Почему нулевая декларация президента Зеленского – плохая и слабая политика, которая, скорее всего, не сработает
Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за 1259 грн замість 1799 грн. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас. В період акції Christmas sale діє знижка 30% 🎁
Закон №1539, запускающий декларирование доходов граждан с 1 сентября, похож на искаженную реализацию одного из ключевых предвыборных обещаний Зеленского – провести «нулевую декларацию» для бизнеса под 5%. На самом деле ставок целых восемь (от 2,5% до 11,5%). А сам документ имеет мало общего с идеологией поддержки бизнеса или экономической свободы.
Легализация активов, полученных физлицами до 01.01.2021 года:
- проводится с 1 сентября 2021 года по 1 сентября 2022 года;
- якобы освободит от ответственности за неуплату налогов, обязательных сборов и «должностных преступлений» (ст. 366 и 367 УК Украины), а также от административной и финансовой ответственности в сфере налогового, антимонопольного (экономической конкуренции) и валютного законодательства;
- имеет варьируемую стоимость «налоговой индульгенции» в зависимости от:
- географического местоположения актива (в стране – 5%, за границей – 9%);
- формы его пребывания (в виде среднесрочных долговых бумаг правительства – 2,5%);
- готовности платить сразу или тремя частями ежегодно (3%, 6% и 11,5%);
- желания стать первопроходцем, внеся откупную в самом начале нулевого декларирования (с 01.09.2021 по 01.03.2022 по ставкам 7% и 9,5%);
- автоматически «прощает» гражданину 400 000 гривен, квартиру (площадью до 120 кв. м), дом (площадью до 240 кв. м), нежилое помещение (площадью до 60 кв. м) и участок земли (площадью до 2 га). К этим благам можно добавить автомобиль или мотоцикл (установлены ограничения по стоимости – до 0,4 млн грн и объему двигателя – не более 800 куб. см для мотоцикла). Предметы роскоши в виде яхт, катеров, самолетов и вертолетов не амнистируются.
Однако если внешне документ выглядит полезным, то при детальном ознакомлении можно выявить в нем слабые реперные точки.
Высокие риски замораживания/изъятия активов
Амнистируемые деньги на специальном счету в украинском банке будут проходить проверку на благонадежность (финмониторинг) как до внесения, так и весь период нахождения в банке. То есть, пока банк сомневается в источнике происхождения, деньги вам не вернут. Сколько это продлится, не ясно. При этом запрет на легализацию наличных денег (закон требует положить деньги в банк или «обернуть» в актив, разрешенный для легализации) при слабом доверии к украинским банкам и архисложной проверке значительных сумм, вносимых на банковские счета, а также высокая ставка легализации в иностранном банке (9% и 11,5%) делают документ слабо жизнеспособным и крайне рисковым.
Но и это не все. Потенциальным участникам декларирования предстоит пережить 60-дневную камеральную проверку от налоговой службы. И в случае выявления нарушения условий размещения валютных ценностей в банковских (других) финансовых учреждениях или отсутствия/несоответствия документов, подтверждающих стоимость и местонахождение активов, получить отмену государственных гарантий и доначисление налога по ставке 18%. Проще не участвовать!
Налоговая дискриминация активов по месту их географического расположения
Базовый принцип налогообложения – равенство всех плательщиков перед законом, обеспечение одинакового подхода ко всем, независимо от места происхождения и пребывания капитала. Применение повышенных ставок для активов, находящихся за границей (речь о ставке 9% и 11,5% для заграничных активов), – налоговая дискриминация. Коррупция и отсутствие судебной защиты активов внутри страны придают несправедливый (конфискационный) характер акции и делают мало выполнимой ее функцию как фактора возврата сбежавших из Украины капиталов.
Для примера, налоговая амнистия в Турции предполагает, что физические и юридические лица, которые до конца года воспользуются схемой добровольного раскрытия информации о своих активах, будут полностью освобождены от налогообложения раскрытых активов и налоговой проверки. То есть никаких налогов и никаких проверок! Мирный договор с гражданами и бизнесом. Для иностранных активов есть только одно требование: они должны в любом формате начать работать на экономику Турции как инвестиции. Чувствуете разницу?
Слабые гарантии государства для участников нулевого декларирования
Отсутствие внятных государственных гарантий личной безопасности, репутации и иммунитета от того, что информация станет основанием для дальнейших преследований со стороны правоохранительных и контролирующих органов, а также криминалитета. Спасением мог бы стать механизм анонимной декларации – обезличенная декларация, которая была подана не лично, а через уполномоченное лицо – нотариуса (алгоритм прекрасно сработал в Израиле). Этот вариант был прописан в первоначальной версии законопроекта. Но в конечную версию алгоритм не попал, что ухудшило ситуацию с гарантиями. Выходит, более разумно саботировать процесс, не вызывающий доверия и несущий угрозу безопасности и репутации.
Высокая ставка сбора
Международная практика говорит о том, что чаще всего эффективными являются налоговые амнистии, проводимые под умеренные или пониженные ставки. В случаях с предлагаемыми ставками в 9%, 9,5% и 11,5% амнистия гарантированно не сработает. Ведь существуют возможности использования не менее законных и более дешевых способов легализации активов. Например, пониженные ставки налогов (под 5%) согласно договорам об избежании двойного налогообложения или инвестиции в некоторые виды пассивных доходов внутри страны. Или зачем инвестировать в ОВГЗ по амнистии под 2,5%, когда простая покупка долговых бумаг и проценты по ним на сегодня вообще не облагаются налогом?
Последнее десятилетие частота применения инструментов налоговой амнистии и амнистии капиталов очень высока. На фоне мировой политики налоговой прозрачности десятки стран прибегают к ним – удачными примерами служат Аргентина (2016), Израиль (2016–2017), Италия (2015, 2018), Индонезия (2017–2018) и Турция (2018, 2020–2021). Однако массив научных исследований и международной практики проведения налоговых амнистий показали, что они являются спорным и неоднозначным инструментом для роста доходов бюджета. А опыт их проведения довольно противоречив (большинство скорее неуспешно, чем успешно). Особенно проблемы проявляются в странах с высокой коррупцией и слабыми институтами власти. Все это присутствует и в украинском нулевом декларировании. Но кроме технических ошибок, противоречивой стала идеология процесса – вместо стимула к детенизации и росту экономики очередное «пыточное приспособление» для сбора налогов с экономически активных украинцев.
Налогоплательщики, скорее всего, не пойдут на «фискальную Голгофу», а Украина займет место в ряду стран, проваливших и дискредитировавших механизм налоговой амнистии. И повторно прибегнуть к ней в ближайшем будущем мы не сможем. Нулевая декларация президента Зеленского – плохая и слабая политика, которая, скорее всего, не сработает.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.