Президент Владимир Зеленский обещает создать национальную авиакомпанию Ukrainian National Airlines. Она будет летать в том числе на самолетах госпредприятия «Антонов». Сколько это будет стоить и как изменит рынок авиаперевозок в стране
⚡️ Хто, на вашу думку, заслуговує на звання «Підприємець року 2024»? Дізнайтесь більше про кожного з кандидатів та проголосуйте за посиланням. Ваш голос визначить переможця номінації «Вибір аудиторії».
Еще 17 августа консультировать Кабинет Министров по поводу запуска государственной авиалинии приехали представители французской консалтинговой компании Aerogestion, которая работала с Aigle Azur и Frech Blue. Они предоставили экономическое обоснование для запуска нового перевозчика, и сегодня, 25 ноября, по словам Зеленского, началось его создание.
Помогать запуску также будет французский авиастроитель Airbus. Вице-президент компании в Европе и Центральной Азии Кимон Сотиропулос подписал меморандум, согласно которому Украина может закупить у французов 22 самолета. «В Украине, которая имеет огромный потенциал для туризма, бизнеса и любых новых возможностей, есть место и для нового перевозчика, – сказал Сотиропулос на форуме «Велике Будівництво: Авіація. Туризм». – Сегодня мы празднуем его день рождения».
Правительство готово инвестировать в воздушный флот, нагружать украинских производителей и привлекать мировых лидеров к общим проектам в авиастроительстве, говорит Зеленский. «Речь идет не только об увеличении прибылей и пассажиропотоков, а и статуса, имиджа, престижа нашей страны», – говорит он. Президент не назвал дату запуска Ukrainian National Airlines, но летом он говорил, что цель – начать работу до конца 2021 года.
Во сколько обойдется запуск авиакомпании
Запустить новую авиакомпанию в такие сроки возможно лишь юридически, говорит Кирилл Новиков, бывший глава института гражданской авиации «Украэропроект». Правда, по его словам, для этого основатель должен уже иметь минимум два однотипных самолета, бизнес-план, сертификаты и лицензии на осуществление авиаперевозок, на получение которых уходит примерно полгода.
Также проблемно за короткий срок найти самолеты – заказы у производителей расписаны на год–два вперед. Таким образом, по словам Новикова, наиболее реалистичным выглядит получение в лизинг самолета, который уже был в использовании.
По другому сценарию – правительство купит долю в уже существующей авиакомпании, считает партнер юридической фирмы «Анте» Андрей Гук, который специализируется на авиаотрасли. Однако, по его словам, вряд ли кто-то заинтересуется таким предложением. Почему? «МАУ отчиталась о прибыли в первом полугодии, SkyUp получает новые самолеты и развивается, у Windrose стабильно все ОК», – говорит он.
Сколько стоит запустить авиалинию с нуля? Бюджет национального авиаперевозчика на 2022 год – $107,5 млн, сказал 25 ноября консультант Aerogestion Патрис Фазье. Верховная Рада 8 ноября приняла поправки в государственный бюджет на 2021 год о выделении 2,5 млрд грн для финансирования инфраструктурных проектов. Из них 500 млн грн пойдут на формирование уставного капитала национального авиаперевозчика.
При запуске авиакомпании нужны деньги на флот, сертификацию, корпоративные и авиационные IT системы, найм и обучение персонала и консалтинг.
Государственный перевозчик с социальными внутренними рейсами на самолетах «Антонова» – это не о бизнесе, а о напрасных расходах, уверен Гук. Однако министр инфраструктуры Александр Кубраков, который подписал меморандум с Airbus от Украины, говорит, что государственная авиакомпания точно выйдет в прибыль – в течение пяти лет.
Есть ли место на рынке
Период локдаунов и карантинов – не то время, чтобы вкладывать государственные деньги в открытие новой авиакомпании, отмечает эксперт рынка авиации Виктор Логвиненко. «Сейчас мировая авиация летает на 25-30% от своих мощностей, – говорит он. – Некоторые направления выполняются для того, чтобы просто летать. Создание национального перевозчика – бред».
Гук рассуждает так же: Украине не нужна государственная авиакомпания в текущей ситуации на рынке перевозок. «У нас есть «Укрзализныця», соединяющая все основные города, считает он. – Пассажир не пересядет со своими сумками в самолет, куда надо добраться за час для регистрации, багаж имеет небольшие нормы и самая низкая цена билета на который все равно больше цены на поезд». Купе в поезде «Киев – Одесса» стоит от 400 грн, а перелет на SkyUp между этими городами – от 800 грн.
Кроме поездов, в Украине работают и лоукост, и классические перевозчики, а также гибридные и чартерные. Из новых – 30 октября провела свой первый полет авиакомпания Air Ocean Airlines, у которой в парке два самолета Ан-148 от «Антонова». Она осуществляет регулярные и чартерные рейсы внутри страны. Цена билета стартует от 1000 грн в одну сторону. А 5 октября запустила авиакомпанию «Нова Пошта» под названием Supernova Airlines. Она будет работать в структуре международного подразделения группы – «Нова Пошта Глобал».
Суммарный флот пяти ведущих украинских авиакомпаний по состоянию на июль 2021 – 73 самолета, считает Дмитрий Сероухов, СЕО SkyUp Airlines. «Вместе с международными авиакомпаниями, которые оперируют на рынке Украины, они полностью покрывают потребности украинцев в авиаперелетах, – говорит он. – И сегодня предложение значительно превышает спрос».
Появление еще одного перевозчика, национального, по словам Зеленского, должно обеспечить гражданам доступные и удобные перелеты между украинскими регионами и дать толчок для развития туристического потенциала страны. Компания начнет полеты в следующем году с двух внутренних и 14 международных направлений. Чтобы это заработало нужен низкий тариф, а его можно обеспечить только благодаря субсидиям от государства, уверен Новиков.
Впрочем, Гендиректор украинской авиакомпании Bees Airline Евгений Хайнацкий убежден, что рынок конкурирует за каждого пассажира, поэтому на любом из направлений уже есть дешевые билеты. «Не думаю, что может быть еще дешевле. Конечно, если новая государственная компания не будет предлагать «социальные» билеты ниже себестоимости самих перевозок», – говорит он. Такая ситуация может привести к демпингу рынка, что не даст ничего хорошего – операторы просто не получат свою прибыль, считает Логвиненко.
Оригинальная версия материала вышла на Forbes 17 августа, когда стало известно, что французская компания Aerogestion будет консультировать Кабинет Министров Украины по поводу запуска государственной авиакомпании. Текст обновлен 25 ноября с учетом новой информации об запуске авиалинии.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.