Категория
Деньги
Дата

Нардепы со скрипом пропустили законопроект о пожизненном контроле расходов топ-чиновников. Почему народные избранники тормозили решение, которое разблокировало переговоры о вступлении в ЕС

3 хв читання

Нардепы со скрипом пропустили законопроект о пожизненном контроле расходов топ-чиновников. Почему народные избранники тормозили решение, которое разблокировало переговоры о вступлении в ЕС /коллаж Анастасия Левицкая

коллаж Анастасия Левицкая

Народные депутаты поддержали законопроект о финансовом мониторинге политически значимых лиц (Politically Exposed Persons, РЭРs). Это последний закон, который парламент должен был принять для открытия переговоров о вступлении Украины в Европейский Союз, а также один из структурных маяков Международного валютного фонда. Что он меняет и вокруг чего спорили нардепы.

Парламент после долгих споров принял законопроект №9269-д о финмониторинге политически значимых лиц (Politically Exposed Persons, РЭРs), сообщают два нардепа из финансового комитета. Документ поддержали 276 нардепов.

Главная идея – нардепы вернуть пожизненный статус РЕР для топ-чиновников. В прошлом году парламент ограничил его тремя годами. Возобновление более жесткого надзора за состоянием украинских чиновников – последний шаг, который должен совершить парламент для начала переговоров о членстве Украины в ЕС, и один из структурных маяков МВФ. Рада должна была выполнить его еще до конца сентября.

Несмотря на важность законопроекта, далеко не все нардепы готовы согласиться на пожизненный статус РЕР. Одна из причин – возможные проблемы с банковским обслуживанием.

Что изменилось в законе до второго чтения и что спорили нардепы?

Что такое финмониторинг РЕР

Закон о финансовом мониторинге топ-чиновников парламент принял еще в 2020 году. Он предполагает, что чиновники «категории А», а также их ближайшие родственники должны проходить более тщательную проверку в финансовых учреждениях и предоставлять документы относительно источников своего состояния.

«Идея закона в том, чтобы те, кто незаконно обогатились во время работы на государство, не смогли тратить эти средства», – объясняет нардеп финансового комитета Ольга Василевская-Смаглюк.

Но статус РЕР обернулся для чиновников проблемами с обслуживанием в банках, которые либо задерживают сделки, либо вообще отказывают в обслуживании или блокируют счета, сообщают два нардепа из финансового и экономического комитетов ВР. «Для банков это дополнительная нагрузка, и они просто отказывают в обслуживании РЕР», – говорит нардеп из экономического комитета в ВР Алексей Мовчан.

Прошлогоднее решение нардепов ограничить действие статуса РЕР тремя годами возмутило международных партнеров Украины, выделявших средства на эту реформу, отмечает Василевская-Смаглюк. К тому же это поставило под сомнение перспективы вступления Украины в ЕС, добавляет она.

Что предусматривает закон о пожизненном статусе PEP для топ-чиновников

Обновленная редакция закона предусматривает, что при неправомерном отказе в обслуживании на банк можно подать жалобу и в случае установления нарушения Нацбанк обязан будет наложить на него штраф в размере 100 000 необлагаемых налогом минимумов (1,7 млн грн). «Это изменения к лучшему, потому что закон убирает дискрецию банка и возможность обслуживать РЕР по его усмотрению», – комментирует заместитель председателя финансового комитета Ярослав Железняк.

Кроме штрафа, необходима еще дополнительная апелляция, считает Мовчан. «Потому что банки могут пойти по пути не отказа, но значительного затягивания процедуры оплаты по счетам и тому подобное», – указывает Мовчан.

В законопроекте также есть норма о том, что после года от момента, как чиновник не занимает государственные должности, а банк после проведения проверки не видит рисков, связанных с РЕР, такой человек может не проходить усиленный мониторинг и обслуживаться как и остальные клиенты.

Логично было бы также ограничить статус РЕР определенным сроком после того, как банк проведет серьезную проверку состояния экс-чиновника, рассуждает Мовчан.

Ограничение статуса РЕР на год или три года не имеет смысла, считает Железняк. «Украинских чиновников за рубежом в любом случае будут проверять более тщательно даже без статуса РЕР», – говорит нардеп.

Техническое изменение, которое произошло до второго чтения – отказ от реестра РЕР. «У него были коррупциогенные риски, ведь ошибка в фамилии приводила к исключению лица из реестра», – объясняет Василевская-Смаглюк.

Какое сопротивление ожидает законопроект о PEP в зале голосований ВР

Затруднения с принятием законопроекта начались уже на уровне профильного комитета – 13 октября финкомитет принял законопроект с правкой о том, что нормы по РЕР начнут действовать после вступления Украины в ЕС (правка нардепа от партии «Слуга народа» Максима Бужанского, – Forbes ).

Со второй попытки комитет принял редакцию, отвечающую требованиям ЕС и МВФ, говорит председатель финансового комитета Даниил Гетманцев. «Но не исключаю, что правка будет поставлена на голосование повторно в зале», – добавляет он.

В настоящее время к законопроекту подано более 100 правок, отмечает Василевская-Смаглюк. Закон следует принимать в редакции, которую поддержал комитет, считает Гетманцев. «Здесь нет предмета для дискуссий, речь идет о членстве страны в ЕС. В этом случае коллеги могут пожертвовать своими интересами и пойти на определенные неудобства», – убежден глава финансового комитета.

Минимальное количество голосов в поддержку закона имеется, считают три нардепа из финансового комитета. Впрочем, есть и существенное количество противников. Нардепы от «Батькивщины», «Европейской солидарности», «Разумной политики» (межфракционное объединение во главе с Дмитрием Разумковым) не поддержали законопроект во время голосования на комитете, говорит Василевская-Смаглюк.

Иной возможный сценарий – нардепы могут поддержать закон сейчас, а уже потом вносить в него изменения, считает Мовчан из экономического комитета.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд