Строительство дорог в Полтавской области. Фото bigbud.kmu.gov.ua/Иллюстрация Анна Наконечная
Категория
Компании
Дата

Благодаря «Большому строительству» Зеленского четыре дорожных компании попали в рейтинг 100 крупнейших. Сколько они заработали

5 хв читання

Строительство дорог в Полтавской области. Фото bigbud.kmu.gov.ua/Иллюстрация Анна Наконечная

Среди главных компаний-бенефициаров 2020 года – подрядчики президентской программы «Большая стройка». Четыре крупнейших компании, занимающихся дорожным строительством, за год повысили выручку в 2,6 раза, до 59 млрд грн. Таким образом, они впервые попали в рейтинг 100 крупнейших частных компаний от Forbes. Что это за компании

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

В 2020 году на ремонт и строительство дорог в Украине потратили 123,8 млрд грн – это в 2,5 раза больше, чем в 2019-м (51 млрд грн). «За два года (2020–2021 годы. – Forbes) «Большая стройка» обновит и построит более 13 000 км дорог, – рассказал Forbes заместитель главы «Укравтодора» Андрей Ивко. – К 2025 году планируем обновить всю главную сеть украинских дорог – 24 000 км».

Три компании из рейтинга крупнейших (Onur, «Автомагистраль-Юг», RDS) получили в 2020 году подрядов на 48,3 млрд грн, подсчитала для Forbes платформа прозрачности инфраструктуры CoST Ukraine. Четвертая – Дорожник-97, которая поставляет стройматериалы и технику для «Автомагистраль-Юг». В общей сложности за шесть неполных лет Onur, «Автомагистраль-Юг», RDS выиграли тендеров на 155 млрд грн.

Крупнейшие подряды, которые получила Onur Group Ukraine – строительство моста через реку Днепр в Запорожье, ремонт трассы Киев–Чоп, ремонт трассы Днепр–Решетиловка. «Автомагистраль-Юг» в 2020 году выиграла тендеров на самую большую сумму среди всех подрядчиков «Большого строительства» – 28,8 млрд грн.

На строительство дорог в 2021 году заложено 124 млрд грн (около 3% ВВП). По состоянию на 1 октября Onur, «Автомагистраль-Юг», RDS уже выиграли тендеров более чем на треть всего бюджета – 44 млрд грн. Что следует знать о главных бенефициарах «Большого строительства».

Onur Group Ukraine

Количество выигранных тендеров (с 2016-го по 1.10.2021 года): 274

Сумма заключенных договоров по тендерам (с 2016-го по 1.10.2021 года): 50,3 млрд грн

Выручка (2020 год): 24,4 млрд грн

Убыток (2020 год): 64 млн грн

Попаданию в список 100 крупнейших частных компаний украинская «дочка» турецкого строительного конгломерата обязана президентской программе «Большое строительство». По данным издания «Наші гроші», специализирующегося на антикоррупционных расследованиях, Onur Group входит в тройку крупнейших подрядчиков «Укравтодора» в 2020 году: на ее счету 9,4% дорожных подрядов на 9,2 млрд грн. Больше только у двух компаний с одесскими корнями: «Автомагистраль-Юг» и «Ростдорстрой» (RDS). Onur – один из основателей Национальной ассоциации дорожников Украины. Шесть членов этой организации, по оценке НГ, в 2020 году разыграли между собой 66% дорожных контрактов. Почему нам удается? Расширяемся там, где наша база, техника и люди, – сказал в интервью «24 каналу» Караахметоглу. – Хорошо знаем рынок и поставщиков по хорошим ценам».

За восемь месяцев 2021 года Onur увеличил портфель контрактов на 19,4 млрд грн (13,2% разыгранных дорожных тендеров). В 2020-м детективы НАБУ провели обыск во львовском офисе Onur Group по делу эксглавы «Укравтодора» Славомира Новака, а Караахметоглу вручили подозрение.

В июле 2020 года Новака задержало в Польше местное антикоррупционное бюро по подозрению в коррупции и управлении организованной преступной группой. Он якобы получал взятки за продление сроков ремонта дорог, говорил директор НАБУ Артем Сытник. Среди фигурантов, кроме Onur, украинская компания «Альтком» и польская ECM Group. Караахметоглу отрицает свое участие в коррупционных схемах, в частности, связанных с задержанием Новака. Дело не закрыто.

