Национальная авиакомпания Зеленского получит много проблем, как только запустится. В чем сложность этой идеи
Категория
Новости
Дата

Национальная авиакомпания Зеленского получит много проблем, как только запустится. В чем сложность этой идеи

3 хв читання

Наказание за искажение конкуренции и иски от международных авиакомпаний – это то, с чем могут столкнуться Украинские Национальные Авиалинии (UNA/УНА) сразу после создания

Даруємо 40% знижки на річну підписку Forbes Digital. Пропозиція діє за промокодом SEPT40 до 18 вересня включно. Оформлюйте за посиланням.

На форуме «Большое строительство: авиация и туризм» 25 ноября 2021 года стало ясно, что идея национального перевозчика перешла к реализации. Президент Украины заявил, что «воплощение этой идеи – это не только об увеличении прибыли и пассажиропотока, но и в целом вопрос статуса, имиджа, престижа нашего государства». В бюджете на создание национального перевозчика – Украинских Национальных Авиалиний (Ukrainian National Airlines, UNA/УНА) будет выделено 0,5 млрд гривен уже в декабре и еще 2 млрд гривен – в 2022 году.

С самого начала проект УНА должен будет решить ряд проблем. По общему правилу в ЕС и законодательству Украины, создание государством авиаперевозчика за государственные средства недопустимо, потому что искажает конкуренцию. Антимонопольный комитет Украины может признать такую помощь возможной только в определенных случаях. Например, если УНА должны решить социальные и экономические проблемы общенационального характера или содействие сфере авиации в целом. Но при условии, что это не противоречит международным договорам Украины.

Из презентаций французских консультантов и выступлений на форуме очевидно, что УНА должны обеспечить потребность государства, например в эвакуационных рейсах или социально значимых рейсах, развитии авиастроения (использование самолетов АН) и поддержке авиационной отрасли в целом. Об использовании социальных рейсов указывалось отдельно – это должно повысить мобильность населения и развить внутренние авиаперевозки.

Чтобы УНА были конкурентоспособными, необходима операционная гибкость и быстрота в принятии решений, закупках, найме высоко- и узкоквалифицированного персонала и т. д. Это почти невозможно, если УНА будут заказчиком в публичных закупках. А им придется быть, если компания будет обеспечивать потребности государства не на коммерческой основе.

Концепция социальных рейсов неудачна, потому что может завести УНА в публичные закупки. Но там, например, обычная потребность в закупке авиационного горючего может превратиться в приключение с жалобами и задержками в поставке на месяцы. Если государство захочет использовать УНА для эвакуации граждан, которые не смогут вернуться в Украину из-за карантина, то нужно будет на коммерческой основе предлагать выполнение таких рейсов всем желающим перевозчикам. И вообще, социальные рейсы, по правилам ЕС, – это, к примеру, когда есть удаленный остров, на который трудно добраться без авиационного сообщения, а не просто внутренние рейсы, которыми никто не хочет летать по реальным коммерческим причинам.

Вопрос государственной помощи непрост для решения. Соглашение о совместном авиационном пространстве с ЕС (САП), которое недавно было наконец подписано, содержит правила государственной помощи, отличающиеся от порядка, предусмотренного украинскими законами. Если европейские перевозчики сочтут, что УНА получают какое-то конкурентное преимущество или их деятельность искажает конкуренцию за счет государственных дотаций, то они будут писать жалобы не в Антимонопольный комитет Украины, который можно было бы убедить. Вопрос будет выноситься на рассмотрение так называемого совместного комитета, созданного для выполнения САП. Если через 30 дней в совместном комитете не будет решения, то авиационные органы стран ЕС могут лишить УНА назначений для полетов в ЕС.

Не следует недооценивать эту проблему. Только один лоукост Ryanair подал 16 исков против решений о государственной помощи, которую правительства выделяли европейским классическим перевозчикам. Первоначально решения этих дел были не в пользу жалобщика. В феврале 2021 года SAS и Air France, а в апреле Finnair избежали ответственности за нарушение правил ЕС по государственной помощи. Но в мае 2021 года суды остановили выплаты по кредитам для KLM и португальского перевозчика TAP, пока Еврокомиссия не примет новое решение по их условиям. Жалобы на помощь Lufthansa еще ожидают своего решения. В этих спорах идет речь о помощи для компенсации последствий COVID-19. В случае с УНА государственную помощь будет обосновать сложнее, ведь это не компенсация потерь в связи с ограничениями.

САП из ЕС, несмотря на заявления о его временном применении, еще не работает в полной мере. МИД Украины подтверждает, что обмен дипломатическими нотами, который необходим для временного применения САП, еще не состоялся. Ещё есть время для создания УНА без проблем в совместном комитете. Но в соглашении об ассоциации между ЕС и Украиной есть норма, запрещающая до заключения САП осуществление каких-либо мер или действий, ограничивающих или дискриминационных по сравнению с ситуацией, сложившейся до вступления в силу этого соглашения. То есть надо готовиться объяснять, почему Украина создает государственную компанию, которая существенно влияет на конкуренцию. Возможно, поэтому мы и видим общий европейский интерес без всяких тендеров – выбор Airbus для флота национального перевозчика.

Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашему редактору Катерине Рещук — [email protected]

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд