Чтобы профинансировать эту популистическую идею, придется либо сократить средства на образование, медицину или другие статьи бюджета, либо увеличить бюджетный дефицит.
Декларируемая цель закона – «урегулирование на законодательном уровне вопроса повышения экономического уровня жизни граждан Украины». Законом предложено с 2037 года за бюджетные средства начать выплачивать единовременную помощь на обучение, лечение или квартиру молодым людям, достигшим 18-летнего возраста, через Фонд будущих поколений.
Подобные фонды могут быть рассмотрены в богатых странах, где сверхвысокий объем сырьевой ренты формирует профицит бюджета, а остальные государственные функции щедро профинансированы. В пояснительной записке авторы проекта ссылаются на Норвегию, ОАЭ, Саудовскую Аравию и Кувейт.
Но в Украине ситуация совсем другая. Потока «нефтедолларов» у нас нет, мы, напротив, скоро потеряем даже плату за использование «трубы» для газового транзита. Государственный бюджет и бюджет пенсионного фонда дефицитны, здравоохранение и школьное образование недофинансированы, наука и экология почти не финансируются вообще, не решена проблема бедности, «зеленый курс» требует больших инвестиций, местные общины страдают от нехватки средств на обновление коммунальных сетей, а предприниматели – от давления налоговиков.
К тому же наиболее уязвимые категории – это люди с инвалидностью и семьи с детьми, а вовсе не молодежь. Но государство решает направить бюджетные средства на выплаты будущим 18-летним юношам и девушкам.
Если вклад в фонд будет равен двум минимальным зарплатам в год, а доходы фонда будут превышать инфляцию на 3%, человек получит к своему 18-летию примерно $9000–10 000 (по текущему курсу). Если он поступит в бюджет в украинский университет и будет оставаться здоровым, то средства на лечение или обучение ему потратить не удастся. Купить качественное жилье за такую сумму нереально, так что появится простор для перепродажи «убитых гостинок» на окраинах, а ограничение на типы расходов будет недейственным. Ребенок миллионера получит такую же сумму, как и ребенок из детского дома – о социальной функции этих выплат речь не идет.
Но проблема не только в том, что помощь направят не туда, где она нужна больше всего. В случае действия такой программы, государственный бюджет уже через несколько лет сильно разбалансируется. В 2030 году грубо подсчитанные расходы бюджета на государственные взносы в Фонд могут составить около 1% ВВП в год – это примерно треть бюджетного дефицита, который считается безопасным (около 3% ВВП), примерно одна десятая расходов Пенсионного фонда или треть расходов на оборону.
Чтобы профинансировать все это, придется либо сократить средства на образование, медицину или другие статьи бюджета, либо увеличить бюджетный дефицит. Скорее всего, остановятся именно на последнем.
Потенциала создания «предложения длинных денег», как отмечено в пояснительной записке, у Фонда тоже нет. Взносы в Фонд будут инвестировать в основном в облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Простыми словами, сейчас планируют забрать средства из бюджета, заплатить комиссионные менеджерам и вернуть те же средства обратно в бюджет, но начать платить в пользу фонда еще и проценты на ОВГЗ. Конечно, можно создать государственное учреждение, которое будет инвестировать государственные деньги в государственный долг. Только проблему отсутствия долгосрочных инвестиций это не решает.
Но даже это не самое плохое. Традиционно для украинских государственных компаний и фондов большой риск – коррупция, направление средств по политическим или личным мотивам, наконец, заморозка активов во время будущих кризисов, когда бюджету не хватит денег.
Решение о создании фонда – это, по сути, о ежегодном наращивании долга сейчас для выплат молодежи в будущем или действительно ради политических дивидендов. Такие идеи удобны тем, что электоральные бонусы от них можно получить уже сегодня, а реализовывать придется приемникам во власти.
В итоге с комиссионными останутся управляющая компания, партнеры и подрядчики, с высокими зарплатами – наблюдательный совет и правление нового фонда. А украинцы, профинансировав своими налогами эту популистическую прихоть, возможно, получат журавля в небе через 18 лет, но это не точно.
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашему редактору Катерине Рещук — [email protected]
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.