Дэниел войною, гендиректор Via. /Getty Images
Категория
Компании
Дата

Сделать общественный транспорт привлекательным невозможно? Сервис Via доказала обратное и уже стоит почти $3 млрд

7 хв читання

Дэниел войною, гендиректор Via. Фото Getty Images

В то время как сервисы, вроде Uber, создают бизнес, которые конкурируют с городской транспортной сетью, Via нашла золотую жилу в обслуживании и работе с властями городов

📲 Forbes Ukraine у WhatsApp. Підписуйтесь й читайте головне про бізнес та економіку

У Дэниела Рамота за плечами такое образование, которое открывает дорогу для карьеры в науке, медицине или технологиях: у него есть степени по математике, физике, электроинженерии, а еще докторская по нейронауке Стэнфорда.

«Моя мама спрашивает: «У тебя такое образование, а ты работаешь диспетчером такси?». А я всегда отвечаю: «Нет, я – диспетчер автобусов», – шутит он. Десять лет назад Рамот со своим давним другом Ореном Шовалем, у которого докторская по системной биологии, решили отложить свои специальности и создать компанию, которая переосмысливает крайне неприглядную индустрию – общественный транспорт.

«Мы посмотрели на эту индустрию и заметили, что она почти не использует технологии», – говорит 45-летний Рамот, который основал Via Transport с 44-летним Шовалем в 2012-м. Найти способ разгрузить трафик и выбрать оптимальные маршруты для общественных перевозок в реальном времени – это «действительно интересная математическая задача», говорит Рамот.

Потенциально это даже может стать общественно полезным делом. «Если мы решим эту задачу и применим ее на практике, то, – уверен он, – сможем положительно повлиять на общество».

Итак, в то время как Uber вышла на сцену несколько лет назад с целью вывести из игры общественный транспорт, нью-йоркская Via стремится работать с властями городов и в пределах текущей инфраструктуры.

Результат: сейчас Via работает с городами, среди которых Майами, Джерси-Сити, Лос-Анджелес, Виннипег и Арлингтон, Техас, и предоставляет программную платформу для заказа микроперевозок, паратранзитных услуг, планирования маршрутов, создания расписаний для водителей, а также мобильные приложения и другие инструменты, которые помогут дискредитированному городскому транспорту вернуть себе пассажиров.

В списке клиентов компании более 500 транспортных управлений в 35 странах, а ее ПО используют для транспортных услуг для пожилых людей, лиц с ограниченной мобильностью, школ и колледжей, заказа микроавтобусов для корпоративных клиентов.

Компания в целом собрала $650 млн, из которых $60 млн в марте, от индустриальных гигантов, таких как Shell и Exor, материнская компания Ferrari, а также от ряда венчурных фондов. (Porsche также косвенный инвестор через Fleetonomy, которую купила Via.)

Согласно Pitchbook, компанию теперь оценивают в $2,9 млрд. Годовая выручка в 2019-м составила $225 млн – Pitchbook сообщает, что данные доступны только за этот год. По словам Рамота, подавляющее большинство выручки приносит сотрудничество с транспортными управлениями и городскими правительствами.

В финансовом плане компания скоро может перескочить на следующий уровень. Вскоре она сможет стать прибыльной и, по словам осведомленного с делами компании человека, в течение нескольких месяцев может выйти на биржу. Рамот не подтверждает никаких конкретных планов, но ранее он говорил, что Via должна быть публичной компанией.

«Мы работаем с городами и с транспортными управлениями, – говорит он Forbes. – Они используют деньги налогоплательщиков, чтобы предоставлять людям критически важные услуги. Думаю, что такие компании должны быть под контролем, который обеспечивает публичный рынок».

Публичный листинг совпадет с планами администрации Байдена распределить десятки миллиардов долларов транспортного бюджета, который предусмотрен законопроектом об инфраструктуре на $1 трлн.

Если законопроект поддержит подконтрольная демократам Палата представителей, то правительство вложит «$39 млрд инвестиций в модернизацию транспортной системы и совершенствование доступности транспорта для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями. Кроме того, часть денег пойдет на продление действующих транспортных программ на пять лет в рамках перераспределения полномочий в системе наземного транспорта», – пишет Белый дом.

