Как прошел первый день с управляемой гибкостью курса, улучшит ли Нацбанк свой макропрогноз, что будет с золотовалютными резервами и почему не весь бизнес возвращает экспортную выручку, рассказал заместитель главы НБУ Сергей Николайчук – гость еженедельного YouTube-проекта «Business Breakfast с Владимиром Федориным» от Forbes
О спросе на валюту в первый день гибкого курса
Мы ожидаем, что после всплеска спроса в первый день он будет постепенно угасать по мере того, как участники рынка будут привыкать к новой реальности. Период привыкания будет длиться неделю или максимум две.
Ряд продавцов валюты решили удержать продажи и сначала посмотреть, как будет развиваться ситуация. В то же время покупатели активизировались, в определенной степени тестировали новую систему. В первый день объемы торгов были близки к $600 млн.
Объемы интервенций НБУ были выше обычного, но это было ожидаемо. Мы сделали этот шаг по внедрению управляемого гибкого курса с позиции силы, имея достаточный объем международных резервов, чтобы погасить дополнительный спрос в первые дни.
Как на наличном рынке небанковских финучреждений, так и в сегменте имеющихся в банках безналичных инструментов, спрос вырос примерно на треть. На наш взгляд, это естественная реакция населения, игроков на рынке.
Сначала курс вырос на 20–30 копеек. Где-то с середины дня, 3 октября, когда население увидело, что ситуация особо не изменилась, курс на межбанковском рынке стабилен и остается близким официальному, тенденция развернулась и большую часть ослабления курс отыграл.
О выборе даты перехода, почему это не произошло летом
При выборе даты для перехода НБУ ориентировался на предпосылки и обеспечение их постоянства. В настоящее время инфляция стремительно снижается и уже опустилась ниже 10%, а объем международных резервов два месяца находится на уровне более $40 млрд.
И по процентным ставкам мы видим достаточно хорошую картинку, несмотря на начало цикла смягчения монетарной политики. Ставки по депозитам и ОВГЗ остаются достаточно привлекательными, учитывая ожидаемые уровни инфляции.
Мы сознательно планировали объявить об этом решении именно в понедельник, чтобы иметь возможность контролировать ситуацию на рынке в следующие четыре дня до первых выходных. Фактор начала или конца месяца не имел существенного значения. В самом деле, в начале месяца открываются новые лимиты для покупки валюты населением. Однако, по нашему мнению, это временный фактор, не слишком влияющий на ситуацию с чистым спросом или наличным курсом.
Почему НБУ перешел к гибкому курсу сейчас, а не, например, летом, когда наличная гривня росла? Учитывая макроэкономические предпосылки, сейчас мы находимся в лучшей ситуации. В частности, в начале лета инфляция все еще была выше 10%. По международным резервам – в июле было достигнуто исторически наибольшее значение (более $40 млрд), и мы находились выше этого уровня в августе.
Также НБУ требовалось убедиться, что процентные ставки, которые коммерческие банки повысили по своим депозитам, не начнут сразу реагировать на постепенное ослабление монетарной политики.
Мы работали над созданием дополнительных буферов, которые позволили бы нам переходить к гибкому курсу с позиции силы. Также требовалось провести подготовительную работу как с операционной, так и с коммуникационной точки зрения.
Макропрогноз НБУ
НБУ будет пересматривать прогноз по инфляции на этот год в сторону снижения, а прогноз по ВВП – в сторону повышения.
В последние месяцы инфляция снижается стремительнее, чем мы закладывали в июльский макропрогноз (текущий прогноз, составленный в июле – 10,6% к концу 2023 года и 8,5% – к концу 2024-го. – Forbes ). С ВВП ситуация тоже лучше, чем НБУ ожидал, когда прогнозировал рост в этом году на 2,9%.
Мы видим очень хорошую ситуацию в сельском хозяйстве. Это один из факторов, почему инфляция ниже в этом году – из-за высокого урожая и зерновых, и масличных, и овощей, и фруктов.
НБУ, с высокой вероятностью, будет пересматривать прогноз международных резервов в сторону повышения по сравнению с июльской оценкой. Благодаря лучшей ситуации на валютном рынке, особенно в середине января и середине сентября, и из-за отсутствия проблем с официальным финансированием.
Что касается того, как влияет переход на управляемую гибкость обменного курса на макроэкономические прогнозы. Я думаю, что на этот год эффект перехода к управляемой гибкости обменного курса на ВВП или инфляцию будет близок к нулю. У нас не меняется нацеленность на обеспечение курсовой устойчивости. Если раньше она была обеспечена за счет фиксации обменного курса, сейчас мы позволим незначительные колебания, сглаживая их с помощью валютных интервенций.
