Фонд государственного имущества Украины первой в рамках «Большой приватизации» продаст «Объединенную горно-химическую компанию» (ОГХК), которая добывает титановую руду. Стартовая цена предприятия – 3,7 млрд грн. Однако конечная стоимость будет сформирована на торгах 31 августа и цена может достичь 9 млрд грн. Сколько заплатят за предприятие и стоит ли его продавать
🎬 YouTube-проєкт Forbes Next про майбутніх зірок українського бізнесу. Новий випуск про школу програмування GoIT. Як вона будує мільярдну компанію на світчерах 👉 Дивіться за цим лінком
Фонд госимущества вычислил стартовую цену по мультипликаторам аналогичных компаний, а также методом DCF Valuation, и 19 августа начал принимать заявки на участие в аукционе. Шаг повышения цены на аукционе будет 50 млн грн, по словам Виталия Струкова, управляющего партнера BDO Corporate Finance, которая советовала ОГХК при подготовке к приватизации. Он говорит, что в предприятии заинтересованы международные инвесторы и цена может достичь 5 млрд грн, пишет РБК-Украина.
Исходя из биржевых цен подобных компаний, стоимость ОГХК может составить даже 9 млрд грн, отмечает Forbes руководитель аналитического отдела инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий. «Хотя долги и другие обстоятельства, если будут выявлены при детальном анализе, могут уменьшить цену», – говорит он.
Потенциальные покупатели – крупные иностранные компании, работающие в этой сфере, говорит Паращий. Основные потребители титановых руд в мире: Европа – (INEOS, Venator, Evonik Industries, Precheza), Северная Америка (Chemours, Kronos, Tronox) и Азия (Lomon Billions, Tayca Corporation, Toho Titanium), по данным Фонда госимущества.
Может ли купить предприятие компания с российским следом? «Закон запрещает участие в приватизации покупателям из России и санкционных списков, хотя риск остается – никто не мешает создать компанию с регистрацией в нормальной юрисдикции, – говорит Паращий. – Однако этот риск минимален: покупатель все равно должен будет раскрыть конечного бенефициара, чтобы подтвердить происхождение денег».
Фонд госимущества отказался разглашать потенциальных покупателей. Известно лишь, что по состоянию на февраль 13 международных компаний хотели купить ОГХК, по словам главы фонда Дмитрия Сенниченко. На сегодня только одна компания открыто заявила об участии в торгах – отечественная «Стугна лимитед». Ее конечные бенефициары – бизнесмены Дмитрий Адамовский и Виталий Вайнштейн.
ОГХК– крупнейшая в Европе и входит в десятку мировых компаний по объему добычи титановых и циркониевых руд. Крупнейшим потребителем продукции компании является Китай – 39%. В Японию поставляется 12% продукции, в Турцию – 9%, в Мексику – 8%. Еще 8% продукции остается в Украине. ОГХК – прибыльная компания последние пять лет. В 2019 году компания получила $3 млн прибыли при $137 млн дохода. В 2020 году доход компании уменьшился почти на 15,4%, до $116 млн, но прибыль выросла почти в семь раз, до $23 млн.
Участников предстоящего аукциона было бы больше, если бы аукцион учитывал спецразрешение на Селищанское месторождение, что существенно подняло бы ценность актива, по словам Олега Арестархова, руководителя пресс-службы Group DF олигарха Дмитрия Фирташа. «Но для того, чтобы месторождение учесть на балансе ОГХК, нужно закончить судебные споры вокруг него», – говорит Арестархов. Госгеонедра 10 августа аннулировала специальное разрешение Group DF на пользование недрами и передала их во владение ОГХК. Однако Фирташ считает, что аннуляция незаконна, и обжалует решение в суде.
Сама Group DF близко знакома с ОГХК: в течение 2004–2014 годов структуры Фирташа арендовали имущество комбинатов предприятия – Вольногорский горно-металлургический комбинат на Днепровщине и Иршанский горно-обогатительный на Житомирщине. Продукцию комбинатов использовало предприятие «Крымский титан». Однако в 2014 году Фонд госимущества разорвал с Group DF договора аренды. В августе того же года их передали на баланс новосозданной ОГХК. Причиной отказа в продлении аренды, по словам тогдашнего премьер-министра Арсения Яценюка, стало то, что при прибыли компании 1 млрд грн государство от аренды получало меньше 100 млн грн.
Стоит ли продавать прибыльное предприятие? «Это вечный вопрос, – говорит Паращий. – Сейчас сырьевые рынки на подъеме. Когда цены высоки, растут аппетиты у владельцев, но рано или поздно это закончится. Государство уже приняло решение о продаже, а значит, они осознают, что ОГХК имеет больше возможностей в руках частной компании».
Еще одна причина продать компанию – ОГХК не стратегическое предприятие и не создает уникальную общественную пользу, которую может создавать частный владелец, по словам Дмитрия Яблоновского, эксперта по корпоративному управлению Киевской школы экономики. «А учитывая коррупцию и другие риски государственной собственности, его лучше приватизировать», – говорит он. Купит ОГХК иностранный или украинский инвестор – разницы нет, потому что условия покупки будут предусматривать обязательства покупателя инвестировать в компанию, убежден Паращий. «Хотя желательно, чтобы это был известный иностранный покупатель. Это будет хорошо для имиджа приватизации по новым правилам», – говорит он.
Правила изменились после принятия парламентом в 2018 году нового Закона «О приватизации». Им, в частности, введены электронные аукционные продажи и возможность использования английского права в переходный период. Премьер Денис Шмыгаль ожидает, что за счет «Большой приватизации», а также приватизации небольших объектов, только в 2021 году удастся привлечь в бюджет 12 млрд грн. Доход от приватизации в 2020 году составил 2,5 млрд грн, по данным Минэкономики.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.