Принятие законопроекта остается под большим вопросом, ведь либеральные и умеренные силы спорят по поводу продвижения отдельного пакета на $3,5 трлн на этапе согласования бюджета.

Jamel Toppin for Forbes

Гендиректор Via Дэниэл Рамот, у которого докторская степень по нейронауке Стэнфорда, считает решение транспортных проблем «действительно интересной математической задачей». Фото Jamel Toppin for Forbes

«Они нашли для себя очень выгодное место, с которого им будет удобно участвовать в крупных проектах, связанных с транспортными сетями», – говорит Джон Россант, гендиректор NewCities Foundation и основатель CoMotion, конференций о транспорте в Лос-Анджелесе и Майами; у него нет акций Via.

С помощью непосредственной работы с транспортными управлениями Via пытается сыграть на контрасте с Uber и Lyft, которые годами имеют напряженные отношения с некоторыми городами. Via использует независимых водителей услуг коммерческих перевозок в городе Нью-Йорке и Вашингтоне, округ Колумбия.

В городах же, где программная платформа компании используется для микроперевозок, чтобы заполнить пробелы автобусных и железнодорожных услуг, дешевые перевозки на микроавтобусах выполняют водители, которые являются сотрудниками транспортного управления или которых нанимает город.

Компания создает приложения TransitTech, похожие на Uber и кастомизированные для отдельных городов и программ перевозок. В таких приложениях пассажиры могут заказать поездку на микроавтобусе, посмотреть расписание движения общественного транспорта, а в некоторых случаях заранее купить билет на автобус или поезд.

Кроме того, компания раз или два в неделю передает данные с приложения о заказе перевозки по требованию, чтобы помочь управлениям транспортом корректировать автобусные маршруты, остановки и расписания на основе этих данных

Рамот говорит, что цель Via – помочь операторам транспортных сетей увеличить количество пассажиров и заполнить пробелы их систем, чтобы небогатые пассажиры и люди с физическими ограничениями имели доступ к общественному транспорту. По словам представительницы Via Кэролайн Хокинс, микроперевозки, которые заказывают через Via, «обычно стоят от $1 до $3 – почти как билет на автобус».

Услуга микроперевозок не конфликтует с профсоюзом водителей автобусов и машинистов, ведь эти же водители садятся за руль таких микроавтобусов либо транспортные управления принимают новых водителей в штат на такую же зарплату и соцпакет.

«Я называю такие компании, как Via, «соцтехом» – они думают об обществе и развивают технологии, — говорит инвестор Via и транспортный специалист Тимоти Папандреу, бывший директор в подразделении беспилотных автомобилей Waymo (Google) и основатель Emerging Transport Advisors. – Именно за ними будущее».

Мы собираемся изменить систему общественного транспорта. Мы покажем, как ее лучше использовать, но также станем ее частью и создадим новые формы перевозок... чтобы эта система стала более эффективной.

Дэниел Рамот, гендиректор VIA

Большие и богатые Uber и Lyft тоже так думают; они ищут возможности сотрудничать с городами, а следовательно, могут стать прямыми конкурентами Via. Uber и Lyft координируют программы шеринга велосипедов и скутеров, показывают остановки общественного транспорта и его расписание в своих приложениях, а в некоторых случаях дают возможность купить билеты на автобус и поезд. В прошлом году Uber купил Routematch из Атланты, поставщика ПО для транспортных управлений, и теперь ищет другие способы закрепиться в индустрии.

«Мы видим, как развивается индустрия перевозок, – говорит Крис Пангилинан, директор по глобальной политике и связям с управлениями общественного транспорта. – Люди снова начинают путешествовать, и мы замечаем, что управления общественного транспорта пытаются найти возможности по-новому обслуживать различные части своих городов».

Среди этих новых способов программы микротранзитных и паратранзитных перевозок, похожие на программы Via. Они координируются с управлениями транспорта и помогают пассажирам максимально эффективно использовать поезда, автобусы и программы перевозок. По словам Пангилинана, сегодня Uber работает с более 500 транспортными управлениями в мире.

