США сформировали предварительный перечень реформ, которые должны выполнить украинские власти в течение полутора лет. Сходные требования уже существуют у Международного валютного фонда (МВФ) и Европейского союза (ЕС). Зачем международные партнеры дублируют друг друга и готовы ли выполнять эти пункты украинские власти
Даруємо 40% знижки на річну підписку Forbes Digital. Пропозиція діє за промокодом SEPT40 до 18 вересня включно. Оформлюйте за посиланням.
Четыре собеседника Forbes в Кабмине, Офисе президента (ОП), Верховной Раде (ВР) и в антикоррупционных органах говорят, что пока не видели официальной версии письма с перечнем реформ для Украины, накануне посланного Белым домом в адрес украинского правительства и Координационной платформы доноров. «Я видел драфты разных документов с разными формулировками, но без всяких подписей», – рассказывает заместитель председателя ОП Ростислав Шурма. Официальные письма пока не поступали, добавил он.
Однако вскоре такой документ может появиться. С необходимостью консолидировать требования международных партнеров по реформам в Украине согласны и представители доноров, и чиновники. Список, составленный заместителем советника Белого дома Майком Пайлом (также представляет США в Координационной платформе доноров), пока является «основой для консультаций» с правительством и ключевыми партнерами, говорится в заявлении посольства США в Украине, обнародованном 26 сентября, после того как «список Пайла» опубликовало издание «Украинская правда» (УП).
В этом стейтменте нет информации, что это требование для дальнейшего получения военной поддержки, как это сообщалось в медиа. Об этом со ссылкой на комментарий неназванного представителя Белого дома 27 сентября сообщило издание «Голос Америки».
Впрочем, формирование единой карты реформ – запрос и от украинского правительства. «Необходимо провести требования получения финансовой помощи от разных доноров к единому инструменту и плану реформ для Украины», – говорил во время заседания Кабмина 22 сентября премьер-министр Денис Шмыгаль.
В обнародованном УП документе – более двух десятков реформ, в основном касающихся антикоррупционных органов и судебной системы. Но есть пункты и по либерализации тарифов на природный газ и электроэнергию, реформы таможни и создание инспекций по восстановлению.
Что об этих требованиях думают украинские власти и устраивает ли их формат «реформы в обмен на помощь»?
Единый список реформ для Украины
Финансовая международная помощь Украине во время войны объединяет несколько параллельных треков.
- Первый – четырехлетняя программа Международного валютного фонда на $15,6 млрд. Она содержит ряд условий (в том числе антикоррупционные реформы), под выполнение которых привязано финансирование. Также от прогресса в программе зависят более мягкие комитменты от отдельных стран-партнеров Украины совокупно на $115 млрд. 5 сентября в Варшаве начались переговоры в рамках миссии МВФ для второго пересмотра программы (первый был летом). По состоянию на начало консультаций у украинской стороны был ряд невыполненных условий, прописанных в меморандуме с Фондом.
- Второй – евроинтеграция. 23 июня Европейский совет предоставил Украине статус кандидата на вступление в ЕС. После этого Еврокомиссия предоставила ряд рекомендаций для Украины. Частично они пересекаются по содержанию с меморандумом МВФ. Например, оба документа много внимания уделяют деятельности антикоррупционных правоохранительных органов НАБУ и САП, а также законодательству по борьбе с отмыванием доходов (стандарты FATF).
- Третий – Координационная платформа доноров Украины, созданная 26 января 2023-го или так называемый финансовый «Рамштайн». Цель – координация для неотложных финансовых потребностей Украины, восстановления и будущего экономического восстановления. В состав платформы вошли представители стран G7 (как члены), а также международных финансовых организаций (как участники). Сопредседателями являются «министр восстановления» Александр Кубраков, министр финансов Сергей Марченко, гендиректор Еврокомиссии по соседству и расширению Герт Ян Коопман и уже упомянутый заместитель советника по национальной безопасности США Майк Пайл. Заседания платформы проходят, как правило, онлайн раз в несколько месяцев. Последнее прошло вчера, 26 сентября. На нем, кроме необходимости в финансировании Украины на 2024 год (предварительная оценка дефицита бюджета – $43 млрд), обсуждались и реформы, сообщила пресс-служба Минфина.
На этом заседании Платформы в деталях не обсуждался «список Пайла», говорит один из украинских чиновников, принимавший в нем участие (он попросил об анонимности, поскольку не уполномочен разглашать детали встречи). Появление документа со списком всех реформ – не новость для украинской стороны, добавляет он. «Впрочем, это точно предмет для дискуссии», – отмечает собеседник.
Военная помощь вряд ли будет зависеть от прогресса с реформами, однако это, вероятно, будет влиять именно на финансовую поддержку, считают два чиновника в Офисе президента и Верховной Раде, также общавшиеся на правах анонимности из-за сенситивности темы.
«Это первая попытка прийти к единому знаменателю. В дальнейшем от этих требований будет зависеть финансовая поддержка доноров», – говорит один из консультантов ОП на правах анонимности. Он не уполномочен официально комментировать этот вопрос.
Четыре собеседника в ОП, Кабмине и ВР сомневаются, что обнародованная версия является финальным документом. Об этом говорят и некоторые неточности среди перечисленных в письме требований. Так, в нем есть пункт о возобновлении декларирования для чиновников и открытый реестр, который уже фактически выполнен. Верховная Рада (ВР) приняла соответствующий закон 20 сентября. Другое требование, вызывающее вопрос – необходимость обеспечения проведения нового конкурса на руководителя Агентства по розыску и менеджменту активов (АРМА). Такой отбор уже состоялся, в конце июля Кабмин назначил новым главой АРМА Елену Думу, победившую в открытом конкурсе.
«Список Пайла». Перечень предлагаемых Украине реформ США
(Нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст)
Некоторые предложенные реформы из списка, подготовленного Белым домом, совпадают с требованиями, которые уже должны быть выполнены украинским правительством и парламентом в рамках меморандума с МВФ и для открытия переговоров о вступлении в ЕС. В частности, это независимость Специальной антикоррупционной прокуратуры (САП), реформа Конституционного суда, продолжение судебной реформы и т.д.
Среди срочных реформ, которые Украина должна выполнить в течение трех месяцев – усиление независимости Специальной антикоррупционной прокуратуры (САП), включая расширение процессуальных полномочий. Необходимо увеличение количества следователей Национального антикоррупционного бюро (НАБУ), по меньшей мере, на 300 человек.
Предлагается завершить перезапуск Высшего Совета правосудия и обеспечить независимость Национального агентства по предотвращению коррупции (НАПК).
Среди реформ, которые Украина должна выполнить в течение шести месяцев – увеличить количества судей в Высшем антикоррупционном суде (ВАС), создать Высший административный суд (ВАСУ), реформировать ВАС, в том числе проверить доброчестность действующих судей.
Приоритеты на год. Обеспечить проведение нового конкурса на должность руководителя Агентства по розыску и менеджменту активов (АРМА). Перезапустить подбор и квалификацию оценки судей. Реформа КСУ. Осуществить либерализацию тарифов на газ и электроэнергию. Усилить работу Счетной палаты и Государственной аудиторской службы, что должно способствовать прозрачным процессам при восстановлении. Произвести реформу Минобороны и приближение к стандартам НАТО.
Приоритеты на полтора года. Реорганизация Бюро экономической безопасности (БЭБ). Ограничить полномочия Службы безопасности Украины (СБУ) тем, что связано с контрразведкой, кибербезопасностью и борьбой с терроризмом. Реформа Министерства стратегических отраслей промышленности и Укроборонпрома. Завершить реформу офиса генпрокурора и провести аттестацию сотрудников. Ввести прозрачный отбор сотрудников в Национальную полицию. Реформа таможни и Государственной пограничной службы. Ввести генеральные инспекции по восстановлению.
Реально ли выполнить реформы из «списка Пайла»? Что говорят в ОП, ВР и НАБУ
В ОП пока не комментируют конкретные требования, поскольку не получили официального предложения от международных партнеров, сообщает Шурма. «Есть много правильных вещей, но воздержусь от субъективной оценки», – сказал он.
Несмотря на это, обнародование требований США уже оказывает положительный эффект на реформы. По стечению обстоятельств 26 сентября Высший совет правосудия увеличил численность судей Высшего антикоррупционного суда (ВАКС) до 63. Эту реформу согласно предварительным требованиям США нужно было выполнить в течение шести месяцев.
Увеличение штата следователей НАБУ на не менее 300 человек – еще одно срочное требование, на котором настаивают международные партнеры. Соответствующий законопроект уже разработан, но еще не зарегистрирован в ВР, говорит заместитель председателя антикоррупционного комитета Ярослав Юрчишин.
Трех месяцев при наличии политической воли достаточно для принятия закона, уверен глава НАБУ Семен Кривонос. «Это наша насущная необходимость для равномерного распределения нагрузки, и у нас есть определенные направления, требующие усиления, например оперативное и аналитическое», – отмечает Кривонос.
Кроме того, и по ВАКС, и по НАБУ нужно вносить изменения в бюджет на 2024 год. В случае выполнения требований штат этих органов должен увеличиться почти вдвое, говорит Юрчишин. «Пока такое увеличение в бюджете не заложено», – добавляет он.
Среди других требований, касающихся реформы НАБУ, предоставить бюро право на прослушивание, усиление криминалистической состоятельности и сохранение независимости. «Это все то, о чем мы ведем переговоры с международными партнерами», – признается Кривонос.
Отдельный вопрос, касающийся как работы НАБУ, так и САП – так называемые правки «Лозового», позволившие судам закрывать дела, которые отправили в суд после истечения сроков расследования. «Но мы будем настаивать, чтобы эта история была исправлена», – добавляет Кривонос. Этого пункта пока нет в списке предложенных реформ.
Доработка нуждается и в законе о независимости САП. «В частности, нужно дать НАБУ и САП возможность начинать производство против нардепов», – объясняет Кривонос. В настоящее время это право принадлежит Генеральной прокуратуре.
Либерализация тарифов на природный газ и электроэнергию – еще одна реформа. В НАК «Нафтогаз» соглашаются, что она необходима. «Это должно быть украинское решение, и мы должны учитывать риски войны, поэтому реалистичность срока в один год зависит от ситуации на фронте», – говорит глава «Нафтогаза» Алексей Чернышов.
Большинство реформ, требуемых от Украины международными партнерами, будут проходить через парламент. Как свидетельствует выполнение требований по меморандуму МВФ, нардепы не всегда спешат принимать соответствующие законы.
Достаточно вспомнить противостояние в ВР по поводу возобновления декларирования, для принятия которого понадобилось вето президента. Голосование за новые реформы вряд ли будет проще. Потенциально наиболее дискуссионные законы – реформа почти всех правоохранительных органов от БЭБ в Генеральную прокуратуру, уменьшение полномочий СБУ, говорит Юрчишин. «Среди срочных законов больше дискуссий в зале может возникнуть относительно усиления независимости САП», – добавляет он.
В подготовке материала участвовал редактор Forbes Сергей Шевчук.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.