О ситуации с учетной ставкой
Заставит ли нас переход к управляемой гибкости дольше держать высокую учетную ставку?
Мы не воспринимаем новый режим как девальвацию. Механизм, который мы ввели, позволит курсу двигаться в оба направления. В первый день официальный курс ослаб на две копейки, что было согласовано с большим спросом на валюту. В дальнейшем курс будет реагировать на изменение ситуации на рынке.
Наши меры по обеспечению привлекательности гривневых активов оказались достаточно эффективными. Банки начали предлагать своим клиентам гораздо более высокие ставки по срочным депозитам, со сроком более трех месяцев. Ставки по гривневым ОВГЗ остаются относительно неизменными. Улучшение инфляционных ожиданий показывает, что реальная доходность этих инструментов выросла.
По нашему базовому сценарию после краткосрочной турбулентности спрос на валюту стабилизируется и мы сможем продолжить цикл постепенного смягчения монетарной политики, сохраняя привлекательность гривневых активов.
О возврате к инфляционному таргетированию
Чтобы возвращаться к инфляционному таргетированию, мы должны быть уверены в комфорте своих инфляционных прогнозов. Мы должны перевести инфляцию к цели в 5% на прогнозном горизонте.
Окончание войны существенно облегчило бы создание нужных условий, но полностью исключать, что мы сможем вернуться к инфляционному таргетированию даже до окончания войны, я бы не стал.
О возврате к фиксированному курсу
Мы не рассматриваем возврат к фиксированному обменному курсу как базовый сценарий. Сейчас НБУ фокусируется на курсовой стойкости, существенно сглаживая валютные колебания.
Нацбанк будет учитывать риски по июльскому макроэкономическому прогнозу при изменении поведения на валютном рынке. А именно: непосредственно военные риски, риски, связанные с международным финансированием, с логистикой украинской продукции на зарубежные рынки. А также ситуация с функционированием морских и речных портов на Дунае и возможностью экспортировать нашу продукцию через соседние страны.
О возврате кредитов иностранным контрагентам
Собственно, наше решение перейти к гибкому управляемому курсу – один из важных шагов для перехода ко второму этапу, который позволит бизнесу платить проценты по своим кредитам и возвращать дивиденды иностранным инвесторам.
Наши валютные ограничения являются важнейшим элементом стабилизации макрофинансовой ситуации в стране. Полная либерализация финансового счета приведет к значительному оттоку капитала. Учитывая существующие риски, мы не можем себе это позволить.
Реализация второго этапа дорожной карты смягчения валютных ограничений будет зависеть от реакции рынка на увеличение гибкости, от того, как будет развиваться ситуация в дальнейшем на валютном рынке, каковы наши международные резервы, какой будет перспектива международной помощи.
О возврате экспортной выручки
На сегодняшний день согласно валютному законодательству у компаний-экспортеров есть 180 дней для завершения расчетов по внешним экономическим контрактам. Компании этим пользуются и затягивают возврат экспортной выручки.
В этом году ситуация улучшилась по сравнению с прошлым годом. Впрочем, недобросовестные игроки на рынке находят варианты, как вообще не возвращать валюту в страну.
В этом направлении мы, скорее всего, активизируем свои усилия для минимизации непродуктивного оттока валюты из страны.
О прогнозе по золотовалютным резервам
Мы видим, что в четвертом квартале у нас могут быть дополнительные объемы международной поддержки Соединенных Штатов в размере $3,3 млрд (в этом году предполагалось $42 млрд международной поддержки, большую часть которой мы уже получили). Это может оказать нам дополнительную поддержку резервов. Впрочем, может быть дополнительный спрос на валюту в краткосрочный период в связи с введением управляемой гибкости. Но я все-таки ожидаю, что мы будем рассматривать прогноз по резервам в сторону повышения.
Почему на межбанк могут выходить банки, а население – нет
Через свои банки физические лица могут иметь выход на межбанковский рынок. Для этого уровень заявки должен быть соответствующим, потому что рынок оптовый, а не розничный.
Природа монетарных инструментов НБУ состоит в том, чтобы управлять ликвидностью двухуровневой банковской системы. Первый уровень коммерческих банков, второй уровень – центральные банки, выполняющие важную функцию в коридорах последней надежды. В рамках этой двухуровневой системы Национальный банк проводит операции только с коммерческими банками, в то время как все остальные экономические субъекты уже проводят свои операции с коммерческими банками.


Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.