Дополнительную конкуренцию составляют транспортные техкомпании, такие как Moovit, которую купил Intel в 2020 году. Ей принадлежит транспортное приложение, которое является наиболее популярным в мире – оно находится у более миллиарда пользователей в смартфонах. Приложение обеспечивает ПО и данные, помогающие транспортным операторам делать их системы более гибкими и осведомленными со спросом пассажиров.

В Нью-Йорке и Вашингтоне, где Via предлагает коммерческие услуги перевозки, компания утверждает, что ее цены обычно ниже, чем в Uber и Lyft. Это возможно благодаря алгоритмам Рамота и Шовала, которые в машину собирают нескольких пассажиров, едущих в одном направлении.

Подход компании заключается в том, чтобы создать «виртуальные» автобусные остановки, чтобы максимизировать эффективность: она хочет высаживать пассажиров за квартал или два от их конечного места назначения, чтобы перевозить больше людей за короткое время, говорит представитель компании Хокинс.

(В начале пандемии Covid-19 в 2020-м город Нью-Йорк запретил совместные поездки, которые организуют Via, Uber и Lyft. Via возобновила эту услугу в июле 2021-го; но не Uber и Lyft.)

Сделать общественный транспорт привлекательным невозможно? Сервис Via доказала обратное и уже стоит почти $3 млрд /Фото 1

Дэниел Рамот и технический директор Орен Шовал подружились после того, как их приняли в элитную израильскую военную программу исследования в 1990-х. Сегодня Рамот живет в Нью-Йорке, а Шовал работает из Тель-Авива. Фото ENIZ CALAGAN FOR VIA

Транспортные эксперты заявляют, что увеличение количества совместных перевозок, которые подверглись значительному удару из-за пандемии в 2020-м, нужны не только для того, чтобы уменьшить пробки в городах. Все чаще местные и национальные правительства считают такие перевозки чрезвычайно важными для снижения разрушительных для климата углеродных выбросов от индивидуальных автомобилей. По данным Международного энергетического агентства, в 2021-м ожидается значительный рост количества личных транспортных средств.

«Via специально создана так, чтобы заполнить пробелы, которые давно существуют у транспортных управлений», – говорит Селета Рейнольдс, генеральный менеджер Департамента транспорта Лос-Анджелеса. В октябре ее департамент восстановит микротранспортную программу в сотрудничестве с Via, которую остановила пандемия. Эта программа направлена на малоимущее население на западе города, где наблюдается «транспортная пустыня» из-за ограниченного количества обычных автобусов в этих районах.

 

Via специально создана так, чтобы заполнить пробелы, которые давно существуют у транспортных управлений.

СеЛеТи Рейнольдс, генеральный менеджеру Департамента транспорта Лос-Анджелеса

«Via будет помогать с расписанием, выполняя роль некоего оператора коммутатора, который является посредником между запросом на поездку (через приложение или по телефону) и водителем (департамента), который руководит транспортом, – объясняет Рейнольдс. – Это достаточно сложная технология, которая обычно была не на лучшем уровне в управлениях транспорта».

Рамот говорит, что в 2011-м Шовала вдохновили трудности, с которыми он столкнулся, когда пытался поймать в Израиле местное маршрутное такси (шерут) – тогда мобильных приложений для такого такси не было.

«Он стоял и пытался поймать такси, а они все ехали мимо, переполненные, поэтому места для него не было, – рассказывает Рамот. – Тогда он подумал, что круто было бы, если бы он мог забронировать себе место через приложение. А тогда ему в голову пришла другая идея: если я бронирую себе место через приложение и я вижу, где нахожусь и куда хочу приехать, то почему бы не сделать маршруты динамичными, чтобы они соответствовали реальным потребностям, а не ехали по одному определенному маршруту?».

Это подтолкнуло двух инженеров разработать идею Via.

Рамот считает, что Via и компании-конкурентки используют различные подходы. «Существенная разница в том, что мы видим систему общественного транспорта такой, какая она есть, и предлагаем пассажиру использовать ее как можно эффективнее», – говорит он.

«Мы собираемся изменить систему общественного транспорта. Мы усовершенствуем ее. Мы расскажем вам, как лучше ее использовать, но также станем ее частью и создадим новые формы перевозок, например, микроперевозки. Мы меняем прокладывание маршрутов для транспорта и создание расписания для водителей, чтобы система была более эффективной».

 

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд