Миллиардеру Чак Фини понадобилось несколько десятилетий, чтобы раздать богатство на благотворительность. Теперь он счастлив /Getty Images
Категория
Богатейшие
Дата

Миллиардеру Чак Фини понадобилось несколько десятилетий, чтобы раздать богатство на благотворительность. Теперь он счастлив

3 хв читання

Getty Images

Бережливый до аскетизма Чак Фини, 89, основавший в 1960‑е годы сеть магазинов беспошлинной торговли Duty Free Shoppers, придумал идею Giving While Living. Ее суть в том, чтобы потратить большую часть состояния на крупные благотворительные проекты при жизни, а не через фонд, созданный после смерти. Если нельзя забрать деньги с собой в могилу, то почему бы не раздать их самому: контролировать траты и видеть результат своими глазами?

Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Early bird квитки вже у продажі — спеціальна пропозиція діє до 19 січня включно. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟

«Мы многому научились. Можно было бы сделать что‑то иначе, но я и без того очень доволен. Рад, что дошел до цели, пока сам нес вахту, – говорит Фини. – А всем, кто интересуется проектом Giving While Living, скажу: попробуйте, вам понравится».

За последние 40 лет Фини пожертвовал благотворительным обществам, фондам и университетам по всему миру свыше $8 млрд через собственный фонд Atlantic Philanthropies. Когда я впервые встретил Чака в 2012‑м, он рассказал, что отложил около $2 млн на пенсию себе и супруге. Иными словами, он отдал на благотворительность на 375 000% больше, чем у него осталось.

Фини жертвовал анонимно. Пока другие филантропы собирали армии журналистов и трубили о своей благотворительности, он изо всех сил старался держаться в тени. За секретную глобальную благотворительную кампанию Forbes назвал миллиардера «Джеймсом Бондом филантропии».

И вот Фини вышел из тени. Человек, который заработал состояние на продаже предметов роскоши туристам и создал огромный фонд прямых инвестиций General Atlantic, живет в Сан‑Франциско, в скромной квартире, напоминающей комнату первокурсника в общежитии. Когда я заходил туда несколько лет назад, над простым деревянным столом висели распечатанные на струйном принтере фотографии друзей и родных. На столе стояла неприметная табличка из оргстекла с надписью «Поздравляем Чака Фини с тем, что пожертвовал на благотворительность $8 млрд».

В этом весь Фини: неприметный человек, чьи поступки дают огромный эффект. Перестав быть тайными, его крупные пожертвования покорили сердца самых влиятельных предпринимателей и филантропов. Его непоказная щедрость и смелые вложения подтолкнули Билла Гейтса и Уоррена Баффетта запустить в 2010 году инициативу «Клятва дарения», чтобы убедить богатейших людей мира отдать при жизни на благотворительность как минимум половину состояния. «Чак вдохновил нас. Он стал всем нам примером,– говорит Баффетт.– После моей смерти понадобится еще 12 лет, чтобы добиться того, что он сделал при жизни».

Фини давал большие деньги на решение больших проблем: мирное урегулирование в Северной Ирландии, модернизацию системы здравоохранения во Вьетнаме, создание центра высоких технологий на острове Рузвельта в Нью‑Йорке за $350 млн. Фини не хотел дожидаться, чтобы после смерти благотворительный фонд его имени выделял копеечные суммы на решение копеечных задач. Он охотился за серьезными делами, на которые мог кардинально повлиять, и действовал без оглядки.

В 2019‑м я работал с фондом Atlantic Philanthropies над отчетом, который должен был подвести итог десятилетий благотворительной деятельности Фини. Этот документ пестрит цифрами и фактами, но Фини сформулировал свою цель в паре предложений: «Не вижу причин откладывать благотворительность на потом, если уже сейчас можно сделать столько хороших и важных дел. Вдобавок при жизни жертвовать веселее, чем после смерти».

14 сентября 2020‑го Фини завершил миссию длиной в 40 лет и подписал документ о закрытии Atlantic Philanthropies. Церемонию транслировали в Zoom, в ней участвовали Билл Гейтс и экс-губернатор Калифорнии Джерри Браун. Благодарственное письмо Фини прислала спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси.

На пике в 10 международных офисах Atlantic Philanthropies, расположенных в семи часовых поясах, работало больше 300 сотрудников. Дата закрытия фонда была определена много лет назад. Долгосрочный план Фини предусматривал, что до 2020 года он будет делать рискованные и важные пожертвования, раздаст все деньги и закроет фонд. Такой подход добавлял настойчивости и дисциплины. Он помог Atlantic Philanthropies задокументировать свою историю, подвести итог победам и поражениям и показать другим благотворительным организациям траекторию движения. «Мы занимаемся благотворительностью, исходя из наших возможностей. Мы не планируем долго оставаться в деле»,– сказал Фини в 2019‑м.

Куда ушли $8 млрд? Фини отдал $3,7 млрд на образование, в том числе $1 млрд своей alma mater– Корнеллскому университету, куда он поступил по льготной программе для ветеранов Второй мировой. Более $870 млн потрачены на борьбу за права человека и социальные изменения, например $62 млн– на движение за отмену смертной казни вСША, а $76млн– на поддержку реформы американской медицины (Obamacare). На здравоохранение ушли $700 млн, включая $270 млн на общественное здравоохранение во Вьетнаме и $176 млн на Международный институт здоровья мозга при Калифорнийском университете в Сан‑Франциско.

Одно из последних пожертвований – $350 млн Корнеллскому университету на создание центра высоких технологий на острове Рузвельта– классический пример подхода Фини к благотворительности. Очень бережливый в повседневной жизни, он был готов тратить большие деньги и идти до конца, когда ценность проекта перевешивала риски. 

Опубликовано в четвертом номере журнала Forbes (октябрь 2020)

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
Головний журнал 2024 року вже у продажу

Заказывайте с бесплатной доставкой по Украине