Украинский экспорт глазами импортера
Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго».
Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!
C 2018 года Артем Гудков, 37, и Рита Полищук, 34,– основатели компании Global Ukrainian Distribution Investment and Trading (GUDIT) – убеждают украинских производителей экспортировать в Танзанию.
Они помогают оформлять сертификаты, организуют поставку и продажу небольших объемов товаров. GUDIT торгует алкоголем, продуктами, косметикой, товарами для дома. «Можно везти практически все»,– говорит Гудков. GUDIT продает свыше 50 видов товаров (SKU) и расширяет ассортимент.
Гудков и Полищук мечтают открыть в Танзании сеть магазинов «у дома», но пока GUDIT работает как дистрибьютор. С конца 2019 года они отгрузили шесть контейнеров с товарами от девяти производителей. Они планируют довести отгрузки до трех контейнеров в месяц и наладить авиадоставку скоропортящихся товаров.
«Мы хотим, чтобы танзанийцы могли заказывать у производителей товары мелкими партиями от одной паллеты,– говорит Гудков.– Так Украина работает с Китаем».
В Танзании Гудков вместе с семью менеджерами GUDIT развозит товары примерно в 1000 торговых точек.
«Когда мы осваивали Танзанию, то проехали 6000 км, общаясь с крупными региональными игроками»,– вспоминает Гудков. Без постоянного общения с продавцами, налаживания личных контактов удачный экспорт в Африку не получится, объясняет Полищук. «В страну приезжает много «туристов». Они обещают инвестировать в регион, а потом исчезают,– говорит она.– В Африке нужно какое‑то время поработать на самом рынке, чтобы с тобой начали считаться».
Еще одно преимущество непосредственной работы на рынке – контроль. GUDIT может продать весь объем товара оптовику, но при такой стратегии компания не знает, куда продается товар, и становится зависимой от отношений с оптовиком. «А так я знаю своего клиента в лицо, знаю, что он покупает, через какие каналы продает,– объясняет Гудков.– Я выполняю ту же работу, что и любой украинский производитель в Украине, который не хочет заниматься этим при экспорте». В Африке не сильно развито внутреннее производство и ощущается дефицит выбора. «В Танзании на полках может стоять три бренда томатного соуса сомнительного качества, но с большой разницей в цене,– отмечает Полищук.– Мы же показываем, что есть качественные продукты по доступной цене».
«Украина экспортирует в Африку примерно на $5 млрд в год.75% экспорта приходится на пять стран Северной Африки,– объясняет Гудков.– То есть 15% населения Африки потребляют 75% нашего экспорта, на остальные 85% населения приходится всего 20–25%. Этот рынок в принципе не покрыт».
В 2019 году на Африку пришлось 7,8% от всего украинского экспорта, рассказывает руководитель отдела аналитики Офиса продвижения экспорта Ольга Гвоздева. По ее словам, в 2017 году International Trade Centre оценил нереализованный потенциал торговли Украины со странами Африки в $18,5 млн. «С того времени выросли как рынок Африки, так и возможности украинских экспортеров,– говорит Гвоздева.– Африка– быстрорастущий рынок, до пандемии некоторые страны росли на 5–11% в год».
Опубликовано в пятом номере журнала Forbes (ноябрь 2020)
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.