CBAM потенциально может стоить украинским производителям $300 млн, особенно ударив по производителям электроэнергии, удобрений и металлургам. На сколько налог увеличит стоимость продукции, подсчитали аналитики EY в Украине (former Ernst & Young).
Что такое CBAM и зачем он появился
Механизм пограничной углеродной корректировки (CARbon Border Adjustment Mechanism, CBAM) стал одним из первых инструментов налогового регулирования в международной торговле для достижения климатических целей.
Компании в ЕС, имеющие значительные выбросы парниковых газов (ПГ), участвуют в системе торговли квотами на выбросы ПГ. Компании должны сокращать собственные выбросы или покупать необходимое количество разрешений на выбросы (в эквиваленте тонны СО2). Цена формируется рынком (европейская система торговли выбросами, EU ETS) и в 2022 году колебалась в диапазоне от 58 до 98 €/т.
Это означает, что себестоимость продукции, произведенной в ЕС, может быть выше, чем себестоимость такой же продукции, произведенной в странах, где углеродное регулирование слабее или отсутствует. Это снижает конкурентоспособность европейских производителей и увеличивает импорт из третьих стран и может побуждать переносить углеродно интенсивные производства за пределы ЕС. Это приводит к «перетоку углерода» из стран с жестким регулированием в страны, где регулирование отсутствует.
Основная идея механизма CBAM – все экспортеры должны платить соразмерную с компаниями ЕС плату за выбросы ПГ.
Механизм СВАМ впервые был предложен в рамках EU Green Deal в 2019 году и представлен как часть пакета законодательных инициатив Fit for 55, что должно обеспечить до 2030 года уменьшение выбросов ПГ в ЕС на 55% от уровня 1990 года.
СВАМ применяется к пяти группам товаров, которые импортируются, таким как:
- продукция черной металлургии;
- алюминий;
- удобрения;
- цемент;
- электроэнергия.
13 декабря 2022 года Рада и Европейский парламент достигли предварительного соглашения по CBAM, в частности, сфера действия расширяется на водород и некоторые другие продукты. Полный текст еще не обнародован, поэтому проанализировать все изменения сложно. Однако основные положения уже известны.
Как CBAM повлияет на экономику Украины?
В 2021 году Украина экспортировала в ЕС товаров на $27,5 млрд, из них под регулирование CBAM подпадают товары на $5,8 млрд.
Электроэнергетика
В 2021 году Украина экспортировала 3,5 млрд кВт-ч на $249 млн. После введения CBAM экспорт электроэнергии, производимой из угля, выглядит маловероятным. Из-за больших выбросов ПГ электроэнергия от украинских ТЭС станет неконкурентоспособной на рынке ЕС.
Вместо этого появится окно возможностей для производителей возобновляемых источников энергии (ВИЭ). В первую очередь тех, которые могут гибко балансировать собственные объемы генерации (биомасса, гидро), а также для энергоатома. Эти компании столкнутся с дополнительными транзакционными расходами (отчеты по CBAM, верификация выбросов ПГ), однако их размер будет несущественным.
Металлургия
Под CBAM попадают следующие виды продукции:
- черные металлы (код CN 72), кроме ферросплавов (код CN 7202) и отходов, лома черных металлов и шихтовых слитков (код CN 7204);
- изделия из чугуна и стали (коды CN 7301-7311).
В 2021 году Украина экспортировала в ЕС 7,4 млн т продукции этих категорий на $5,2 млрд. Основу экспорта составляли прокат, полуфабрикаты и чугун.
Для украинской металлургии характерна огромная доля доменно-конвертерного производства (около 75%) и совсем небольшая доля электродуговой стали (около 5%). Доменно-конвертерный метод является энергоемким (кокс, уголь, природный газ) и приводит к большим выбросам ПГ. Украинская сталь имеет более высокую себестоимость (из-за более высокой стоимости энергоресурсов) по сравнению с Россией, Индией и Китаем, а также более высокие удельные выбросы ПГ, особенно по сравнению с Турцией, где доля электродуговой стали более 75%.
По нашим оценкам, для украинской продукции, производимой доменно-конвертерным методом, дополнительные затраты в связи с введением CBAM по сравнению с конкурентами в ЕС могут составлять 20–40 €/т.
