ЕС) и структурным маяком меморандума о сотрудничестве между Украиной и Международным валютным фондом (МВФ). Украина должна была закрыть этот вопрос еще до конца сентября 2023 года.
Кто из топ-чиновников считается РЕР
«Речь идет не только о действующих, но и о бывших топ-чиновниках», – предупреждает заместитель председателя Антикоррупционного комитета Ярослав Юрчишин. Это около 10 000–15 000 человек, уточнил он в Facebook.
Кто будет иметь пожизненный статус «политически значимого лица»
(Нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст)
В законе указано, что политически значимыми лицами являются физлица, выполняющие «выдающиеся публичные функции». Это:
- президент, премьер-министр, члены Кабмина и их заместители;
- руководители и заместители постоянно действующего вспомогательного органа, созданного президентом (сейчас – Офис президента) и Госуправления делами;
- госслужащие, руководители аппаратов госорганов, не являющиеся госслужащими, должности которых относятся к категории «А»;
- секретарь и заместители секретаря СНБО;
- народные депутаты;
- глава и члены правления НБУ, члены Совета НБУ;
- главы и судьи Конституционного суда, Верховного суда, высших специализированных судов; члены Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей Украины, Квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров;
- генпрокурор, главы СБУ и НАПК, директора НАБУ, ГБУ, БЭБ и их заместители; руководители органов прокуратуры, областных территориальных органов СБУ, главы и судьи апелляционных судов;
- глава и члены Нацсовета по телевидению и радиовещанию, Антимонопольного комитета, Счетной палаты, ЦИК и других государственных коллегиальных органов;
- послы;
- высшие военные должности;
- руководители административных, управленческих или надзорных органов государственных и казенных предприятий или компаний с долей государства более 50%;
- члены руководящих органов политических партий.
Также статус РЕР получают их ближайшие родственники – родители, муж/жена, дети (в том числе усыновленные), зять/невестка.
Еще одна категория – связанные лица, имеющие общее с РЕР (или созданное для его выгоды) бенефициарное владение юридическим лицом, трастом и т.п., а также имеющие любые другие тесные деловые связи с РЕР.
Почему более жесткий закон о PEP был требованием ЕС и МВФ и можно ли поступить иначе
Ключевая позиция в требованиях ЕС и МВФ – пункт о соответствии украинского законодательства стандартам FATF. «У FATF нет прямого указания по поводу пожизненного статуса РЕР, но отмечается, что он не должен ограничиваться определенным временем и должен действовать как можно дольше», – говорит Юрчишин. Похожая формулировка содержит и директиву ЕС от 2015 года по борьбе с отмыванием средств, добавляет нардеп.
Теоретически правительство или нардепы могли предложить партнерам смягчить условия PEP, отмечает Юрчишин. «Но учитывая, что парламент год назад без совета с международниками решил ограничить срок действия статуса PEP, такие переговоры не были бы успешными», – считает он.
Ситуация вряд ли могла завершиться более мягкой редакцией законодательства по PEP из-за не слишком значительного прогресса Украины в антикоррупционной реформе, уверен юридический советник Transparency International Александр Калитенко. «Там, где есть высокие риски, требуются более жесткие механизмы», – объясняет он.
Как статус PEP влияет на жизнь человека
После появления статуса РЕР в украинском законодательстве чиновники начали сталкиваться с проблемами обслуживания в банках. Финучреждения могут либо задерживать операции, либо вообще отказывать в обслуживании или даже блокировать счета. Об этом рассказали пять нардепов из финансового, антикоррупционного и экономического комитетов ВР. «Для банков это дополнительная нагрузка, поэтому они просто отказывают в обслуживании РЕР», – говорит нардеп из экономического комитета в ВР Алексей Мовчан.
Главная проблема – непредсказуемость, отмечает один из бывших членов правительства, попросивший не упоминать своего имени в этой статье из-за сенситивности темы. «Прилететь» может в любой момент. Не будет проходить платеж, не дадут открыть счет, не дадут кредит», – говорит он.
В бытовых вопросах с этим вполне можно жить, если иметь «запасной вариант» (например, несколько карт), но людям, занимающимся бизнесом, действительно станет гораздо сложнее, добавляет бывший чиновник. «Нужно иметь целую команду юристов/бухгалтеров, которые учитывают и управляют рисками, связанными со статусом PEP», – отмечает он.
Действительно ли усиленная проверка для PEP будет пожизненной
В обновленном законе есть ряд предохранителей, которые должны улучшить ситуацию, говорит Калитенко из Transparency International. Например, в документе есть норма, что усиленный мониторинг применяется к лицу только в течение первого года после ухода с должности.
