Категория
Новости
Дата

ПриватБанк предписано продать. В чем сложности этого плана

4 хв читання

ПриватБанк предписано продать. В чем сложности этого плана /Shutterstock

Shutterstock

Кабмин утвердил обновленную стратегию развития ПриватБанка. Его планируют разделить на условно хороший и плохой и продать в течение трех лет. Какое будущее уготовано крупнейшему госбанку страны

По результатам работы в 2018–2020 годах ПриватБанк выплатил 55,4 млрд грн дивидендов своему акционеру – Министерству финансов Украины. Это даже больше объема собственного капитала банка, то есть банк за год зарабатывает 30 копеек на каждой гривне капитала. Не каждый инструмент инвестирования может похвастаться подобным уровнем доходности. Учитывая, что сейчас многие компании, даже убыточные, оцениваются фондовыми рынками крайне дорого, вопрос продажи ПриватБанка становиться все более актуальным.

Картина доходности ПриватБанка не будет полной, если не упомянуть национализацию крупнейшего банка страны в 2016 году и ее стоимость для налогоплательщиков. Минфин докапитализировал банк на 155 млрд грн, взяв на себя обязательство вернуть средства вкладчикам вместо прежних акционеров. Поскольку такая сумма фантастическая для бюджета, чтобы внести ее «живыми» деньгами, правительство выпустило ОВГЗ на соответствующую сумму.

Ежегодно спасение банка обходится бюджету в 12,4 млрд грн, а общий объем процентов за 2017–2032 годы более чем удвоит стоимость национализации, доведя ее до 324 млрд грн. Объемы уплаченных государству дивидендов – 11,5 млрд грн, 24,5 млрд грн и 19,4 млрд грн по результатам соответственно 2018, 2019 и 2020 годов сопоставим с объемом платежей по капитализационным ОВГЗ. Однако Приват все же отдает акционеру больше, ведь часть капитализационных ОВГЗ в свое время выкупил НБУ и теперь он получает по ним почти 10% годовых.

Но не через дивиденды должен быть проложен путь к компенсации бюджету расходов на спасение банка, а через возвращение компаниями кредитов, которые они получили от банка до его национализации. Речь идет о тех компаниях, которые связывают с бывшими акционерами ПриватБанка и которые прекратили обслуживать свои обязательства. Именно проблемы с предыдущими владельцами, судебные иски обеих сторон друг к другу и являются той причиной, по которой в стратегии развития банка его предлагается разделить на хороший и плохой.

Вопрос лишь в том, возможно ли юридически отделить полностью хороший ПриватБанк от его исторического наследия. На мой взгляд, Приват невозможно продать, если в дополнение к банку покупатель получит билет на войну с одним из самых влиятельных олигархов страны. Если предположить, что удастся перевести политические и юридические риски обжалования продажи ПриватБанка инвесторам, то его цена обещает быть высокой – несколько миллиардов долларов.

Возможно, его стоимость еще больше возрастет, если в течение следующих лет до его гипотетической продажи менеджменту банка удастся достичь поставленных целей. Прежде всего, это розничный бизнес. Клиентами банка является, пожалуй, половина взрослого населения страны, поэтому в дальнейшем наращивать долю банка будет сложно. А значит, акцент должен быть сделан на увеличении количества продуктов у клиента. Также банк будет пытаться активизировать тех клиентов, которые основную часть своих банковских операций проводят через другие финансовые учреждения, попробовать мотивировать их чаще использовать именно ПриватБанк.

В стратегии выглядят странными консервативные планы в ипотечном сегменте. С одной стороны, ожидается рост ипотечного портфеля на 43% к 2024 году. Но в абсолютных числах это означает рост менее чем на миллиард гривен. И это учитывая амбициозные планы правительства и президента нарастить почти мертвое ипотечное кредитование в Украине для дополнительного стимула экономики. Поэтому ипотека рассматривается больше в рамках государственных программ, а широкодоступный ипотечный бизнес ожидается с качественными изменениями в законодательной базе. Иными словами – с усилением прав кредиторов.

Чрезмерная концентрация на одном из направлений работы – карточном – является рискованной. Даже учитывая прочные позиции ПриватБанка в этом сегменте. Поэтому сегмент малого и среднего бизнеса выделяется как перспективный, где нужно развивать компетенции и предлагать клиентам достойный уровень обслуживания. Портфель кредитов планируется нарастить сразу в полтора раза за ближайшие четыре года. Это может произойти как за счет государственных программ вроде «5-7-9», так и независимо от них.

Помешать этому может конкуренция и небольшой объем рынка. Предпринимателей стране не хватает, а большая часть малого бизнеса находится в тени – вне досягаемости банков. Начиная с 2016 года чуть ли не каждый крупный банк декларировал намерения уделить внимание МСБ. Где-то между строк читалось недовольство правами кредиторов в судебных спорах против крупного бизнеса.

Банки потеряли не один десяток миллиардов гривен выданных кредитов такому заемщику. Но пока еще нет ощущения, что банкам на этом сегменте рынка тесно. Взять хотя бы остатки на валютных счетах физических лиц – предпринимателей. Как правило, это де-факто наемные работники из сферы ІТ. После валютной либерализации объем средств начал стабильно расти и достиг почти $800 млн. Клиенты предпочитают хранение на текущих счетах под ноль процентов, и банки пока не сумели их в этом плане чем-то заинтересовать.

Повышение прибыльности и эффективности работы банка – это не всегда о победе. Отдельные действия банка, очевидно, не всем понравятся. Стратегией предусмотрено сокращение количества работников с 21 600 человек в сегодняшнем Привате до 15 500 в «хорошем» банке. Наибольшие сокращения могут быть в бэк-офисе – направлении, которое лучше поддается автоматизации. Банк продолжит сокращать количество отделений – до 1250 по мере того, как все больше услуг можно будет получить без физического посещения офиса. Не исключено, что какую-то часть работы переведут на аутсорсинг. Учитывая подобные процессы в Европе и дешевую стоимость высвобождаемых рабочих рук, возникает вопрос, кто рискнет запустить аутсорс банковских услуг в Украине?

Далеко не факт, что будет политическая воля продать ПриватБанк. Совсем не гарантирована и победа в многочисленных судебных делах против бывших акционеров. Юридические риски продажи банка могут так и остаться слишком высокими, чтобы кто-то вкладывал в проект свои деньги.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд