Американский инвестиционный фонд Gramercy 7 декабря подал жалобу в федеральный суд США на украинского бизнесмена Олега Бахматюка и инвестбанкира американского происхождения Николаса Пиаццу. Фонд обвиняет их в выводе из агрокомпании UkrLandFarming около $1 млрд с целью не возвращать долги
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Главный инвестдиректор Gramercy Роберт Кенигсбергер говорит, что кредиторы потратили много времени и сил, пытаясь усадить Бахматюка за стол переговоров и добиться реструктуризации. «Если честное соглашение не может быть достигнуто, Gramercy не остается иного выбора, кроме как прибегнуть к судебному разбирательству», – заявил Кенигсбергер.
Пресс-служба UkrLandFarming (ULF) 8 декабря опубликовала позицию компании, суть которой – обе стороны вели конструктивный диалог последние 2,5 года, но если надо судиться, она готова.
«Активы компании никуда не выведены – они работают в Украине, – говорится в заявлении ULF. – И права всех наших кредиторов будут обеспечены согласно заключенным соглашениям». В холдинге хотят решить вопрос конструктивно «в рамках беспристрастного судебного процесса». Получить комментарий Олега Бахматюка не удалось. Его пресс-секретарь Оксана Мельник сообщила, что позиция указана в пресс-релизе компании.
Контекст
Общая задолженность UkrLandFarming и другой компании Бахматюка «Авангард» по еврооблигациям – $775 млн. Общая сумма долговых обязательств этих компаний превышает $1,65 млрд. Порядка $1,25 млрд из них – долг перед международными кредиторами, остальное – украинским банкам (включая государственные Укрэксимбанк и Ощадбанк, и дочку российского Сбербанка в Украине).
В чем суть американского иска
UkrLandFarming не платит купонные платежи по еврооблигациям с 2017 года. Также не обслуживается кредитная задолженность в украинских банках. «Значительная часть финансовых обязательств группы ULF находится в состоянии дефолта, начиная с 2017 года. Решение для этой ситуации пока не найдено, несмотря на неоднократные попытки согласования реструктуризации с группой ULF и ее конечным бенефициарным владельцем Олегом Бахматюком», – жаловались кредиторы в письме бывшему премьер-министру Украины Алексею Гончаруку в 2019 году.
Иностранные кредиторы и UkrLandFarming несколько лет вели переговоры о реструктуризации. Безуспешно. «Кредиторы хотят живых денег, а Бахматюк хочет договориться мирно, но при этом не платить», – говорит собеседник Forbes с инвестиционного рынка.
Gramercy сообщил в пресс-релизе, что уже ведет судебный процесс против Бахматюка на Кипре. Фонд утверждает, что Бахматюк перевел материальные активы UkrLandFarming кипрской компании, которую он контролирует. 28 января 2022 года назначено слушание о заморозке активов Бахматюка.
Собеседник с инвестиционного рынка рассказывает, что несколько лет назад Бахматюк продал-передал активы ULF компаниям, связанным с инвесткомпанией SP Advisors, основателем и генеральным директором которой является Ник Пиацца. Forbes связался с Пиаццой, он сообщил, что ожидает позицию юристов, и пообещал предоставить официальный комментарий 13 декабря Собеседник Forbes из SP Advisors сказал, что такие действия фонда Gramercy – давление, и он не помнит операций по передаче активов ULF.
Американский иск – это серьезная проблема для Бахматюка?
Этот суд не сильно повлияет на положение Бахматюка в ближайшее время, считает инвестбанкир, попросивший не указывать его имя. «Такая ситуация – счастье юристов с обеих сторон. Они только пару лет будут определять юрисдикцию, а до финала может пройти три–пять–семь лет», – говорит банкир.
У управляющего партнера Capital Times Сергея Гончаревича другое мнение: иск может нанести серьезный удар и ускорить крах бизнеса Бахматюка. «Это последние вздохи компании», – категоричен Гончаревич.
Финансовое состояние UkrLandFarming не позволяет кредиторам рассчитывать на погашение долгов. По данным закрытого аналитического отчета украинского инвестбанка (есть в распоряжении Forbes), последние два года у ULF отрицательная EBIDTA, так в 2019 этот показатель был – минус $168 на один гектар, а в 2020-м – минус $146 на гектар.
Гончаревич не исключает, что компания Бахматюка может повторить судьбу агрохолдинга «Мрия»: компания обанкротилась в 2014-м, с неоплаченным долгом $1,2 млрд. Тогда комитет из 24 кредиторов взял управление агрохолдингом в свои руки. Антикризисная команда сократила долги до $310 млн, привела компанию в порядок и в 2018 году продала арабскому фонду SALIC.
Контекст
Бахматюк построил один из крупнейших агрохолдингов в Украине. В 2014 году его состояние – $623 млн. С 2020 года он не попадал в список Forbes.
С октября 2019 года Бахматюк живет в Вене. Национальное антикоррупционное бюро Украины ведет расследование по делу о доведении ВАБ Банка до банкротства. Правоохранители считают, что банк был перегружен инсайдерскими кредитами. Банк получил от Нацбанка стабкредит $49 млн. Детективы НАБУ обвиняют Бахматюка в выводе этих денег и сговоре с топ-чиновником Национального банка.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.