Категория
Главное
Дата

Помогут ли 1000 грн от Зеленского реально увеличить темпы вакцинации в Украине

Getty Images

Getty Images

Убедят ли 1000 гривен вакцинироваться тех, кто до сих пор этого не сделал? Кого-то, безусловно, да. Обязательно будет часть людей, которые пойдут в прививочный пункт, потому что за это дадут деньги. Однако сколько будет таких людей и насколько увеличится уровень вакцинации по сравнению с тем, если бы никому не платили?

Часть этих денег выплатят уже привитым, то есть это никак не повлияет на количество новых вакцинаций. Еще часть денег уйдет тем, кто сделает прививку после начала выплаты денег, но они и так вакцинировались бы в этот период по другим причинам, без денежного стимула.

Самая важная для этой инициативы категория людей, которые сделают прививку только при условии выплаты денег (или определенного сертификата), потому что именно на них направлена кампания. В общей сложности на этот проект готовы потратить 6 млрд гривен. Если среди всех, кто получит деньги, будет, например, 1 млн человек, которые без денежного стимула не пришли бы на прививку, то получается, что каждая дополнительная вакцинация обойдется в 6000 грн.

Если дополнительно вакцинируются только 1000 человек, тогда это будет стоить 6 млн грн за один курс прививки. Наверное, можно найти деньгам лучшее применение.

Чтобы предусмотреть, сколько людей сделают прививки благодаря денежному вознаграждению, нужно понять, по каким причинам они не вакцинировались до сих пор.

Например, 42% невакцинированных лиц (по состоянию на конец октября) выражали желание сделать прививку. Для них денежное вознаграждение может стать толчком наконец-то прийти в пункт вакцинации. Но, возможно, есть более дешевые способы сделать прививку тем, кто на это готов?

На 25 октября только 20% пенсионеров получили две дозы вакцины (хотя они относятся к группе риска). При этом опрос населения в возрасте старше 60 лет, проведенный в Черновицкой области, показал, что 52% из них хотят сделать прививку, но 56% не получали приглашения на вакцинацию. Предоставление четкой информации людям старшего возраста о расположении пунктов вакцинации, помощь с записью на первую и вторую дозу прививки может быть более действенным (и более дешевым) способом увеличить охват вакцинацией самых уязвимых категорий.

Совершенно другая категория – это те, кто не вакцинировался и не желает этого делать. Таковых более половины из невакцинированных лиц. Большинство из них утверждают, что не доверяют прививкам и считают, что вакцинация несет больше рисков, чем COVID-19.

Если обобщить, то основной причиной отказа есть страх и недоверие. И выплата 1000 грн вряд ли поможет преодолеть их. Здесь требуется постоянная, тщательно разработанная коммуникационная кампания о безопасности вакцин, возможных побочных реакциях, принципе действия прививок и их защите.

Такие информационные кампании гораздо сложнее в планировании и реализации по сравнению с выплатой денег. Они дают результаты не сразу, однако в итоге могут иметь гораздо больший эффект, если будут проведены с учетом причин, удерживающих людей от прививки.

Почему до сих пор призывы вакцинироваться со стороны государства не имеют значительного эффекта? Одна из причин – это огромный уровень недоверия населения к государственным органам. По данным опроса, который проводился в августе этого года, 76% украинцев не доверяют чиновникам, 75% – Верховной Раде, 72% – правительству. Если основная коммуникация о вакцинации идет от них, то не удивительно, что она не дает результат, и это не изменить выплатой 1000 грн.

В то же время в опросе по поводу вакцинации респонденты говорят, что больше всего доверяют семейным врачам: 77% из тех, кто еще не привит, прислушались к совету врача. Поэтому важно не только то, что мы говорим, но и кто доносит информацию.

Вопрос стимулов – один из ключевых в поведенческой экономике, которую сейчас взяли на вооружение многие страны и международные организации для увеличения темпов вакцинации. Основная идея состоит в том, что людям нужны «толчки», которые помогут им совершить определенные действия. Например, кто-то пошел вакцинироваться, потому что ему позвонил семейный врач, другой – потому что запретили проезд в транспорте без прививки, третий – потому что к нему на работу приехала мобильная бригада и вакцинировала всех сотрудников. Однако есть и сознательно отказывающиеся делать прививки даже после того, как позвонил семейный врач или перестали пускать в общественный транспорт. Это объясняется тем, что для разных людей работают разные толчки. И изучение таких стимулов должно предшествовать решению о введении того или иного мероприятия.

Некоторые страны уже попытались выплачивать деньги или давать подарочные сертификаты, чтобы мотивировать сделать прививку. К примеру, в Калифорнии предлагали подарочную карту в $50 и розыгрыш 10 призов по $1,5 млн долларов. В Огайо объявили лотерею с выигрышем в $1 млн, в Нью-Йорке давали $100 и возможность выиграть стипендию на обучение в университете. Почти все эти эксперименты показывают либо очень небольшое влияние на вакцинацию (увеличение намерений буквально на несколько процентов), либо вообще никакого. В одном из исследований финансовое вознаграждение даже снизило желание вакцинироваться среди представителей некоторых социальных слоев.

Использование стимулов, которые предлагают страны, чтобы убедить вакцинироваться от COVID-19, и реакция на них граждан, доказывают, что не существует одного или двух способов, которые сработают для всего населения. Поэтому основной вопрос не в том, поможет ли выплата 1000 грн увеличить уровень вакцинации, а как можно поощрить максимальное количество людей сделать прививку, имея 6 млрд гривен. И для разных социальных групп эти стимулы будут разными и будут иметь разную стоимость.

Можно начать с наиболее дешевых, но действенных способов.

Во-первых, пригласить всех пенсионеров и людей из групп риска на вакцинацию, сделав запись (в том числе оформление декларации с семейным врачом и внесение данных в реестр) максимально простой для них.

Во-вторых, усилить работу с семейными врачами, чтобы они стали источником информации о вакцинации для большинства людей на своем участке.

В-третьих, начать коммуникационную компанию, четко отвечающую на вопросы: что мы говорим, кому и через какие каналы.

Без четкого понимания, какую проблему невакцинированных лиц могут решить 1000 грн, нет смысла просто тратить эти 1000 грн.

Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашему редактору Катерине Рещук — [email protected]

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

30 до 30 | Квартал 95, лидер "Большого строительства"