На рынке ЕС будет постепенно происходить замещение доменно-конвертерной стали электродуговой и низкоуглеродистой (с использованием возобновляемых источников энергии, водорода, технологии захвата и захоронения углерода и т. п.). Для украинских производителей электродуговой стали это создает возможность занять высокомаржинальную нишу. Для них критическими факторами станут наличие достаточных объемов металлолома и низкоуглеродистой/безуглеродной электроэнергии.
Для металлургических комбинатов полного цикла уже в среднесрочной перспективе возник вопрос изменения технологической стратегии и цепочки создания стоимости. Существующие решения могут различаться по типу (прямое восстановление железа, электродуговой метод, эффективное использование промышленных газов и пр.), однако все они будут нуждаться в инвестициях в десятки миллиардов долларов. Это особенно актуально в контексте восстановления Украины после победы в войне.
Химический сектор
Под CBAM попадают следующие виды химической продукции:
- Азотная и сульфоазотная кислота (код CN 2808 00 00).
- Аммиак (код CN 2814).
- Нитраты калия (код CN 2834 21 00).
- Азотные удобрения (код CN 3102).
- Прочие удобрения (код CN 3105, кроме CN 3105 60 00).
С этого перечня до войны Украина экспортировала в ЕС только азотные удобрения и аммиак. В 2021 году объем экспорта составил $280 млн. Основным ресурсом для производства аммиака и азотных удобрений является газ, поэтому объемы экспорта очень зависят от цены на газ. В будущем именно цена на газ, а не дополнительные расходы на CBAM, будет играть основную роль.
Тем не менее, по нашим оценкам, дополнительные затраты могут составлять 5–15 €/т продукции. Если предположить, что объем экспорта составит столько же, сколько в 2021 году, то затраты для отрасли будут варьировать в диапазоне €4–12 млн в год.
Цементный сектор
Под CBAM попадают следующие виды продукции:
- Цементные клинкеры (код CN 2523 10 00).
- Белый портландцемент (код CN 2523 21 00).
- Прочие портландцементы (код CN 2523 29 00).
- Прочие гидравлические цементы (код CN 2523 90 00).
В 2021 году Украина экспортировала в ЕС продукции этих категорий на $43 млн, основная часть (94%) составляла портландцемент. На фоне роста цен на энергоресурсы за последние 15–20 лет крупнейшие предприятия отрасли перешли с мокрого метода производства на сухой. Это позволило приблизиться к средним в ЕС показателям энергоемкости и выбросам ПГ, но не догнать ведущие европейские компании.
Учитывая более высокие выбросы ПГ на украинских цементных заводах, мы оцениваем дополнительные по сравнению с конкурентами из ЕС затраты в связи с внедрением CBAM в €6–8 на тонну. Суммарные расходы на покупку СBAM сертификатов могут составить €6–8 млн в год.
Производство алюминия
Под CBAM попадают следующие виды продукции:
- Алюминий необработанный (код CN 7601).
- Изделия из алюминия (коды CN 7603-7608, 7609 00 00).
Из этих категорий Украина в 2021 году экспортировала в ЕС необработанный алюминий и алюминиевые прутки, бруски и профили в объеме 24 000 т на сумму $65 млн.
Первичный (необработанный алюминий) в Украине уже не производится. Основу экспорта Украины в ЕС составляют изделия из алюминия. Производство таких товаров не приводит к большим выбросам, однако они относятся к категории «сложных». Это означает, что экспортерам придется учитывать выбросы ПГ от производства первичного алюминия, использованного в качестве сырья. Производство первичного алюминия – весьма энергоемкий процесс, при котором потребляются большие объемы электроэнергии и угля или природного газа.
Чтобы оставаться конкурентоспособными, украинские экспортеры вынуждены будут перестроить цепочки поставок и фокусироваться на использовании низкоуглеродистого алюминия. Такой алюминий уже сейчас торгуется с премией (10–15 $/т), вероятно, она будет расти, а значит, увеличится себестоимость продукции украинских экспортеров.
Что это значит для конкретного предприятия-экспортера
СВАМ будет внедряться постепенно. Переходный период будет действовать с 1 октября 2023 по 28 февраля 2026 года. В течение этого периода экспортеры будут обязаны ежеквартально представлять Отчет по СВАМ, который должен включать информацию об объеме экспорта, удельных выбросах ПГ (прямых и косвенных) и платежах за выбросы ПГ, уплаченных в стране происхождения товара. Отчет должен быть представлен не позднее одного месяца после окончания квартала, за неподачу предусмотрен штраф.
Самым сложным элементом отчетности по CBAM будет оценка (позднее и верификация) выбросов ПГ. Для сложных товаров необходимо оценивать не только выбросы от непосредственного производства товаров, а также выбросы от производства сырья и полуфабрикатов, использованных для их производства.
1 января 2026 начинают действовать дополнительные требования:
- до 31 мая каждый год подавать декларацию по СВАМ за предыдущий год, которая будет включать информацию об объеме экспорта товаров и общем количестве выбросов;
- верифицировать данные о выбросах ПГ независимой третьей стороной;
- до 31 мая каждый год покупать у уполномоченного органа определенное количество сертификатов CBAM, соответствующих выбросам за предыдущий календарный год. Цена сертификатов рассчитается как средняя цена на рынке EU ETS;
- те, кто не сможет сдать необходимое количество сертификатов CBAM, получат штрафы.
Пока в ЕС еще не созданы все условия, необходимые для функционирования системы. В частности, не определены уполномоченные органы, отсутствует реестр операторов, не утверждена форма Отчета по СВАМ.
Что с этим делать
Самое трудное – отсрочка СВАМ для Украины очень маловероятна. Суть СВАМ состоит в обеспечении равных условий на рынке ЕС, поэтому любое ослабление или отсрочка для Украины создаст прецедент для других участников рынка.
Второе, как бы парадоксально это ни звучало, – помочь украинскому бизнесу приспособиться к СВАМ и избежать убытков для экономики Украины можно за счет повышения внутреннего углеродного налога или внутреннего рынка квот на выбросы ПГ (UA ETS).
Согласно СВАМ, количество СВАМ-сертификатов, подлежащих списанию со счета экспортера, уменьшается на величину углеродных платежей, уплаченных в стране происхождения продукции. С 1 января 2026 года, когда механизм СВАМ полностью заработает, Украина уже должна быть готова повысить ставки углеродного налога для тех производителей, продукция которых подпадает под действие СВАМ, или ввести UA ETS.
Поскольку прямая компенсация экспортерам углеродных платежей противоречит требованиям CBAM, для поддержки отечественных экспортеров можно накапливать поступления от углеродного налога и использовать их для декарбонизации в отраслях, подпадающих под CBAM.
Декарбонизация мировой экономики – макротренд, который будет влиять на Украину как экспортноориентированную относительно небольшую страну. Компании, которые не смогут приспособиться, лишатся рынков сбыта в среднесрочной перспективе.
Однако декарбонизация открывает новые ниши. К примеру, под такие программы можно привлекать кредиты с льготными условиями и грантовые средства. За продукцию с меньшими выбросами ПГ потребитель уже сейчас готов платить премию. Чтобы воспользоваться возможностями бизнеса, необходимо работать над оценкой углеродного содержания своей продукции, искать потенциал повышения эффективности производства и замещения ископаемых видов топлива, строить стратегию бизнеса с учетом декарбонизации, привлекать целевое финансирование для ее внедрения.
Оптимальной стратегией для экспортеров и правительства может стать целенаправленная деятельность по уменьшению выбросов ПГ. Инвестиционные проекты, нацеленные на уменьшение выбросов, будут финансово привлекательны, поскольку позволят сэкономить на CBAM-сертификатах и повысить энергоэффективность (экономия на операционных затратах).
CBAM откроет новые возможности для украинских производителей электроэнергии с ВИЭ и производителей электродуговой стали. Производители азотных удобрений имеют значительный потенциал для уменьшения выбросов закиси азота (N2O). Производители цемента и алюминия имеют потенциал опередить конкурентов из других экспортирующих в ЕС стран за счет использования низкоуглеродистой электроэнергии.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.