Категория
Главное
Дата

Зеленский обещает создать национальную авиакомпанию до конца года. Зачем она и во сколько обойдется Украине

Президент Владимир Зеленский обещает создать национальную авиакомпанию, которая будет летать в том числе на самолетах АН «Антонова». Консультировать Кабинет Министров относительно ее запуска 17 августа приехали представители французской консалтинговой компании Aerogestion, которая работала с Aigle Azur и Frech Blue. Цель: запустить нового украинского перевозчика до конца года. Возможно ли это, сколько будет стоить и как изменит рынок авиаперевозок в стране

Фото Анна Наконечная

Фото Анна Наконечная

Запустить новую авиакомпанию в такие сроки возможно лишь юридически, по словам Кирилла Новикова, бывшего главы института гражданской авиации «Украэропроект». Правда, для этого основатель должен уже иметь минимум два однотипные самолета, бизнес-план, сертификаты и лицензии на осуществление авиаперевозок, на получение которых уходит примерно полгода, говорит Новиков.

Также проблемно за короткий срок найти самолеты – заказы у производителей расписаны на год-два вперед. Таким образом, по словам Новикова, наиболее реалистичным выглядит получение в лизинг самолета, который уже был в использовании.

Другой сценарий – правительство купит долю в уже существующей авиакомпании, считает партнер юридической фирмы «Анте» Андрей Гук, который специализируется на авиаотрасли. Однако, по его словам, вряд ли кто-то заинтересуется таким предложением. Почему? «МАУ отчиталась о прибыли в первом полугодии, SkyUp получает новые самолеты и развивается, у Windrose стабильно все ОК», – говорит он.

Министерство инфраструктуры отказалось комментировать планы.

Период локдаунов и карантинов – не то время, чтобы вкладывать государственные деньги в открытие новой авиакомпании, говорит эксперт рынка авиации Виктор Логвиненко. «Сейчас мировая авиация летает на 25–30% от своих мощностей, – говорит он. – Некоторые направления выполняются для того, чтобы просто летать. Создание национального перевозчика – бред».

Гук рассуждает так же: Украине не нужна государственная авиакомпания в текущей ситуации на рынке перевозок. «У нас есть «Укрзализныця», соединяющая все основные города. Пассажир не пересядет со своими сумками в самолет, куда надо добраться за час для регистрации, багаж имеет небольшие нормы и самая низкая цена которого все равно больше цены на поезд». Купе в поезде Киев – Одесса стоит от 400 грн, а перелет на SkyUp между этими городами – от 800 грн.

Кроме поездов, в Украине работают и лоукост, и классические перевозчики, а также гибридные и чартерные. По подсчетам Дмитрия Сероухова, СЕО SkyUp Airlines, суммарный флот пяти ведущих украинских авиакомпаний по состоянию на июль 2021 – 73 самолета. «Вместе с международными авиакомпаниями, которые оперируют на рынке Украины, они полностью покрывают потребности украинцев в авиаперелетах, – говорит Сероухов. – И сегодня предложение значительно превышает спрос».

Государственный перевозчик с социальными внутренними рейсами на самолетах АН – это не о бизнесе, а о напрасных расходах, добавил Гук. А сколько нужно потратить на запуск такой авиакомпании? Все зависит от бизнес-модели, объясняет Евгений Трескунов, основатель консалтинговой компании «Авиаплан». «Если лоукост-модель, то $10–15 млн, если сетевой перевозчик – не менее $50 млн», – говорит Трескунов. По его подсчетам, новая авиакомпания будет еще минимум два года терять деньги. Гендиректор украинской авиакомпании Bees Airline Евгений Хайнацкий говорит, что минимальная стоимость перевозчика – несколько миллионов долларов до начала операционной деятельности. А Логвинов говорит, что размер первоначальных инвестиций должен составить около $150 млн. Деньги идут на флот, сертификацию, корпоративные и авиационные IT, наем и обучение персонала и консалтинг.

Влияние на рынок Украины

Появление нацперевозчика, по словам Зеленского, должно обеспечить гражданам доступные и удобные перелеты между украинскими регионами и дать толчок для развития туристического потенциала страны. Для этого нужен низкий тариф, а его можно обеспечить только благодаря субсидиям от государства, уверен Новиков.

Впрочем, Хайнацкий убежден, что рынок конкурирует за каждого пассажира, поэтому на любом из направлений уже есть дешевые билеты. «Не думаю, что может быть еще дешевле. Конечно, если новая государственная компания не будет предлагать «социальные» билеты ниже себестоимости самих перевозок», – говорит он. Такая ситуация может привести к демпингу рынка, что не даст ничего хорошего – операторы просто не получат свою прибыль, считает Логвиненко.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Рейтинг зарплат | 15 самых комфортных банков