У SpaceX кризисная ситуация – она не успевает производить двигатели для своей ракеты Starship, которая должна запустить спутники для интернета Starlink и улететь на Марс. Основатель компании Илон Маск говорит, что ситуация может окончиться банкротством
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
В выходные после Дня благодарения, 27–28 ноября, американский предприниматель Илон Маск планировал отдохнуть. Однако ни ему, ни инженерам SpaceX это не удалось – они провели уик-энд в калифорнийском офисе компании, пытаясь ускорить производство двигателей Raptor для ракеты Starship.
Starship – это гигантская ракета-носитель нового поколения, которую SpaceX разработала, чтобы отправлять на Марс и Луну грузы и людей. Ракета уже совершила несколько коротких испытательных полетов, но, чтобы перейти к орбитальным запускам, компания должна нарастить производство двигателей.
Для запуска Starship требуется по крайней мере 39 двигателей. «Мы рискуем стать банкротами, если в следующем году не будем запускать Starship хотя бы раз в две недели», – говорит Маск. Он не раскрывает, сколько ракет сейчас производит компания и сколько ей не хватает двигателей.
У SpaceX было пять прототипов Starship, но в мае этого года остался только один – другие взорвались во время тестов.
Маск хочет вывести ракету на орбиту уже в январе этого года и начать возить в космос грузы в 2023 году. Также у SpaceX есть контракт с NASA на $2,9 млрд, по которому ракета Starship должна доставить астронавтов на Луну в 2025 году.
В отличие от многих космических компаний, которые передают производство компонентов ракет на аутсорс, в частности, в Украину и Россию, SpaceX создает ракеты самостоятельно в США. Компания постоянно расширяет свой испытательный центр в Техасе, где одновременно производит несколько прототипов и тестирует ракеты. Размер этого центра – 54 футбольных поля.
Неизвестно, какова причина задержек в производстве двигателей. Маск часто говорил, что наладить самостоятельное производство компонентов ракеты – один из наиболее сложных процессов. Ситуацию усложняет увольнение инженера Вилли Хелтсли, отвечавшего за разработку двигателей. По словам Маска, работа под руководством Хелтсли шла медленно.
Ракеты и бизнес на спутниках
У Маска есть и более краткосрочные планы на эту ракету – отправить в космос новое поколение интернет-спутников Starlink. Ранее SpaceX запускала спутники первого поколения V1 на ракетах Falcon. Спутники второго поколения, V2, покрывают большую территорию, но они тяжелее и нуждаются в новой ракете.
Маск хочет запустить в космос 12 000 спутников, чтобы сделать интернет доступным всем на планете. SpaceX запустила 1800 спутников, раздающих интернет для 140 000 пользователей в 20 странах. Стоимость интернета Starlink – $99 в месяц. Еще нужно заплатить $499 за оборудование – WiFi-роутер и спутниковую тарелку. Это невозможно без достаточного количества двигателей для ракеты, которые могут вывести спутник на орбиту, пишет Маск.
Маск хочет сделать бизнес на спутниках более выгодным и даже рассматривает возможный выход на биржу, когда приток денег будет более стабильным. «SpaceX потеряет много денег до того, как Starlink станет финансово выгодным, – говорит Маск в письме инженерам SpaceX. – Каждое новое созвездие спутников обанкротилось. Мы должны быть первыми, кто избежит этого».
Станет ли SpaceX банкротом
В письме сотрудникам Маск сказал, что существует большой риск, что без достаточного количества двигателей Raptor компания SpaceX обанкротится. Позже, 30 ноября, он написал в Twitter, что даже если SpaceX будет терять миллиарды на Starlink и Starship, то банкротство хоть и возможно, но маловероятно.
SpaceX – «центикорн», частная компания с оценкой $100 млрд. Лишь китайская Byte Dance, основательница TikTok, имеет столь же высокую оценку, $140 млрд.
В 2018 году Маск уже призвал своих сотрудников – но другой компании, Tesla – работать без выходных, чтобы избежать банкротства. Он говорил, что Tesla потерпит крах из-за проблем с производством автомобилей Model 3. Недавно оценка Tesla превысила $1 трлн.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.