Далее, если банк не видит рисков, связанных с РЕР, такой человек должен обслуживаться как обычный клиент. «Если человек может объяснить происхождение своих средств, у него нет оффшоров и т.д., банку нет смысла проводить каждый раз усиленную проверку», – добавляет Калитенко.
Также закон предусматривает, что в случае неправомерного отказа в обслуживании на банк можно подать жалобу. В случае подтверждения нарушения Нацбанк обязан наложить штраф: до 1,7 млн грн в небанковские финансовые учреждения и до 10 млн грн в банки, сообщил в Facebook глава НБУ Андрей Пышный.
«Нацбанк будет тщательно решительно принимать меры влияния в случае выявления фактов необоснованного дискриминационного подхода к клиентам со статусом PEP», – добавил он.
Как именно банки проверяют PEP и насколько это жестко
Нацбанк обещает действовать в обоих случаях – и если финучреждение игнорирует признаки принадлежности клиента к PEP, и если, наоборот, безосновательно отказывает в услугах из-за этого статуса.
Как финучреждения действуют в случаях с клиентами PEP? Именно они по законодательству являются субъектами первичного финансового мониторинга. Это означает, что банк должен анализировать денежные потоки своих клиентов. В каждом банке есть собственная служба финмониторинга, анализирующая любые операции на сумму более 400 000 грн.
Пример стандартной практики банков в этом смысле – требование ко всем клиентам декларировать примерную сумму средств, проходящую через счет в течение определенного периода, говорит руководитель юридической компании Winner Игорь Ясько. В последнее время банки стали более тщательно следить за этим. «Если ваши объемы выходят за пределы этой суммы, банк начинает требовать документы, подтверждающие происхождение средств: договоры купли-продажи, акты выполненных работ», – объясняет он.
Для РЕР действует перечень процедур, описанный в отдельном постановлении НБУ. В частности, банки должны анализировать реальное имущественное положение политически значимого лица не только на основе документов, представленных таким клиентом, и учитывать, что политическое влияние должностного лица может сохраняться и после того, как он официально покинет пост.
«Если по обычному гражданину банки проверяют доходы от 400 000 грн и применяют риск-ориентированный подход, то в случае с PEP источники проверяют от копейки. К тому же подтверждение должно быть документальным», – объясняет экс-член правления одного из системных банков, попросивший не указывать его фамилии в этой статье из-за сенситивности темы.
В сентябре Нацбанк смягчил требования постановления. Во-первых, в части, позволяющей не применять усиленную проверку для зарплатных счетов, был расширен лимит по сумме средств: вместо 200 000 грн в квартал теперь это 400 000 грн в месяц. Во-вторых, НБУ отдельно прописал ответственность за безосновательное завышение уровня риска для PEP банком. Учреждения могут присваивать таким клиентам разные уровни рисковости. Высокий означает, что банк расценивает как существенную вероятность, что владелец счета использует его для отмывания средств.
«Статус PEP не означает, что клиент априори высокорискованный. Однако ряд банков, в том числе один из государственных, предпочли просто отказаться от обслуживания таких лиц», – рассказывал в интервью «Интерфаксу» заместитель главы НБУ Дмитрий Олейник.
В переходных положениях принятого Радой закона отмечается, что у НБУ есть три месяца, чтобы привести собственную нормативку к требованиям обновленного закона, указывает председатель «Лиги банков Украины» Елена Коробкова. Будет ли что-либо менять Нацбанк, пока не известно. «Допускаю, что первый период может быть непростым, если у банкиров не будет достаточно четких разъяснений от регуляторов. Однако надеюсь, такого не будет», – говорит Коробкова.
Еще одна структура, которая может особенно интересоваться операциями PEP – Госфинмониторинг. Это учреждение может получать от банков информацию о транзакциях более 400 000 грн, если они соответствуют хотя бы одному критерию рискованности. Статус PEP может считаться таким критерием, говорит Ясько из юркомпании Winner. Далее – передача информации правоохранителям, если Госфинмониторинг считает определенные операции подозрительными, добавляет он.
Как PEP из Украины будут проверять в Европе
Возобновление пожизненного статуса PEP совпало с еще одним нововведением: с 2024 года украинские банки начнут обмениваться с европейским коллегами информацией об операциях своих клиентов. Это относится и к налоговой службе. Раньше такого обмена не было.
Это может существенно усложнить жизнь украинцам, желающим открыть счета или иметь активы в Европе. «Законодательство по противодействию отмыванию денег там значительно жестче, чем в Украине», – говорит Ясько.
В подготовке материала участвовали редактор Forbes Ukraine Сергей Шевчук и репортер Павел Калашник.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.