из личного архива

Onur Group Ukraine Фото из личного архива

Турецкая Onur Group (Onur Taahhut) основанна в 1991 году. Она занимается строительством и ремонтом дорог и других инфраструктурных объектов в странах Восточной Европы и Ближнего Востока. Кроме основного направления – строительства автомобильных дорог и мостов – Onur Group Ukraine инвестирует в «зеленую» энергетику, сельское хозяйство, горнодобывающую промышленность, деревообрабатывающую отрасль, авиаперевозки и туризм. В Украине компания работает с 2004 года, построив участок трассы международного значения Киев–Одесса.

«Автомагистраль-Юг»

Количество выигранных тендеров (с 2016-го по 1.10.2021 года): 350

Сумма заключенных договоров по тендерам (с 2016-го по 1.10.2021 года): 76 млрд грн

Выручка (2020 год): 16,9 млрд грн

Прибыль (2020 год): 634 млн. грн.

«Автомагистраль-Юг» – фаворит «Укравтодора» на протяжении нескольких лет и крупнейший подрядчик «Большого строительства». В 2018–2019 годах, по данным издания «Наші гроші», компания получила подряды на 16,3 млрд грн. А в 2020-м выиграла 31% дорожных тендеров, на 30,3 млрд грн, – больше чем три следующие в списке компании вместе взятые. «Автомагистраль-Юг» сохранила лидерство и в 2021-м: в январе–августе на ее долю пришлось 20,3% дорожно-строительного «пирога», на 29,8 млрд грн. Компания записана на одесских бизнесменов Валерия Короткова и Олега Наливанного.

Благодаря «Большому строительству» Зеленского четыре дорожных компании попали в рейтинг 100 крупнейших. Сколько они заработали /Фото 1

«Автомагистраль-Юг». Фото facebook.com/automagistral

В марте 2021 года Бойко получил от Антимонопольного комитета Украины разрешение на концентрацию более 50% «Автомагистраль-Юг». Гендиректор компании Николай Тимофеев отрицает связь с окружением Труханова. «Компания принадлежит группе бизнесменов, стоявших у истоков ее создания 15 лет назад, – говорил Тимофеев «Бизнес Цензору» в 2019 году. – За ними никто не стоит».

Дорожник-97

Выручка (2020 год): 9,2 млрд грн

Прибыль (2020 год): 821 млн. грн.

«Дорожник-97» – компания-интрига. У нее нет сайта, а ее основатель Александр Бойко почти не дает интервью. По данным YouControl, уставный капитал предприятия – 33 200 грн. В то же время выручка сравнима с бюджетом Одессы на 2021 год. В чем секрет успеха? Основной покупатель стройматериалов и техники у «Дорожника-97» – один из крупнейших дорожных строителей Украины «Автомагистраль-Юг». В феврале 2019-го «Дорожник-97» приобрела у СБМУ «Подряд» 111 т асфальта тремя партиями по ценам 1878, 1900 и 1878 грн/т. В том же месяце «Автомагистраль-Юг» выкупила у «Дорожника-97» 111 т асфальта за 2097 грн/т. Маржа поставщика – 10%, подсчитали «Наші гроші». Бойко – вице-президент Национальной ассоциации дорожников Украины, члены которой выиграли с начала «Большого строительства» 75% дорожных тендеров.

RDS (Ростдорстрой)

Количество выигранных тендеров (с 2016-го по 1.10.2021 года): 215

Сумма заключенных договоров по тендерам (с 2016-го по 1.10.2021 года): 28,3 млрд грн

Выручка (2020 год): 8,4 млрд грн

Прибыль: н/д

Благодаря «Большому строительству» Зеленского четыре дорожных компании попали в рейтинг 100 крупнейших. Сколько они заработали /Фото 2

RDS («Ростдорстрой»). Фото facebook.com/rdsukraine

В 2020 году группа компаний «Ростдорстрой» стала RDS. Заменили длинное и тяжелое название на более легкое и простое, пояснил «Интерфаксу» соучредитель компании Юрий Шумахер. Он депутат Одесского облсовета и член фракции Геннадия Труханова «Доверяй делам». В 2020 и 2021 годах RDS выиграла тендеры почти на 15 млрд грн и заняла второе место в тройке крупнейших подрядчиков «Укравтодора», подсчитали «Наші гроші». Компании принадлежит 11 асфальтобетонных заводов, девять лабораторий контроля качества, восемь почвосмесительных установок. В 2020 году RDS построила и отремонтировала 550 км дорог в 10 областях Украины.

Компания настаивает на том, что никак не связана с одесским мэром. «Я никогда не отрицал давнее знакомство и дружеские отношения с Геннадием Трухановым, – говорил Шумахер журналу «Фокус» в 2018 году. – Однако никакого совместного бизнеса у нас никогда не было.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд